Лента новостей
Как управлять своими финансами в кризис: расходы, инвестиции и кредиты 28 мар, 12:45, РБК и банк Ренессанс Бизнес способен на большее: как делать отчет для налоговой одной кнопкой 28 мар, 11:25, РБК и СберБизнес Попробуйте ответить на вопросы ЕГЭ и набрать высший балл. Тест 28 мар, 11:02, Специальный проект Глубинные потребности шести сфер бизнеса: от торговли до услуг 28 мар, 10:39, РБК и СберБизнес Как посчитать свой кредитный рейтинг и рефинансировать займы 28 мар, 09:53, РБК и банк Ренессанс Когда не стоит брать кредит, и как правильно его погасить 28 мар, 09:02, РБК и банк Ренессанс 72 простые итерации: как владельцу контролировать свой бизнес 28 мар, 09:02, РБК и СберБизнес Как накопить на отпуск, подушку безопасности и безбедное будущее 28 мар, 08:35, РБК и банк Ренессанс Почему не нужен телевизор для просмотра передач и компьютер — для игр 28 мар, 07:57, РБК и Ростелеком Бесплатная аналитика для шести сфер бизнеса: спрос, продажи и конкуренты 28 мар, 07:06, РБК и СберБизнес Катера ТОФ выполнили учебную стрельбу ракетами «Москит» в Японском море 28 мар, 05:55, Технологии и медиа Сенат США отменил разрешения на войну в Ираке 28 мар, 05:41, Политика «Коммерсантъ» узнал о возможном удорожании ледокола «Россия» на 60% 28 мар, 05:27, Политика Ким Чен Ын приказал увеличить производство материалов для ядерного оружия 28 мар, 05:04, Политика Работодатели стали меньше ценить чувство юмора потенциальных сотрудников 28 мар, 05:00, Общество Пентагон отказался обнародовать видео с тремя сбытыми над Аляской НЛО 28 мар, 04:47, Политика Болтон в вопросе о ядерном оружии в Белоруссии напомнил о Калининграде 28 мар, 04:17, Политика В Госдуме предложили ввести льготную ипотеку для работников ОПК 28 мар, 04:06, Общество В Британии башню XIX века во второй раз отодвинут от побережья 28 мар, 03:44, Общество Ученые предрекли «очень долгий период трудностей» для должников Китая 28 мар, 03:32, Экономика В ДТП с автобусом в Саудовской Аравии погибли не менее 20 человек 28 мар, 03:08, Общество Атомный авианосец США принял участие в совместных с Южной Кореей учениях 28 мар, 02:47, Политика Bloomberg узнал о подозрениях контрразведки США против первой жены Трампа 28 мар, 02:38, Политика В Альянсе турагентств России предупредили о подорожании отдыха в Сочи 28 мар, 02:02, Общество Bloomberg узнал о санкциях Евросоюза против молдавских олигархов 28 мар, 01:40, Финансы В Думу внесли проект об отмене полученного в фиктивном браке гражданства 28 мар, 01:26, Общество Правительство Британии запретит «веселящий газ» 28 мар, 01:03, Общество Как вложения в недвижимость почти догнали прошлые показатели. Инфографика 28 мар, 01:00, Бизнес
Газета
Мобилизация и экономия
Газета № 201 (2457) (3110) Экономика,
0

Мобилизация и экономия

Как изменился проект бюджета за две недели обсуждений
Проект бюджета на предстоящие три года в пятницу поступил в Госдуму, за две недели обсуждений в правительстве общих расходов добавилось, а президенту дали возможность распределить 225 млрд руб. в 2018–2019 годах
Сотрудник Государственной фельдъегерской службы России во время доставки коробок с документами проекта закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» из Дома правительства РФ в Государственную думу РФ
Сотрудник Государственной фельдъегерской службы России во время доставки коробок с документами проекта закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» из Дома правительства РФ в Государственную думу РФ (Фото: Артем Коротаев/ТАСС)

Правительство 28 октября внесло в Госдуму финальную версию проекта трехлетнего бюджета, который теперь будет правиться только в ходе парламентских чтений. Как уже сообщал РБК, новый бюджет является, с одной стороны, «мобилизационным» (в части доходов), с другой — бюджетом жесткой экономии (в части расходов). Пакет мер бюджетной консолидации примерно на 70% состоит из «оптимизации расходов и повышения их эффективности», тогда как на меры по мобилизации доходов приходится около 30%, оценивает правительство в пояснительной записке к проекту бюджета. Это должно позволить сократить бюджетный дефицит с 3,2% ВВП в 2017 году до 1,2% ВВП в 2019-м.

Доля нефтегазовых доходов, достигшая в прошлом году 44% в общем объеме бюджетных доходов, продолжит снижаться — с 37,4% в 2017 году до 36% в 2019-м. Заложив в бюджет цену нефти $40, правительство не прогнозирует нефтяных сверхдоходов, которые раньше позволяли наполнять Резервный фонд. «Мобилизация» доходов проявилась в таких решениях, как требование направлять на выплату дивидендов не менее 50% прибыли госкомпаний и ФГУПов (483 млрд руб. поступлений в казну в 2017 году), разовое перечисление Банком России дивидендов по акциям Сбербанка (50 млрд руб.) или дополнительные акцизы на табачную продукцию и электронные сигареты. Сэкономит государство на сокращении некоторых социальных обязательств по индексации выплат в 2017 году: заморожен размер материнского капитала, вновь не будут повышены зарплаты госслужащим и военным, а пенсии военных пенсионеров будут проиндексированы только на 4% (меньше, чем гражданским пенсионерам).

За две недели, прошедшие с 12 октября, когда Минфин опубликовал проект бюджета, до внесения его в Думу, проект претерпел изменения. В целом по сравнению с первоначальной версией расходы на три года увеличились на 144 млрд руб., из которых 59,6 млрд приходится на 2017 год. Прогнозные дефициты в 2017–2019 годах поменялись незначительно, то есть разработчики просто «подкрутили» доходы сообразно слегка возросшим ассигнованиям.

По сравнению с первоначальной версией бюджет 2017 года стал чуть более открытым: закрытая часть (секретные и совершенно секретные ассигнования) сокращена на 100 млрд руб., до 2,77 трлн (17% общих расходов). По итогам 2016 года доля секретных расходов достигнет рекордных в российской истории 22,3%. Секретность 2017 года связана не только с оборонными расходами, включая основные показатели гособоронзаказа, но и с программой государственных финансовых и экспортных кредитов иностранным заемщикам — она тоже засекречена.

В разрезе функциональных направлений самые заметные изменения в ассигнованиях по сравнению с исходной версией Минфина произошли в разделах «Общегосударственные вопросы», «Национальная экономика» и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность». Но если в первом и втором разделах добавилось соответственно 35 млрд и 26 млрд руб., то направление «Национальная безопасность», напротив, уменьшилось на 25 млрд руб. А в 2018–2019 годах на национальную безопасность будет выделено на 230 млрд руб. меньше, чем предполагал исходный вариант бюджетного проекта, опубликованный Минфином 12 октября.

Другое изменение — федеральное правительство собирается выдать регионам в 2017 году только 100 млрд руб. бюджетных кредитов вместо ранее планировавшихся 200 млрд руб. и по сравнению с 310 млрд руб. в 2016 году. Вместе с тем в составе Резервного фонда президента России дополнительно предусмотрено 10 млрд руб. в 2017 году на «непредвиденные расходы <…> для оказания однократной финансовой помощи бюджетам субъектам Российской Федерации», следует из пояснительной записки.

Закон о бюджете предусматривает в 2017 году как минимум 285 млрд руб. зарезервированных бюджетных ассигнований — это те расходы, которые можно перераспределять в рамках указанных в законе направлений без поправок в закон о бюджете. В бюджет 2017–2019 годов включено 16 оснований для такого перераспределения. В том числе около 96 млрд руб. зарезервировано на «совершенствование системы материальной мотивации государственных гражданских служащих», иными словами, на премии чиновникам в соответствии с одним из майских указов президента. 28,6 млрд руб. плюс секретная часть зарезервированы на решения президента и правительства «по обеспечению отдельных мероприятий в сфере национальной обороны, национальной безопасности, исследования и использования космического пространства, правоохранительной деятельности, развития оборонно-промышленного комплекса и мероприятий по ликвидации последствий деятельности объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия». По 100 млрд руб. ежегодно зарезервированы на общеэкономические вопросы по разделу «Национальная экономика» для отдельных решений правительства. Как отмечается в пояснительной записке, 100 млрд руб. на 2017 год будут распределены по соответствующим приоритетным проектам в ходе второго чтения бюджета в Госдуме. В частности, на приоритетный проект поддержки малого бизнеса предусмотрено 14,6 млрд руб. из правительственного резерва, на проект «Образование» — 26,6 млрд.

Аналогичный резерв на общую сумму 225 млрд руб. предусмотрен и для отдельных президентских решений в области национальной экономики, но только в 2018 и 2019 годах. В 2016 году в бюджете был сформирован президентский резерв на 342 млрд руб. из замороженных пенсионных накоплений. На следующий год пенсионные накопления опять заморожены, это 408 млрд руб., следует из финансово-экономического обоснования к соответствующему законопроекту. Как они будут использованы, из закона о бюджете и материалов к нему не ясно, но общая открытая часть зарезервированных средств на 2017 год составляет лишь 285 млрд руб. (в этом году — 765 млрд). Получается, что часть замороженных пенсионных накоплений может быть использована по секретным направлениям.