Лента новостей
Reuters узнал о помехах Uniper из-за контрактов с «Газпромом» 19:47, Статья Захарова отреагировала на слова Кэмерона об отправке войск на Украину 19:45, Новость Клуб НХЛ продлил контракт с российским тренером 19:39, Статья В Казахстане Ан-2 вынужденно сел на воду 19:27, Новость ПСБ расширил преимущества карты для ветеранов боевых действий 19:11 Приговор экс-главе Binance и волатильность рынка. Главные события недели 19:08, Статья La Repubblica узнала о планах Италии передать Украине ЗРК SAMP 19:07, Новость Военная операция на Украине. Онлайн 19:06, Онлайн В Думе предложили перенести заседания в день и после инаугурации Путина 19:00, Статья Maersk возобновила ликвидацию российского бизнеса 18:44, Статья Москва выставила на торги деревянный купеческий дом 1906 года постройки 18:36, Статья Армия Эстонии предложила соседям задуматься о блокаде Балтики для России 18:26, Статья Рублев впервые в карьере вышел в финал «Мастерса» в Мадриде 18:23, Статья Кэмерон назвал последствия возможной отправки войск на Украину 18:18, Новость На Ставрополье ввели режим повышенной готовности из-за заморозков 18:07, Новость СК возбудил уголовное дело из-за сожжения Нового Завета в Ставрополье 17:57, Статья Мэр Орска пообещал восстановить смытую дамбу до зимы 17:46, Новость Чемпион КХЛ подписал контракт с рекордсменом Белоруссии и МХЛ 17:46, Статья
Газета
Почему Бобу Дилану вручили Нобелевскую премию
Газета № 190 (2446) (1410) Общество,
0
Максим Артемьев

Почему Бобу Дилану вручили Нобелевскую премию

Награждение американской рок-легенды — попытка показать, что Нобелевский комитет улавливает веяния времени и способен оставаться актуальным

В один день с присуждением Нобелевской премии по литературе Бобу Дилану скончался итальянский драматург Дарио Фо. В известном смысле это было символично. Итальянец явился провозвестником поворота в политике Нобелевского комитета, ибо работал в жанре уличной буффонады. Друг Бродского, профессор Дартмутского колледжа Лев Лосев по этому поводу писал, что то решение сопоставимо с тем, как если бы в России нобелевку дали Жванецкому. Не прошло и двадцати лет, как наградили рок-певца.

После прошлогоднего решения о вручении Нобелевской премии по литературе Светлане Алексиевич, автору, по сути, журналистских текстов, сегодняшнее присуждение, безусловно, разъярит высоколобых эстетов, академических исследователей словесности, вообще окололитературный бомонд. По крайней мере, в соцсетях уже прошел гул недоумения.

Смена жанра

Однако не стоит иронически улыбаться. Логику из Стокгольма понять нетрудно. И дело не в пресловутой политкорректности, хотя она, безусловно, оказывает влияние: вспомним, например, гендерный состав лауреатов в XXI веке — пять женщин из шестнадцати награжденных. И это положительное явление. Другое дело, что вручают зачастую не самым достойным, а случайным, таким как Дорис Лессинг или Эльфрида Елинек.

Главный мотив — остаться на плаву, поддерживать актуальность премии. А с этим в последние годы имелись большие проблемы. Золотой век нобелевки пришелся на середину XX века, когда литература имела большое общественное значение, а писатели выступали в роли пророков. Присуждение премии Пастернаку и Сартру, Солженицыну и Расселу, Элиоту и Фолкнеру становилось событием и в политической жизни, и в литературе. Сегодня же награжденных забывают уже на следующий день, а их лекции на церемонии вручения вызывают минимальный интерес.

Принято считать, что звания лауреатов удостаивались самые значительные писатели, чьи дарования не вызывали сомнения. В большинстве случаев так и было. Но в связи со стремительным расцветом масскультуры — кино, эстрады и прочих «легких» жанров — литература была оттеснена в общественном сознании на второй план, популярность чтения «серьезных» книг резко упала, равно как и стихов. Сегодня уже немыслимо представить, чтобы в газетах печатали поэзию, как это практиковалось еще пятьдесят лет назад.

Поэтому даже серьезный прозаик или поэт, как правило, существует для небольшого числа почитателей, и Нобелевская премия тут ничего изменить не может. Возникает угроза ее маргинализации, превращения в малопонятную элитную награду для немногих избранных. Статус нобелевки явно упал, и ее присуждение давно уже не становится событием.

«Великая традиция»

Награждение Боба Дилана — попытка переломить тенденцию, показать, что Нобелевский комитет улавливает веяния времени и способен эволюционировать и оставаться актуальным. Это та же самая тенденция, что и концерты рок-музыки в академических залах, исполнение Вивальди Ванессой Мэй, авангардные постановки классики в модернистских театрах.

Стоит заметить, что, согласно завещанию Нобеля, премия по литературе вручается за «наиболее значительное литературное произведение идеалистической направленности». То есть речь не идет о чистой художественности — недаром Лев Толстой ее не получил, а первым лауреатом стал Сюлли-Прюдом, третьестепенный французский поэт. Так что Боб Дилан, известный своей ярко выраженной общественной позицией с ранних лет, борец за гражданские права и против войны во Вьетнаме, подходит под определение Нобеля как никто другой.

Если гора не идет к Магомету, то… премия сама делает шаг к широкой аудитории. Америка стала в XX веке родиной масскультуры — голливудского кино и рок-музыки. Поэтому награждение именно Боба Дилана символично: отныне массовый жанр официально признан ровней «высокой» культуре, точнее, само разделение между ними упраздняется, а лауреат — представитель страны, имеющей наибольшие заслуги в данной сфере. Впрочем, в США по факту так уже давно и было, но теперь пал бастион в Старом Свете.

Стоит заметить, что в современной Америке имеется немало выдающихся поэтов, например Чарльз Симик или Кей Райан, но их обошли не случайно, ибо, по мнению комитета, душу народа адекватнее выражает Боб Дилан с его текстами в русле «великой американской песенной традиции». Поэзия в США всегда была маргинальна, а вот спирчуэлс, кантри, блюз и прочие фолк-жанры процветали. Следовательно, и логика, и историческая правда соблюдены в награждении Дилана как их самого известного представителя.

К счастью, Боб Дилан получил признание в Стокгольме еще при жизни. Высоцкий же, который занимает в российской культуре примерно такое же место, удостоился выхода сборника стихов «Нерв» только посмертно. Это стало его признанием как поэта, в чем ему отказывали, пока был жив. Высоцкий всего на три года старше Дилана, и, кто знает, доживи он до наших дней — не претендовал бы и он на Нобелевскую премию?

Об авторах
Максим Артемьев историк, журналист
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.