Big data по-русски
Скорость имеет значение
По мотивам истории компании «Полиматика Рус» можно было бы снять сериал в духе Кремниевой долины — талантливый программист придумал технологию, способную удешевить и ускорить обработку данных для бизнеса, можно сказать, бросил вызов лидерам IT-индустрии — Microsoft, Oracle, SAP и др. Но разработка затянулась на пять лет, в «Сколково» попасть не удалось, деньги закончились, а партнер ушел. И тут созданный программный продукт наконец начал пользоваться спросом и приносить прибыль.
«Владелец небольшой продуктовой сети сопоставил данные по закупкам с информацией о продажах и неожиданно раскрыл мошенническую схему: за его спиной сотрудники воровали деньги», — приводит основатель «Полиматики» Роман Раевский недавний пример использования его системы.
«Полиматика» за секунды анализирует большие объемы данных для бизнеса. На основе обработанной и показанной в разных разрезах информации можно делать выводы о целевой аудитории, предпочтениях разных групп клиентов, прогнозировать всплески и падения спроса. Ну и видеть неожиданные дыры, куда утекают средства, как в истории с продуктовой сетью.
Подобные инструменты для анализа и визуализации информации выпускают как лидеры IT-рынка, так и множество небольших компаний. Фишкой «Полиматики» Раевский называет скорость и относительно невысокие цены. «Обработку структурированных данных «Полиматика» делает с очень большой скоростью», — подтверждает Сергей Негодяев, директор по управлению портфелем ФРИИ. По его словам, такие решения доступны на других платформах в течение десяти секунд, в то время как продукт «Полиматики» справляется меньше чем за секунду. «Система компании «Полиматика» по сути является надстройкой над базами данных. Решение считывает данные и быстро их обрабатывает. Это нишевой продукт, хоть и очень качественный», — считает Негодяев.
Big data для бизнеса
Работа с «большими данными» — один из ключевых трендов в IT-индустрии. Компании и государственные институты собирают огромные массивы сведений, которые надо обрабатывать. Спектр применения данных очень широк — от социологии и медицины до маркетинга и банковского дела. Работа с big data уже привычна для корпораций, но небольшие и средние компании только начинают применять эту практику.
«Если у вас одна булочная, вы знаете в лицо каждого покупателя, — говорит Роман Раевский. — Но если у вас сеть хотя бы из десяти булочных в разных районах города, организовать индивидуальный подход намного сложнее». Для этого и применяется анализ больших данных: система фиксирует время, в которое клиент совершает покупку в том или ином районе города, состав и величину его чека. На основе этих признаков все покупатели сортируются в группы, для каждой из которых разрабатывается индивидуальное предложение.
«Простая утилитка»
В начале 2000-х Роман Раевский, выпускник Уральского технического университета, создал системного интегратора — бизнес по внедрению ERP- и CRM-систем (системы управления предприятием и автоматизации работы с клиентами). Вскоре он начал получать нестандартные заказы, с которыми классические отчетные системы справиться уже не могли. Так, например, один из клиентов, Братский лесопромышленный комплекс, запросил у компании 750 отчетов по внутренним бизнес-процессам. Чтобы решить задачу, Раевский вместе с двумя разработчиками создал аналитический модуль СМАРТ (система мгновенного анализа реляционных таблиц). Она позволяла анализировать большие объемы данных и «упаковывать» их для разных задач: например вычленять информацию, необходимую для отделов закупки, продаж или бухгалтерии.
«Это была простая «утилитка», но тогда она пользовалась бешеной популярностью», — вспоминает Роман. Он продал ERP-бизнес и полностью переключился на продажи аналитической системы. Новый продукт закупали крупные столичные и региональные розничные сети — «Евросеть», «Связной», «М.Видео», государственные структуры, например Счетная палата РФ.
Но вскоре Раевский стал получать жалобы, что за одну операцию нельзя было обработать больше 100 млн записей — цифра внушительная, но для среднего и крупного бизнеса уже недостаточная. Снять ограничения было возможно, но тогда отчеты пришлось бы ждать часы и дни.
В 2010 году началась история собственно «Полиматики»: Роман решил создать продукт, который будет обрабатывать объемы информации меньше чем за секунду. «Я хотел, чтобы пользователи могли не просто «покрутить» имеющиеся у них данные, а анализировать их с помощью сложных математических моделей», — объясняет Роман. В то же время программа задумывалась простой в использовании. Вместо классической схемы, когда софт устанавливается на каждый компьютер заказчика, Раевский решил использовать веб-интерфейс.
Дыра в бюджете
Инвестором проекта стал партнер по продвижению СМАРТ — его имя Раевский не называет. Партнеры договорились об инвестициях «по потребностям» на протяжении двух лет.
Компания проедала инвестиции, а продавать было нечего: разработчики проводили эксперименты, пытаясь достичь поставленных целей, но в сроки катастрофически не укладывались. Как вспоминает Роман, «бюджет трещал по швам», а чтобы продолжать работать, нужно было нанимать новых программистов — расходы на зарплаты разработчикам за два года выросли с 600 тыс. до 2 млн руб. в месяц. В 2013 году партнер потерял интерес к разработке и вышел из бизнеса — Раевский выкупил его долю.
Предприниматель пробовал получить господдержку. Трижды подавал заявление в IT‑кластер «Сколково», каждый раз получал отказ. «Мы подходили по всем условиям, даже специально нанимали иностранных специалистов (было и такое требование), но там просто некому было оценить инновацию, — считает Роман. — Я получал стандартный ответ: подобные системы уже существуют, рынок поделен между крупными игроками». В пресс-службе «Сколково» РБК мотивы отказов объяснять отказались, но подчеркнули, что оценку проектам дает независимая экспертная комиссия.
Работа над программой заняла целых пять лет. «Прежний образ жизни пришлось изменить — ограничить путешествия и общение с друзьями, часто жить в долг, — вспоминает Раевский. — Мы превысили изначальный бюджет ровно на число «пи» (в 3,14 раза. — РБК) — очень символично».
Первые коммерческие продажи системы стартовали только в конце 2015 года, а новый инвестор появился в феврале 2016 года — 30% компании выкупил предприниматель Иван Хмелевской (сумму сделки Раевский не раскрывает).
Запуск решения «Полиматики» совпал по времени с созданием Единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Компании, входящие в реестр, включая «Полиматику», получают преференции в конкурсах на закупку ПО госструктурами и льготы при выплате налогов по ФОТ. Сейчас «Полиматике» удалось продать свою систему Пенсионному фонду РФ, сети магазинов электроинструмента «220 Вольт», косметическому бренду Mary Kay, Бинбанку — Раевский уже заключил договоры с десятком заказчиков.
Экономика больших данных
Последняя, пятая версия «Полиматики» увидела свет в июне 2016 года. По словам Раевского, она позволяет делать автоматическое прогнозирование, подключать внешние модули и распределять нагрузку в системе силами самого пользователя. «Заказчик делает все сам, без сторонних специалистов. Нужно только грамотно адресовать системе вопрос — она выдаст результат, который клиент может интерпретировать», — говорит Раевский.
Внедрение полноценной BI-системы крупного западного бренда занимает несколько лет и стоит несколько миллионов долларов. «Полиматика» может обрабатывать данные сразу, а лицензия на использование стандартного пакета стоит от 3 млн до 6 млн руб., в зависимости от объемов данных, которые система может обрабатывать за одну операцию. Есть вариант с подпиской — в месяц она стоит порядка 100 тыс. руб. «Это зарплата одного бизнес-аналитика, — уверяет Роман. — Работать с системой явно выгоднее: она выполняет те же функции намного быстрее и лишена человеческого фактора».
В разработку продукта вложено, по оценкам Раевского, около 100 млн руб. Выручка «Полиматика Рус» в 2015 году составила менее 17 млн руб. Основными затратами компании по-прежнему остаются расходы на зарплату: за 2015 год ушло 14,4 млн руб. Чистая прибыль, оставшаяся после выплаты зарплат и налогов, составила всего 637 тыс. руб.
Роман Раевский убежден, что создал альтернативное IT-решение, которое сможет конкурировать с продуктами лидеров IT-рынка, работающих в сфере больших данных, — Microsoft, Oracle, SAP. В 2016 году он планирует получить 50–100 млн руб. выручки, а в 2017 году — 120–200 млн руб. Главное достоинство любого IT-продукта — затраты практически не растут независимо от объемов продаж.
Взгляд со стороны
Конкуренты
«Есть успешные стартапы, зарабатывающие миллионы долларов на схожей модели»
Я не сталкивался с продуктами «Полиматики» и не слышал об успешно реализованных проектах от наших партнеров и клиентов. Но исходя из представленного описания, могу сказать, что данная идея уже реализована на российском и мировом рынках и активно применяется в различных областях — от розничной торговли, металлургии и транспорта до спортивной индустрии. Наши флагманские продукты в этой области — SAP HANA и SAP Business Objects. Кроме того, есть успешные стартапы, зарабатывающие миллионы долларов на схожей модели. Мы видим спрос на эту услугу среди наших клиентов и прогнозируем его рост и в дальнейшем.
«Не хватает киллер-фичи»
Список задач, которые решаем мы и «Полиматика», совпадает на 95%. Внедрение системы, схожей по функционалу с продуктом «Полиматики», стоит для наших клиентов около 1 млн руб. В том, что «Полиматика» составит серьезную конкуренцию лидерам рынка, я сомневаюсь. Рынок очень конкурентный, только на слуху штук 20 решений, а сколько специализированных систем — и не сосчитать. В принципе можно воевать даже на очень насыщенном рынке, но нужно иметь аргументы, киллер-фичи. Не совсем понятно, что тут является такой фичей. Было бы здорово, если бы они взяли скоростью обработки данных, но пока реальных результатов я не вижу. Хотя ребята стараются, создают интересные продукты. Причем полагаясь на свои силы, а не на поддержку государства.
Клиенты
«Системе нужна доработка»
Сервис интересный, функциональный и быстрый, но та версия, которую мы тестировали, не была на 100% стабильной. На данный момент партнерство находится в замороженном состоянии. Мы ждем, когда коллеги доработают продукт, чтобы вернуться к использованию сервиса. Думаю, не совсем корректно сравнивать «Полиматику» с SAP, Oracle или Microsoft, поскольку у них более широкие по функционалу продукты, они не ограничены аналитическим функционалом. «Полиматика» — чисто аналитический сервис. Но если сравнивать с другими аналитическими сервисами, которые мы тестировали, «Полиматика» действительно намного удобнее и в разы быстрее.
«Покупка лицензии обошлась нам в несколько миллионов рублей»
Мы знакомы с «Полиматикой» больше двух лет, активно используем систему около года. С момента внедрения анализ бизнес-процессов компании значительно упростился и, что важно, сильно ускорился. «Полиматика» предоставляет аналитические возможности, которых я не встречал ни в одной другой системе. Пакеты программ других, в том числе крупнейших, мировых игроков индустрии не смогли закрыть всех потребностей нашего бизнеса, а «Полиматика» предоставила все необходимые возможности для анализа накопленных данных. Мы используем систему как в операционной работе, так и при анализе результатов и долгосрочном прогнозировании. По сравнению с аналогичными предложениями других IT-компаний и интеграторов стоимость лицензии данного продукта оказалась наиболее выгодной для компании — покупка лицензии обошлась нам в несколько миллионов рублей.
«Полиматика» по ряду параметров опережает лидирующие решения»
Продукт компании «Полиматика» — это зрелая и конкурентоспособная разработка в области бизнес-аналитики на уровне лучших мировых систем. Она полностью вписывается в основной тренд рынка — фокус на современные решения для визуальной аналитики. Сегодня они более востребованы, чем традиционные платформы от Microsoft, SAP, Oracle и IBM. «Полиматика» по ряду параметров производительности даже опережает лидирующие решения для визуальной аналитики. Кроме того, «Полиматика» — полностью российское решение, все его составляющие разработаны с нуля и не требуют использования сторонних движков, серверов и фреймворков. Для части наших заказчиков это принципиальное преимущество.
Инвесторы
«Заметен тренд на удешевление подобных услуг»
На мировом рынке есть уже достаточно много решений с разной функциональностью и направленностью, тем не менее разработки, подобные «Полиматике», могут составить конкуренцию продуктам лидерам рынка и занять свою нишу. Достигаться это может за счет ценовой конкуренции — как правило, такие решения имеют менее сложную архитектуру, часто более простой интерфейс и имеют меньше возможностей по модификации. Кроме того, на рынке заметен тренд на удешевление подобных услуг. По данным IDC, среди компаний со штатом до 1 тыс. сотрудников 30% планирует тратить на big data до $100 тыс. в год и еще 30% — от $100 тыс. до $1 млн. Для этих групп потребителей такие решения, как «Полиматика», будут приоритетными.