Лента новостей
Как обмануть систему распознавания лиц 13:40, РБК и Ростелеком Глубинные потребности шести сфер бизнеса: от торговли до услуг 12:55, РБК и СберБизнес Spiegel узнал о трудностях с отправкой Leopard на Украину 12:29, Политика Пекин счел чрезмерной реакцию США на китайский аэростат 12:19, Политика Как перейти на российское программное обеспечение и оборудование 12:10, РБК и Tegrus Как выглядела «зеленая комета», которая пролетела над Землей 12:01, Технологии и медиа Нокаут в Москве и победы над чемпионами UFC. Лучшие бои Емельяненко 12:01, Спорт MMA Fighting назвал гонорар Федора Емельяненко за последний бой 11:39, Спорт Как автоматизировать рутинные процессы в малом бизнесе 11:30, РБК и СберБизнес Пригожин сообщил об ожесточенных боях за «каждую улицу» в Артемовске 11:07, Политика Как Mercedes-Benz и «Додо Пицца» улучшали операционную эффективность 11:04, PRO Неизвестные факты о Федоре Емельяненко 11:00, Спорт ХК «Спартак» второй раз за сезон уволил главного тренера 10:52, Спорт Арестович заявил о «неприятностях» для ВСУ в Донбассе в ближайшие месяцы 10:45, Политика Где найти небольшой фургон для бизнеса без проблем с запчастями 10:44, РБК и Газ Бизнесмен с Запада рассказал о возврате «дикой торговли» с Россией 10:36, Бизнес Кажется, перед вами «красный» начальник: как с ним себя вести 10:36, PRO Команда Кучерова и Василевского выиграла Матч звезд НХЛ 10:33, Спорт Володин призвал ООН расследовать «преступления США против человечества» 10:18, Политика Умер Первез Мушарраф 10:06, Политика Как умный дом изменил представления людей о комфорте. Тест 10:01, РБК и Ростелеком Восемь проверенных рецептов для ресторанного бизнеса 10:00, РБК и Черкизово Как росло и сокращалось население России за 30 лет. Инфографика 10:00, Общество Не можете сконцентрироваться? Возможно, проблема в воздухе 09:52, PRO Экс-премьер Израиля рассказал об обещании Путина не убивать Зеленского 09:49, Политика Как Федор Емельяненко вошел в историю смешанных единоборств. Фотогалерея 09:42, Спорт  Экоквест и кибертурнир: что теперь заменяет ресторанные корпоративы 09:21, PRO Из чего на самом деле состоят полуфабрикаты 09:13, РБК и Черкизово
Газета
Якобашвили дозаправит Иран
Газета № 113 (2369) (2906) Бизнес,
0

Якобашвили дозаправит Иран

Petrocas с партнерами начнет поставлять бензин в Исламскую республику
«Роснефть» с 2017 года может начать поставлять в Иран бензин. К этому времени Petrocas, в которой госкомпании принадлежит 49%, планирует обустроить логистический терминал через Южно-Кавказский коридор
Фото: Reuters/Pixstream
Фото: Reuters/Pixstream

Компания Petrocas Energy Group, 49% которой «Роснефть» приобрела за $144 млн в январе 2015 года, планирует начать поставлять бензин и дизельное топливо в иранские порты Нека и Энзели через собственный нефтеналивной терминал в грузинском порту Поти. Об этом РБК рассказал гендиректор Petrocas Energy Group Вано Накаидзе и подтвердил ее мажоритарный акционер Давид Якобашвили (владеет 51%) .

По словам Накаидзе, пропускная способность терминала в Поти — около 3 млн т нефтепродуктов год, сейчас о​н загружен на 1–1,5 млн т. Через этот терминал идут поставки светлых нефтепродуктов в Армению (до 80% потребления в стране) и страны Закавказья. В Поти также есть специальные емкости для хранения бензина. В сторону Каспийского моря для транспортировки нефтепродуктов в Иран топливо планируется перевозить по железной дороге в порты Азербайджана, в том числе в Баку, а уже оттуда танкерами по Каспийскому морю в порты Ирана, поясняет топ-менеджер.

Для того чтобы выйти на иранский рынок и постав​лять туда не менее 1 млн т бензина в год, Petrocas планирует расширить терминал: докупить цистерн и специальных железнодорожных вагонов для перевозок нефтеналивных грузов, обустроить железнодорожные пути и инфраструктуру для швартовки большегрузных танкеров, а также для перегрузки продукции на танкеры на Каспии, сообщил РБК совладелец компании Давид Якобашвили. Он оценивает инвестиции в такую модернизацию в $100–200 млн и утверждает, что у компании есть на это собственные средства.

По словам Накаидзе, рынок Ирана планируется освоить уже с 2017 года и поставлять через Поти до 3 млн т нефтепродуктов в год, из них около 1 млн т бензина будет экспортироваться в Иран, а остальная часть нефтепродуктов будет закупаться в Туркмении и Казахстане для поставок в Европу. По словам Накаидзе, как минимум половину от планируемых поставок топлива в Иран (0,5 млн т) обеспечит партнер его компании — «Роснефть» (пока Ирана нет в числе крупных покупателей нефтепродуктов госкомпании, следует из ее отчетности).

Якобашвили не стал называть конкретных сроков начала поставок нефтепродуктов в Иран, но подтвердил, что у компании есть такие планы. «Мы очень зависим от политической ситуации в Иране, отношений между нашими странами и настроения людей, поэтому точные сроки называть рано. Это также должно быть согласовано с нашими партнерами из «Роснефти». Но создать логистический терминал в Иран — это наша мечта, которая должна осуществиться. Ведь это дало бы нам огромные обороты», — сказал он РБК.

«Если наши планы по созданию маршрута в Иран через Южно-Кавказский коридор осуществятся, то Petrocas учтет и желание «Роснефти» выйти на иранский рынок со своим топливом», — заметил Якобашвили. Из Казахстана и Туркмении через Южно-Кавказский коридор можно будет импортировать нефтепродукты и сырую нефть для дальнейшей продажи в Европе, добавил он.

Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев не стал комментировать интерес «Роснефти» к выходу на рынок Ирана для продажи бензина. В декабре 2015 года глава «Роснефти» Игорь Сечин провел встречу с министром нефти Ирана Бижаном Зангане, на которой обсуждались инвестиции в проекты в этой стране (нефтяные и газовые проекты), рассказывал российский министр энергетики Александр Новак.

Терминал и заправки

Petrocas владеет нефтеналивным терминалом в порту Поти мощностью 3 млн т нефтепродуктов в год и управляет розничной сетью АЗС Gulf в Грузии, Армении, Азербайджане и Казахстане, состоящей более чем из 200 заправок. Компания планирует увеличить число АЗС в пять раз, до 1 тыс., сеть будет расширена в странах Закавказья и Балкан, сказал РБК Накаидзе. По его словам, станции будут строиться с нуля или приобретаться готовые сети. Стоимость строительства одной заправки, по его оценке, составит от $100 тыс. до $500 тыс. Petrocas также занимается трейдингом нефтепродуктов в Закавказье, в прикаспийских и черноморских странах.

РБК не удалось получить комментарий представителя Министерства нефти Ирана. В середине июня Зангане заявил, что республика добывает более 3,8 млн барр. нефти в сутки, из которых около 2 млн барр. экспортируется. Несмотря на это, в республике сохраняется дефицит бензина. Иран планирует до 2020 года построить пять НПЗ для увеличения объемов перерабатываемой нефти с 1,85 млн до 3,2 млн барр. в сутки, чтобы снизить зависимость от импорта бензина, заявил Bloomberg управляющий директор National Iranian Oil Refining & Distribution Аббас Каземи 13 июня. Инвестиции в строительство новых заводов Каземи не назвал, отметив, что модернизация действующих НПЗ потребует $14 млрд инвестиций. Якобашвили сомневается, что Ирану удастся в такие короткие сроки решить проблему дефицита бензина: «Санкции в отношении Ирана до конца не сняты, а без западного оборудования они не смогут построить заводы».

По состоянию на март 2016 года потребление бензина в Иране составляло около 70 млн л в день, из них 9 млн л импортировалось (или около 6,8 тыс. т), сообщало агентство Bloomberg со ссылкой на National Iranian Oil Products Distribution Co. Таким образом, в годовом выражении импорт составляет около 2,5 млн т, и на него приходится около 13% внутреннего потребления.

В Иране действительно есть дефицит бензина, но возить нефтепродукты из России туда даже через Южно-Кавказский коридор дорого и логистически сложно, предупреждает аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров. «Терминал в Поти находится на Черном море, а порты приема грузов в Иране — на Каспии. В результате потребуется несколько перегрузок с танкера на танкер с перевозкой на железной дороге: при сбое цепочки на любом этапе это отражается на сроках доставки потребителю», — отмечает эксперт.

Накаидзе утверждает, что логистика поставок светлых нефтепродуктов с использованием портов и железной дороги для Petrocas прибыльна и в течение нескольких лет была опробована на поставках нефтепродуктов из Европы в Армению и Афганистан.