Лента новостей
NYT назвал цель удара Израиля по Ирану 07:04, Статья Размер закрытой части бюджета достиг 22,6% 07:00, Статья «Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей 07:00, Статья Главу приморского города обвинили в смерти женщины из-за сломанного судна 06:34, Новость ЦРУ предупредило о риске поражения Украины к концу 2024 года 06:15, Статья Российские военные уничтожили воздушную цель у Севастополя 05:55, Новость Авиабилеты в экономклассе за год подорожали на 25% 05:39, Новость Шмыгаль назвал сроки получения оружия после одобрения пакета помощи США 04:57, Новость Израиль нанес удар по Ирану 04:52, Статья Арабские дипломаты покинули Совбез ООН во время выступления Израиля 04:46, Новость Пьяный житель ЕАО ранил полицейских огнем из ружья 04:25, Статья ФБР увидела риск «сокрушительного удара» от хакеров «Вольт Тайфун» 03:57, Статья Вильфанд спрогнозировал снежинки и мокрый снег в Подмосковье 03:52, Новость «Москвич» оценил риск банкротства из-за иска гонконгской компании о долге 03:39, Новость «Башнефть» установила ограждения от дронов на нефтезаводах 03:33, Статья Россияне разделились в вопросе представления партиями их интересов 02:58, Статья В Павлограде прогремели взрывы 02:50, Новость Краснов назвал очевидным украинский след в теракте в «Крокусе» 02:15, Новость
Газета
Пенсии — для бедных
Газета № 086 (2342) (2005)
0

Пенсии — для бедных

Минфин предложил создать пенсионную систему по модели Новой Зеландии
Новая пенсионная система России, концепцию которой разрабатывают Минфин и ЦБ, будет аналогична той, что существует в Австралии и Новой Зеландии: граждане с высокими зарплатами должны будут думать о пенсии сами
Заместитель министра финансов Алексей Моисеев
Заместитель министра финансов Алексей Моисеев (Фото: Екатерина Кузьмина / РБК)

О том, какой будет новая пенсионная система, рассказал заместитель министра финансов Алексей Моисеев на форуме Credit Suisse в среду, 18 мая. «Новая пенсионная модель разрабатывалась совместно с ЦБ и при активном участии Всемирного банка», — сказал Алексей Моисеев. Она напоминает пенсионную модель, которая функционирует в Австралии и Новой Зеландии, добавил он.

«Я не знаю, сколько получают пенсионеры в Австралии и Новой Зеландии, но когда мы с вами будем работать с такой же производительностью труда, у нас, возможно, будут высокие пенсии», — прокомментировал чиновник свое заявление журналистам.

По словам Моисеева, граждане с доходами 50–100 тыс. руб. должны будут позаботиться о пенсии сами. Он сказал, что, по мнению Всемирного банка, «такой дизайн пенсионной системы считается наиболее эффективным как с точки зрения вовлечения людей, так и с точки зрения ответственности людей за пенсионные накопления».

Моисеев отметил, что невозможно достичь существенного коэффициента замещения (доли от заработной платы, которая выплачивается в виде пенсии) для граждан, которые считают себя средним классом, без индивидуальных накоплений. «Государственная система не может платить человеку 40% [от заработка], если он в течение жизни получал 100 тыс. в месяц», — сказал замминистра.

По мнению Моисеева, при новой пенсионной системе государство сможет обеспечить пенсию в 40% от прежнего дохода для граждан, получавших небольшие доходы. «Начиная с 45–50 тыс. вы можете копить на пенсию сами», — добавил он.

Шпаргалка для правительства: как в мире реформировали пенсионную систему В конце 2011 года новоизбранное португальское правительство начало национализацию пенсионных накоплений граждан. Были изъяты накопления, которые португальцы передали в четыре крупнейших банка страны. Национализировали даже те активы банков, которые затронули пенсионные платежи в 2011 году. Правительство объяснило свои действия необходимостью сохранить бюджетный дефицит на уровне не выше 5,9% ВВП. Всего государство изъяло €6 млрд, при этом в 2011 году изъяли только 3,3 млрд, а остальную сумму — в июне 2012 года. В общей сложности реформа затронула около 30 тыс. пенсионеров.

В 2013 году пенсионный возраст, который на тот момент составлял 65 лет, привязали к средней ожидаемой продолжительности жизни. В результате к 2018 году возраст выхода на пенсию в стране составил 66 лет и четыре месяца. С 2007 года был предусмотрен ранний выход на пенсию — условиями для него были возраст не менее 55 лет и выплаты пенсионных взносов в течение 30 лет. В 2012 году действие этого правила приостановили, а в 2015 году вновь запустили, изменив условия: теперь на раннюю пенсию могут рассчитывать люди не моложе 60 лет при условии выплат взносов в течение 40 лет.
В 2013 году правительство Польши приняло решение о передаче активов частных пенсионных фондов в государственную казну. Таким способом правительство решает проблему госдолга. Национализации подвергаются только те активы поляков, которые они вложили в облигации, то есть около половины сбережений. Польское правительство подсчитало, что от подобного маневра госдолг сократится на 8%.

До 2013 года пенсионный возраст для мужчин и женщин в Польше различался и составлял, соответственно, 65 и 60 лет. В 2013 году, несмотря на противостояние профсоюзов, возраст подняли до 67 лет и уравняли для обоих полов, но два года спустя победивший на выборах президента Анджей Дуда предложил снова снизить пенсионный возраст и вернуться к гендерной дифференциации — в 2016 году парламент принял соответствующий закон. Ожидалось, что в 2018 году снижение пенсионного возраста обойдется стране дополнительно в €2,3 млрд.

На сегодняшний день правительство Матеуша Моравецкого обсуждает новую реформу пенсионной системы, которую могут начать реализовывать в 2019 году. В соответствии с ней планируется значительно увеличить роль в системе корпоративных пенсионных программ.
В 2011 году правительство Венгрии приняло решение отказаться от многоуровневой пенсионной системы, действовавшей с 1998 года. Причиной такого решения стало резкое — с 8 до 11% ВВП — увеличение расходов государства на пенсионное обеспечение с 2000 по 2010 год. Госдолг Венгрии на тот момент составлял 60% ВВП, а правительству было необходимо улучшить бюджетные показатели, чтобы Евросоюз пролонгировал уже выданные стране кредиты.

Основным требованием ЕС стало улучшение показателей распределительной пенсионной системы. Чтобы выйти из положения, правительство Венгрии сделало накопительную часть пенсий добровольной. Государство поставило граждан перед выбором: участвовать можно или в накопительной, или в распределительной системе. Это привело к тому, что часть венгров должна была отказаться от гарантированных ранее государством пенсий, а другая часть потеряла свои накопленные сбережения (около 10% ВВП). В результате большинство граждан сделали выбор в пользу распределительной пенсионной системы.

Пенсионный возраст в стране постепенно повышается с 2010 года, и к 2022-му он должен достигнуть 65 лет для рожденных в 1957 году и позже.
В ноябре 2008 года аргентинский парламент одобрил правительственный план национализации частных пенсионных накоплений. Правительство объясняло, что таким образом оно пытается защитить пенсионные накопления от мирового финансового кризиса. Месяцем ранее президент Аргентины Кристина Фернандес предложила национализировать $30 млрд частных пенсионных накоплений. Такое предложение подняло волну критики, оппоненты обвиняли Фернандес в том, что она пытается не спасти сбережения населения, а наполнить государственную казну. В итоге частные пенсионные накопления были переданы в Национальную администрацию социального обеспечения (Anses) и направлены в специальный стабилизационный фонд.

В 2017 году власти Аргентины, несмотря на массовые беспорядки и протесты, приняли закон об изменении формулы расчета пенсии, согласно которой увеличение ее размера будет зависеть от инфляции, а не роста зарплат в стране. Правительство тогда пообещало пенсионерам единовременные выплаты в качестве компенсации возможного снижения пенсий на первом этапе.
Еще 4 фото
Фотогалерея

В середине мая глава Минфина Антон Силуанов в интервью телеканалу «Россия 24» сказал, что обновленная пенсионная система может заработать уже в 2017 году. Он пояснил, что речь идет о «новом видении накопительной составляющей пенсионной системы» и его ведомство планирует внедрить в пенсионный механизм «целый ряд новаций», которые уже используются в других странах. Речь, в частности, идет о возможности передачи пенсионных накоплений по наследству, а также использовании средств так называемого пенсионного капитала для оплаты медицинских счетов, а возможно, и финансирования других неотложных нужд.

Министр заверил, что пенсионные счета, которые, как ожидается, можно будет открывать и в коммерческих банках, станут «абсолютно надежным средством» накопления, так как они будут «гарантированы теми же инструментами, которые работают сегодня для банковских счетов».

Как ранее писал РБК, в концепции новой пенсионной системы, которую предлагают ввести Минфин и ЦБ, предполагается, что взносы в будущую пенсию должны отчисляться с зарплаты. Причем сначала предлагается перечислять на накопительную пенсию 1% от зарплаты, на второй год взнос вырастет до 2%, затем до 3% и т.д., пока не достигнет 6%. Перечислять взносы будет работодатель, удерживая определенный процент с зарплаты работника. Так, к примеру, происходят сборы НДФЛ. Граждане смогут отказаться от участия в этой накопительной системе, написав заявление. А в качестве стимула к участию в этой системе будут введены налоговые льготы.

Пенсионная система в Австралии и Новой Зеландии считается одной из наиболее прогрессивных и устойчивых, следует из исследования компании Allianz. Граждане Австралии могут выйти на пенсию по старости в 65 лет, но доступ к своим пенсионным накоплениям они могут получить и раньше — в 55 лет. Пенсию по старости платит государство за счет текущих налоговых поступлений.

Если гражданин продолжает работать или накопил активы выше определенного размера, то государственная пенсия уменьшается. До выхода на пенсию работодатели обязаны отчислять процент от зарплаты на формирование пенсионных накоплений. Также есть налоговые льготы для граждан, самостоятельно копящих на пенсию.

В Новой Зеландии определенный процент от заработка граждан отчисляется в государственные пенсионные фонды. Существует также инвестиционный фонд KiwiSaver, отчисления в который софинансируются государством.