Лента новостей
На своем берегу: какой будет новая очередь City Bay 19:59 Что такое экзосомы и какую роль они играют в косметологии 19:46 Кремль показал официальный перевод слова «подсвинки» из речи Путина 19:33, Новость Как устроен полный цикл производства шин 19:20 81-летнего Мустафу переизбрали главой Международной федерации гандбола 19:13, Статья В «файлах Эпштейна» нашелся текст русской колыбельной «Баю-баюшки-баю» 19:01, Новость Начните с малого: подборка акций до 1000₽ 19:00 Фигурист Гуменник впервые выиграл чемпионат России 18:47, Статья Кремль назвал задачи Дмитриева на переговорах в США 18:41, Статья Как заправляться на 6 тысячах АЗС по одной карте 18:25 Пять стратегий инвестора в недвижимость: как устроены и какую выбрать 18:12 США захватили супертанкер Bella 1 у берегов Венесуэлы 18:08, Статья «Динамо» повторило антирекорд КХЛ и обыграло ЦСКА 18:03, Статья Умерла автор первого перевода Толкина на русский язык Наталия Рахманова 17:58, Статья «Украинская правда» нашла Миндича в Израиле 17:49, Статья В Думе сообщили о разработке проекта, меняющего лимит на подарки учителям 17:45, Новость Как экзосомальная терапия восстанавливает и омолаживает кожу 17:42 Какие шины выбрать на зиму 17:31
Газета
Индийский океан нефти
Газета № 084 (2340) (1805)
0

Индийский океан нефти

Индия вышла в лидеры по росту потребления энергоресурсов
Растущий автомобильный рынок Индии сделал ее мировым лидером по росту потребления нефтепродуктов, оттеснив Китай на второе место. В этом году Индия лишит Японию статуса третьего по величине потребителя нефти в мире
Фото: Altaf Qadri/AP
Фото: Altaf Qadri/AP

На протяжении последнего десятилетия спрос на нефть рос в Индии в среднем на 5% в год и впервые достиг среднегодового уровня 4 млн барр. в сутки в 2015/16 финансовом году (заканчивается 31 марта). По итогам первого квартала 2016 года Индия стала мировым лидером по темпам роста потребления этого сырья, а в этом году, как ожидается, страна лишит Японию статуса третьего по величине потребителя нефти в мире. Главным драйвером трансформации Индии в глобального игрока на рынке нефти стала автомобильная революция, которую переживает страна, отмечает энергетический аналитик Reuters Джон Кемп.

Доля бензина составляет всего 12% в структуре потребления углеводородов (40% — дизельное топливо), но это самый быстрорастущий сегмент топливного рынка субконтинента — потребление автомобильного топлива росло на 10% на протяжении последнего десятилетия, в 2014/15 финансовом году оно выросло на 11%, в 2015/16-м — на 14%. Согласно последним данным другого ведомства страны — Министерства дорожного транспорта и автодорог, — число автомобилей в Индии удваивается каждые семь лет, в 2013 году оно достигло 182 млн единиц. При этом по уровню автомобилизации Индия значительно отстает от других развивающихся стран: 17 пассажирских автомобилей на 1000 человек населения против 115 у Китая и 215 у Бразилии — свидетельство значительного потенциала роста индийского авторынка.

По последним данным Индийского общества автопроизводителей, которые приводит Bloomberg, объемы продаж автомобилей в 2015/16 финансовом году в Индии выросли на 5,6%, до 20 млн единиц. В Китае, для сравнения, за аналогичный период были проданы 25 млн, в Японии — лишь 4,9 млн машин.

На протяжении последнего десятилетия главным драйвером спроса на нефть был Китай — в первую очередь за счет растущего потребления топлива. Но в последние годы в КНР спрос на нефть замедлился из-за увеличения доли сектора услуг и сокращения доли обрабатывающей промышленности в структуре китайской экономики.

Место Китая как самого быстрорастущего энергорынка теперь занимает Индия, ранее отмечали в Оксфордском институте энергетических исследований (*.pdf). «Спрос на нефть в Индии стал расти китайскими темпами, хотя ранее не демонстрировал такой скорости — частично из-за того, что в ВВП страны сфера услуг доминировала над производственным сектором, а также вследствие «политического паралича», который на протяжении нескольких лет делал инвестиции в промышленность непривлекательными», отмечали авторы опубликованного в начале этого года доклада «Спрос на нефть в Индии: на рубеже рывка». Низкие цены на нефть последние полтора года, а также предпринятые индийским правительством структурные реформы, в том числе направленные на развитие транспортной инфраструктуры и создание 100 млн рабочих мест в обрабатывающих отраслях промышленности, начали изменять эту тенденцию.

В минувший четверг Международное энергетическое агентство (МЭА) признало Индию в своем ежемесячном докладе новым чемпионом нефтяного рынка. В первом квартале 2016 года страна обеспечила треть прироста мирового спроса на сырье — национальный спрос увеличился на 400 тыс. барр. в сутки в годовом выражении. «Доля Индии как потребителя на мировом нефтяном рынке продолжит расти, — цитирует Bloomberg главного экономиста по АТР консалтинговой компании IHS Inc. Раджива Бисваса. — В течение следующих пяти лет спрос страны на нефть может вырасти на 2 млн барр. в сутки, что окажет весьма существенное воздействие на глобальный баланс спроса и предложения».

Еще в прошлом году МЭА в своем докладе (*.pdf) отмечало, что доля Индии, в которой проживают 18% мирового населения (1,325 млрд, ​по данным ООН на 2015 год), в структуре мирового потребления первичных энергоресурсов составила лишь 6%. «Потребление энергии в Индии почти удвоилось по сравнению с 2000 годом, и оно имеет огромный потенциал к быстрому росту», — говорилось в исследовании. По оценке МЭА, к 2040 году Индия обеспечит прирост потребления на 6 млн барр. в сутки, Китай — всего на 4,8%. И при этом даже через 25 лет потребление энергии на душу населения в этой стране составит не более чем 40% от среднемирового, утверждали эксперты.