Лента новостей
Минфин Бельгии отказался признать силу указа Путина об обмене активами 16:35, Статья Блинкен пригрозил Китаю санкциями за «укрепление ОПК» России 16:35, Статья Мать погибшего на военной операции не получила деньги из-за отца в ВСУ 16:30, Новость Касаткина с победы стартовала на крупном турнире WTA в Мадриде 16:29, Статья Песков заявил, что не слышал от следствия об особняке замминистра Иванова 16:20, Статья «МегаФон» создал интеллектуальную логистическую систему 16:12 Состояние Марка Цукерберга за один день упало на $18 млрд 16:07, Статья Александр Медведев оценил слова игрока «Рубина» про «денежки на карту» 16:07, Статья Уголовное дело о семи убитых в Херсонской области передадут в военный суд 16:01, Новость Выигрывавший Кубок России тренер возглавил «Факел» 16:00, Статья ЦБ третий раз подряд сохранил ключевую ставку: когда подешевеет ипотека 16:00 В СК объяснили задержание журналиста Сергея Мингазова 15:58, Статья Россия вернула тела 36 погибших военных 15:51, Статья Юань в портфеле: зачем инвестору инструменты в китайской валюте 15:46 Венесуэла продолжила диалог с Гайаной о спорном регионе 15:40, Новость Украина сообщила, что вернула 140 тел военнослужащих 15:38, Статья Мирра Андреева побила рекорд по победам на турнирах WTA-1000 до 17-летия 15:35, Статья Набиуллина не исключила возврат к росту ключевой ставки 15:30, Статья
Газета
Миллиарды в путь
Газета № 065 (2321) (1304) Бизнес,
0

Миллиарды в путь

На чьи деньги РЖД построят дорогу Москва — Казань
РЖД подготовили обновленную финансовую модель строительства и эксплуатации высокоскоростной ж/д магистрали Москва — Казань. Большую часть средств монополия ждет от российского Минфина и китайских инвесторов
Фото: Михаил Мордасов/ТАСС
Фото: Михаил Мордасов/ТАСС

В распоряжении РБК оказался доклад РЖД с обновленной финансовой моделью строительства и эксплуатации высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Нижний Новгород — Казань. Основные параметры финансовой модели обсуждались с чиновниками Минтранса и Минэкономразвития, рассказывает источник, близкий к РЖД. Содержание подтвердил федеральный чиновник.

Общий бюджет проекта с 2017 по 2031 год — 1,8 трлн руб. Большую часть денег монополия хочет получить от государства.

Откуда деньги

Из общего бюджета проекта в 1,8 трлн руб. РЖД оценивает капитальные затраты в 1,2 трлн руб. К ним компания относит 1114,9 млрд руб. на строительство пути и еще 84,6 млрд руб. на закупку подвижного состава. В 2014 году компания оценивала капитальные расходы на 132 млрд руб. меньше. Представитель РЖД говорил, что расходы скорректированы были из-за индексов-дефляторов и стоимости заемного финансирования, с учетом изменения ключевой ставки.

Проект планируется реализовать по модели концессии. Концедентом выступит РЖД, концессионером — Специальная проектная компания (СПК). Именно СПК отведена главная роль: она будет привлекать финансирование, заказывать строительство пути и распоряжаться собранными за проезд деньгами. Акционерами СПК будут РЖД (41%), китайский инвестфонд «Шелковый путь» (38%), «дочка» РЖД «Скоростные магистрали» (15%) и компании-перевозчики (6%), не названные в документе.

Проект предлагается реализовать в основном на заемные деньги — кредит China Development Bank на 400 млрд руб., кредиты других банков на 200 млрд руб. (под госгарантии), инфраструктурные облигации на 140 млрд руб., возвратные 100 млрд руб. из Фонда национального благосостояния и 90 млрд руб. от негосударственных пенсионных фондов. Еще 100 млрд руб. СПК получит в уставный капитал от РЖД, 103 млрд руб. — от «Шелкового пути», 40 млрд руб. — от «Скоростных магистралей», 17 млрд руб. — от компаний-перевозчиков.

В мае 2015 года стало известно, что РЖД, Минтранс, корпорация «Китайские железные дороги» и председатель Госкомитета КНР по развитию и реформам подписали меморандум о сотрудничестве и модели финансирования высокоскоростной магистрали Москва — Казань. «РИА Новости» со ссылкой на источник сообщали, что китайская сторона готова внести 104 млрд руб. в уставный капитал Специальной проектной компании, а также предоставить кредит в размере 250 млрд руб. В РЖД увеличение кредита комментировать не стали, в China Development Bank на письмо РБК пока не ответили.

РЖД сформируют свой взнос за счет 50 млрд руб. из ФНБ и субсидии из федерального бюджета в размере 50 млрд. Покупать инфраструктурные облигации СПК, по задумке РЖД, будут российские и международные инвесторы, а отдельные выпуски — все тот же ФНБ и пенсионные фонды. Таким образом, общие расходы ФНБ составят от 150 млрд руб. максимум до 290 млрд руб. (в случае если фонд окажется единственным покупателем облигаций). В пресс-службе Минфина не ответили на запрос РБК.

Гендиректор агентства «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров сомневается в реальности предлагаемой модели. Например, у каких банков в условиях санкций найти 200 млрд руб. «Раньше на стройке в Сочи для этих целей использовался ВЭБ, но сейчас у него самого проблемы», — отмечает Бурмистров. Сомневается эксперт и в возможности привлечь минимум 150 млрд руб. из ФНБ. «За деньги фонда большая конкуренция, а ВСМ, мягко говоря, не самый конкурентоспособный проект», — считает Бурмистров.

«Трудно сказать, сможет ли участвовать ВЭБ, но какая-то часть, вероятно, будет выкуплена РФПИ и госбанками, которые всегда приходят на помощь в таких проектах», — рассуждает Елена Сахнова из «ВТБ Капитала». По ее мнению, у СПК есть шансы найти кредиторов, ведь финансирование будет растянуто по времени и у банков избыток ликвидности при дефиците хороших заемщиков.

Окупится ли проект

Финансовая модель построена исходя из доходности в 15% для акционеров концессионера и в 10% для финансовых инвесторов. В соглашении между РЖД, СПК и кредиторами планируется прописать обязанность российского правительства отвечать по обязательствам СПК, если та не сможет вернуть долги. «Это позволяет снизить риски кредиторов и стоимость заемного финансирования», — говорится в документе.

Обеспечить доходность СПК сможет, если заработает сама. Источниками ее доходов станут сборы за проезд по ВСМ высоскоростных и скоростных поездов и электричек, доходы от курсирующих ночью обычных поездов, аренда коммерческих помещений и доходы от грузовых перевозок.

В начале 2014 года РЖД оценивали возможный пассажиропоток по ВСМ в первый год запуска в 10,5 млн человек, в 2030-м — 18,2 млн и в 2050-м — 24,8 млн человек. Тогда министр экономического развития Алексей Улюкаев усомнился в этих прогнозах, заявив, что для него гипотезы о пассажиропотоке «неочевидны». Осенью 2015 года начальник Центра организации скоростного и высокоскоростного движения РЖД Геннадий Петрушенко говорил, что госкомпания ожидает пассажиропотока 10 млн человек в первый год запуска, добавляя, что за последующие десять лет он «вырастет почти в два раза».

В финансовой модели не указаны планы перевозок пассажиров, однако в пресс-службе РЖД сказали, что прогноз в 10 млн человек в первый год эксплуатации сохраняется. В документе указана общая билетная выручка в период эксплуатации магистрали (2020–2056 годы) — 8,3 трлн руб. Непосредственно продажей билетов будет заниматься перевозчик (в первые годы эксплуатации дороги — РЖД). СПК будет получать деньги от перевозчика в виде инфраструктурного платежа, общая сумма которого за тот же период составит 7,5 трлн руб.

Крупнейшие инвестпроекты РЖД Модернизация БАМа и Транссиба

2013-2020
Позволит к 2020 г. увеличить объемы вывоза грузов с месторождений Восточного полигона до 113,2 млн т в год (для сравнения в 2012 г. - 57,9 млн т). Объем инвестиций в проект оценивается в 562 млрд руб., 260 млрд руб. из которых РЖД должна получить от правительства из Фонда национального благосостояния. Однако, как в январе 2014 г. написала газета “Ведомости” со ссылкой на презентацию принадлежащего монополии Института экономики и развития транспорта, сама РЖД сейчас оценивает стоимость модернизации в 1,2 трлн руб. Причина такого удорожания – неучтенный в предыдущей версии программы рост перевозок угля из Кузбасса. Новая сумма правительством пока не согласована. Развитие участка "Междуреченск-Тайшет"

2011-2019
Этот участок Красноярской железной дороги входит в транспортный коридор "Кузбасс – Дальневосточный транспортный узел" и служит главной пропускной магистралью для экспорта кузбасского угля, идущего в направлении дальневосточных морских портов. За 10 лет, с 2002 по 2012 гг., по данным РЖД, грузооборот линии увеличился в 1,8 раза и продолжит расти, в том числе из-за ввода в эксплуатацию линии "Курагино-Кызыл". В рамках развития предполагается строительство 117,7 км вторых путей и двухпутных вставок на 12 перегонах. РЖД полагает, что благодаря этому к 2020 г. загрузка линии повысится в 1,7 раза по сравнению с 2012 г. Проект стартовал в 2011 г. и, в соответствии с утвержденной инвестпрограммой, оценивался в  41,5 млрд руб. Теперь РЖД называет другую сумму: с 2013 по 2019 гг. компании требуется 42,9 млрд руб.###ИТАР-ТАСС Развитие подходов к южным портам

2007-2020
Предполагает комплексную реконструкцию участка м. Горький-Котельниково-Тихорецкая-Крымская с обходом Краснодарского узла. Крупнейший проект, реализуемый на Приволжской и Северо-Кавказской железных дорогах с 2007 г., должен более чем удвоить пропускную способность железных дорог на дальних подходах к портам черноморского побережья России, доведя этот показатель к 2020 г. до 118 млн т в год. Проектом предусмотрено строительство второго главного пути на всем протяжении участка (642 км), строительство и реконструкция тяговых подстанций и других объектов железнодорожной инфраструктуры. Объем инвестиций - 174 млрд руб. Развитие Московского железнодорожного узла

2008-2025
Генсхема развития (с учетом строительства дополнительного главного пути на участке "Москва-Крюково") предполагает трансформацию пригородного сообщения в пригородно-городское, включающее перевозку пассажиров не только из столицы в пригород, но и между московскими районами. Этому поможет запуск перевозок по Малому железнодорожному кольцу и строительство новых веток до столичных аэропортов. Ожидается, что пассажиропоток увеличится с 800 млн пассажиров в 2012 г. до 1,6 млрд человек в 2025 г. Объем инвестиций - 2 270 млрд руб. По данным «Коммерсанта», 66% затрат должно быть выделено до 2020 г., при этом 1,6 трлн руб. выделит федеральный бюджет, 377 млрд руб. – внебюджетные источники, 200 млрд руб. — РЖД, 93 млрд руб. — Москва и область. В первой версии 2008 г. инвестиции оценивались в 800 млрд руб., затем, в 2012 г., стоимость выросла до 1,2 трлн руб., а в 2013г. — до 1,5 трлн руб. Еще 4 фото
Фотогалерея

Дисконтированный период окупаемости проекта составляет 31 год. Он рассчитан с учетом субсидий в размере 643,2 млрд руб. Эти деньги СПК рассчитывает получить от государства частями с 2020 по 2031 год для возврата долгов и достижения требуемой доходности акционеров. «Субсидии нужны на тот случай, если пассажиропоток окажется меньше запланированного и инвесторы не смогут вернуть капитальные вложения», — сказал РБК источник в Минэкономразвития, знакомый с письмом Мишарина. Из доклада РЖД следует, что субсидии являются одним из ключевых элементов проекта, без господдержки он не окупается.

По оценке Бурмистрова, бизнес-модель проекта ВСМ основана на «излишне оптимистичном» прогнозе пассажиропотока. «Во-первых, этот прогноз делался в экономической ситуации, когда казалось, что благосостояние людей будет расти. Во-вторых, не учитывалось появление лоукостеров. Запустилась «Победа», это прямой конкурент ВСМ, на мой взгляд, более успешный», — поясняет эксперт.

Сахнова подчеркивает, что пассажиропоток будет сильно зависеть от того, какую цену на билет установит перевозчик: при правильной ценовой политике ВСМ сможет конкурировать с лоукостерами.​ Первый вице-президент Александр Мишарин говорил, что в высокоскоростном поезде будет целых четыре класса обслуживания. Самый дешевый билет будет стоить 2 тыс. руб., самый дорогой — 10–12 тыс.