Лента новостей
Не выходи из комнаты: собеседования, совещания и футбол с помощью IdeaHub 10:19, Партнерский материал В Москве зафиксировали рекорд атмосферного давления и температуры 10:13, Общество Как компания сэкономила 4 млн рублей за 3 месяца на командировках 10:04, РБК и Smartway ВТБ предложил продлить для льготников ипотеку с господдержкой 10:03, Недвижимость Регионы «скупают» Москву: тренды инвестиций в недвижимость под аренду 10:02, PRO ВТБ допустил, что рынок депозитов в России вырастет впервые за три года 10:00, Финансы В ВТБ предложили продлить госпрограмму ипотеки для льготников 10:00, Финансы «Обычный грипп» и сбор биоматериала: 9 главных мифов вокруг коронавируса 10:00, Социальная экономика  ВТБ сообщил о росте розничного кредитования в России на 22% 10:00, Финансы Барбадос освободился от королевы и сделал Рианну национальным героем 09:58, Политика Токен Shiba Inu подорожал на 20% после листинга на криптобирже Kraken 09:54, Крипто В Приморье застрелили напавшего на женщину медведя 09:54, Общество Два клуба КХЛ сменили главных тренеров 09:45, Спорт MacBook в лизинг: почему не нужно тратить время на починку ноутбуков 09:41, РБК и OCS Distribution В «Ростехе» создадут программу для предсказания митингов и беспорядков 09:40, Политика Цена нефти Brent опустилась ниже $71 за баррель 09:37, Инвестиции Летевший в Минводы SuperJet сел в Волгограде из-за отказа двигателя 09:36, Общество Что нужно, чтобы вас взял на работу глава Apple Тим Кук — Fast Company 09:34, PRO Разработчик назвал срок начала испытаний единой вакцины от COVID и гриппа 09:34, Общество Сэндвич-дом: что нужно знать о сип-панелях до начала строительства 09:30, Недвижимость Глава Microsoft продал половину своего пакета акций компании 09:20, Инвестиции Рынок онлайн-образования в России: основные игроки, специфика и тренды 09:18, РБК и СберПро При взрыве в частном доме в Люберцах пострадали двое детей 09:08, Общество На Уолл-стрит «инфляционный раскол». Куда вложиться частному инвестору 09:00, PRO Wi-Fi, стены и быстрый интернет: что умеет новый стандарт 08:55, РБК и Huawei Главный соперник россиян и Месси. Девять фактов о Левандовски 08:47, Спорт Адаптация препаратов к новому штамму. Актуальное о пандемии на 30 ноября 08:35, Общество Что будет драйвить бизнес в следующем году 08:32, РБК и SAP
Газета
Триллион до Казани
Газета № 062 (2318) (0804) Бизнес,
0

Триллион до Казани

РЖД просит больше денег на высокоскоростную магистраль
РЖД пересчитали расходы на один из крупнейших своих проектов — строительство высокоскоростной ж/д магистрали Москва — Казань. Общий бюджет вырос до 1,2 трлн руб., а запрашиваемые у государства субсидии — до 600 млрд
Фото:  «РИА Новости»
Фото: «РИА Новости»

Первый вице-президент РЖД Александр Мишарин направил в Минтранс уточненные данные (есть у РБК) о стоимости строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Нижний Новгород — Казань. Общие капитальные расходы на проект выросли по сравнению с расчетами 2014 года на 131 млрд руб., до 1,1995 трлн руб. В результате монополия просит больше денег из федерального бюджета на его реализацию — 643 млрд руб., а не 505 млрд, как два года назад.

Общая протяженность трассы — 770 км. Таким образом, один километр строительства будет стоить 1,56 млрд руб.

Рост расходов подтверждает сотрудник аппарата правительства. Увеличение стоимости проекта связано с инфляцией и колебаниями курса рубля, объясняет Мишарин. Влияние этих факторов оказалось сильнее, чем экономия за счет новых технологических решений, которые РЖД готовы применить при строительстве ВСМ, сказано в письме.

Реальная стоимость не выросла, говорится в ответе пресс-службы РЖД на запрос РБК. В компании поясняют, что расходы скорректированы из-за индексов-дефляторов и стоимости заемного финансирования, с учетом изменения ключевой ставки. Пресс-служба Минтранса и представитель вице-премьера Аркадия Дворковича пока не ответили на запрос.

Основная причина роста сметы — задержки с реализацией проекта, объясняет сотрудник РЖД. По его словам, если бы проект начали реализовывать в 2014 году, то удорожания удалось бы избежать. «По сути, сама стройка не подорожала, а выросла стоимость денег, в том числе заемных, которые нужно привлекать. Плюс инфляция», — объясняет собеседник в РЖД. По его словам, проект — один из самых дешевых в мире в долларовом выражении: из-за роста курса рубля смета в долларах сократилась с $32 млрд до $17 млрд. Цифры подтверждает пресс-служба РЖД.

Построить высокоскоростную железную дорогу из Москвы до Казани планировалось к 2018 году к чемпионату мира по футболу. Однако Минфин и Минэкономразвития отказались выделять из федерального бюджета субсидии на стройку и 150 млрд руб. из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Например, Минфин считал завышенным прогноз пассажиропотока и усомнился, что РЖД сможет вернуть средства ФНБ. Премьер Дмитрий Медведев поддержал это решение.

В мае 2015 года тогдашний президент РЖД Владимир Якунин и глава «Китайских железных дорог» Шэн Гуанцзу подписали меморандум, согласно которому Китай готов выделить на строительство ВСМ 104 млрд руб. в качестве вклада в уставный капитал SPV и 250 млрд руб. кредита. Проектируют дорогу российско-китайский консорциум во главе с ОАО «Мосгипротранс» при участии ОАО «Нижегородметропроект» и CREEC (China Railway Eryuan Engineering Group). Проектные работы должны завершиться в 2016 году. Мишарин говорил, что на эти цели планируется потратить 23 млрд руб.​

Консультации о целесообразности проекта продолжаются до сих пор, запрашиваемых денег в бюджете на него нет, рассказывает сотрудник аппарата правительства. По словам сотрудника Минфина, у ведомства по-прежнему большие сомнения, нужна ли дорога сейчас. Уточненные цифры по проекту в министерство пока не поступали, отмечает он.

В документах РЖД говорится, что начало строительства запланировано на 2017 год, окончание — в 2020 году. Об этом же ранее говорил министр транспорта Максим Соколов.

Импортные скоростные поезда России

По российским высокоскоростным железнодорожным магистралям ходят зарубежные поезда. РЖД начали закупать скоростные поезда за границей с 2007 года.

«Сапсан» (Velaro RUS), производство Siemens

Высокоскоростные поезда «Сапсан» (Velaro RUS) производства немецкого концерна Siemens начали курсировать по маршруту Москва — Санкт-Петербург в декабре 2009 года, а в июле 2010-го — между Москвой и Нижним Новгородом. Первый контракт на поставку и техобслуживание в течение 30 лет восьми «Сапсанов» РЖД и Siemens подписали в 2007 году, его стоимость составила €600 млн.

Allegro, производство Alstom

В декабре 2010 года между Санкт-Петербургом и Хельсинки начали ходить скоростные поезда Allegro производства французской компании Alstom. Подвижной состав у Alstom в сентябре 2007 года закупила компания Oy Karelian Trains Ltd — совместное предприятие РЖД и VR Group (государственная железнодорожная компания Финляндии). Стоимость контракта на поставку четырех поездов составила €120 млн.

«Ласточка», производство Siemens

В январе 2013 года началась эксплуатация скоростных электропоездов пригородного сообщения «Ласточка». Первые маршруты были сформированы в Ленинградской области, впоследствии «Ласточки» стали ходить и на других направлениях, в том числе по маршрутам дальнего следования. Первый контракт на разработку и поставку 38 электропоездов стоимостью €410 млн РЖД и Siemens подписали в 2009 году.

«Стриж», производство Patentes Talgo S.L.

В 2012 году РЖД подписали с испанской компанией Patentes Talgo S.L. контракт на €135 млн на поставку семи скоростных поездов Talgo 250. В России они получили название «Стриж». С 1 июня 2015 года «Стрижи» заменили «Сапсаны» на маршруте Москва — Нижний Новгород. В 2016 году планируется запустить эти поезда по маршруту Москва — Берлин.