Лента новостей
Филиппины объяснили возвращение военного договора с США поставками вакцин 20:13, Политика Звезда «Мумии» Брендан Фрейзер снимется в новом фильме Мартина Скорсезе 20:11, Стиль Операторам продлили лицензии на связь 4G с дополнительными условиями 20:00, Технологии и медиа «Вектор» назвал долю заболевших после второй прививки от COVID-19 19:58, Общество Проигравший россиянину борец отказался надеть медаль на награждении 19:56, Спорт Дуэль тренеров и проблемы с составом. Главное о старте «Спартака» в ЛЧ 19:47, Спорт Шубенков заявил о намерении взять паузу после травмы на Олимпиаде 19:44, Спорт Премиум-класс вне мегаполиса: от офиса до гольф-клуба 19:42, РБК и Сколково Парк Вышел трейлер сериала «Чепелуэйт» с Эдрианом Броуди по рассказу Кинга 19:39, Стиль ФСБ показала видео задержания эстонского консула 19:39, Политика Путин отметил железную волю выигравшего Олимпиаду борца Евлоева 19:30, Спорт Издатель книги «Люди Путина» извинился перед Фридманом и Авеном 19:25, Общество Выезжай за рамки: как внедорожник создал новую философию 19:21, РБК и Volkswagen ФСБ заявила о попытке эстонского консула узнать планы России в Арктике 19:11, Политика В Петербурге начнут реконструкцию в порту на фоне обсуждения его переноса 19:07, Бизнес Муж Тимановской заявил об обращении администрации Лукашенко к ее матери 19:06, Спорт Сбербанк снизил ипотечные ставки на дорогие новостройки 18:59, Недвижимость Врачи назвали вид терапии для избежания тромбоза у перенесших COVID-19 18:57, Общество Победа в борьбе и потеря лидера в легкой атлетике. Итоги 11-го дня Игр 18:56, Спорт Расходы, закрывающие и кешбэк: как грамотно организовать деловые поездки 18:56, РБК и Smartway Риелторы назвали районы Подмосковья с самыми дешевыми дачами 18:54, Недвижимость Акции Robinhood выросли почти на 20% и превысили цену размещения 18:51, Инвестиции Магнус Карлсен не смог выйти в финал Кубка мира по шахматам в Сочи 18:49, Спорт Собянин расширил перечень бесплатных лекарств и их получателей 18:48, Общество Радимов назвал «большой потерей» для «Ростова» уход Карпина из клуба 18:48, Спорт Брат борца Евлоева назвал безоговорочной победу россиянина на Играх 18:42, Спорт Австралийский суд подтвердил право нейросети на получение патента 18:40, Индустрия 4.0  Россиянка назначена главным арбитром футбольного финала Олимпиады 18:36, Спорт
Газета
Смета века
Газета № 036 (2292) (0103)
0

Смета века

Аудиторы нашли превышение расходов на главной стройке РЖД
Проведя аудит строительства типовых объектов в рамках модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба, Deloitte обнаружила, что их можно было построить на 45% дешевле. В РЖД не видят такого резерва для экономии
Байкало-Амурская магистраль
Байкало-Амурская магистраль (Фото: Екатерина Кузьмина / РБК)

Компания Deloitte провела аудит строительства типовых объектов в рамках модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба (подробнее о подрядчиках и бенефициарах «стройки века» суммарной стоимостью более 1 трлн руб. читайте в расследовании РБК). Изучив смету вторых путей, разъездов и вставок — восемь объектов стоимостью 19,2 млрд руб., — аудиторы пришли к выводу, что их можно построить за 10,7 млрд руб., то есть на 8,5 млрд, или 45%, дешевле.

Пять других объектов на БАМе и Транссибе проанализировали эксперты ЗАО «Ким и партнеры». По их данным, при стоимости 20,6 млрд руб. можно сэкономить 1,15 млрд, или 6%.

Масштабная железнодорожная стройка на востоке страны уже не в первый раз подпадает под аудит. Еще осенью 2013 года весь проект был разбит на три части и отдан для оценки ведущим компаниям — PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, Deloitte. Результаты никогда не публиковались, но, как выяснил РБК, российское правительство, ознакомившись с итогами аудита, решило не выпускать проект из-под контроля. Стройку разбили на множество типовых объектов — разъезды, станции, мосты и пр., смету каждого решили проверить отдельно.

Куратором гигантского проекта является вице-премьер Аркадий Дворкович, а результаты аудита отдельных объектов обсуждаются на заседаниях с участием оценщиков, представителей РЖД, членов «открытого правительства», отраслевых экспертов и грузоотправителей. Очередная встреча прошла 17 февраля 2016 года. Сотрудники РЖД лишь частично признали замечания Deloitte. Так, замначальника департамента капитального строительства РЖД Андрей Паненков заявил о сокращении сметы на 15–16% при прокладке 45 км вторых путей на двух перегонах БАМа: Кунерма — Дельбичинда и Улькан — Умбелла. В то же время Deloitte указывала на возможность экономии на этих объектах до 35 и 55% соответственно.

В своих отчетах Deloitte отмечала, что стоимость работ и услуг (особенно материалов и оборудования) на 3–25% превышает рыночные аналоги, щебень планируется завозить из карьеров более чем за 3–4 тыс. км, хотя ближайшие находятся в 150–600 км. Кроме того, аудиторы недоумевали, зачем тратить деньги на утилизацию срезанного грунта и одновременно закупать новый для строительства насыпи, использовать новые рельсы при промежуточной укладке и привозить рабочих самолетом из Белгорода, а не поездом из Иркутска.

В Deloitte поставили под сомнение целесообразность всего проекта по модернизации Западного БАМа (от станции Тайшет до Тынды). Источников дополнительных грузов, которые поедут по магистрали после реконструкции, всего два — Кузбасский угольный бассейн и Элегестское угольное месторождение (принадлежит ТЭПК Руслана Байсарова). Однако Элегестское месторождение, полагают аудиторы, вряд ли будет введено в эксплуатацию к 2020 году, поскольку у проекта возникли сложности с выделением денег из ФНБ.

Таким образом, дополнительный объем сможет дать только Кузбасс. Однако перевозка угля из этого региона, подчеркивает Deloitte, является убыточной для РЖД. Тариф на транспортировку 1 т угля составляет 20 коп. за тонно-километр (например, для зерна вдвое больше), перевозка 1 т генерирует убыток для РЖД в размере 121 руб.

Видео: Телеканал РБК
Видео: Телеканал РБК

Министр по делам «открытого правительства» Михаил Абызов в разговоре с РБК подтвердил, что проект действительно может недобрать ранее запланированную грузовую базу. Причины как в проблемах Элегестского месторождения, так и в низких мировых ценах на уголь и проблемах с заемным финансированием — потенциальные грузоотправители откладывают ранее запланированные проекты.

«Мы считаем, что БАМ и Транссиб — при всех вызовах конъюнктуры и напряженности бюджета — тот проект, который необходимо делать, потому что он закладывает новые стратегические возможности для экспорта российских товаров и использования российской инфраструктуры как большого транспортного коридора Европа — Азия», — добавил чиновник.

Проект по модернизации БАМа и Транссиба стоимостью 562 млрд руб. будет реализован до 2019 года, сообщили в пресс-службе РЖД. Благодаря мероприятиям по оптимизации удалось добиться снижения сметы на 8,3 млрд руб.

Впрочем, 562 млрд не является итоговой суммой, так как она не включает усиление электроснабжения БАМа и Транссиба, строительство дополнительных веток и другие мероприятия. Полная смета проекта, по расчетам РБК, превышает 1 трлн руб. Это самая дорогая стройка в истории РЖД, старт ей был дан еще при прежнем президенте Владимире Якунине. И, как показало расследование РБК, главные подрядчики БАМа могут быть связаны с экс-главой госмонополии.