Лента новостей
Что такое текстиль 2.0 и сколько на нем зарабатывает «Русский Манчестер» 17:31, РБК и Ивановская область Глава совета директоров «Уфы» объяснил свои слова об игроке «Спартака» 17:27, Спорт Папа Римский на Лесбосе призвал Европу остановить «крушение цивилизации» 17:07, Общество Вяльбе фразой «таких эстафетчиц у нас давно не было» похвалила Степанову 17:03, Спорт Захарова назвала действия НАТО и США угрожающими гражданской авиации 17:01, Политика Мишустин утвердил систему отслеживания инфекций для «санитарного щита» 16:56, Общество Пушилин заявил, что все граждане ДНР получат российский паспорт 16:45, Политика В Туве обрушилось здание бывшего комбината 16:16, Общество Люксовый спорткар без риска: как проверить при покупке с пробегом 16:16, РБК и Porsche Тульский «Арсенал» одержал волевую победу над аутсайдером РПЛ 16:06, Спорт Российские биатлонистки остались без медалей в эстафете на Кубке мира 15:59, Спорт Устюгов словами «Клебо поддался» оценил финиш эстафеты на Кубке мира 15:49, Спорт $1,5 млн и два года жизни: как восстанавливаться после неудачи в бизнесе 15:26, РБК и СберПервый Бывший капитан «Локомотива» раскритиковал состояние команды 15:26, Спорт Медиакомпания Трампа привлекла $1 млрд на соцсеть 15:17, Бизнес Лавров заявил о необходимости заставить Киев выполнять минские соглашения 15:11, Политика У девяти вернувшихся из ЮАР россиян выявили коронавирус 15:01, Общество Военному атташе Украины вручили ноту из-за нарушения границы Белоруссии 14:53, Политика Российские лыжницы впервые за 17 лет выиграли эстафету на Кубке мира 14:50, Спорт В Кремле ответили на вопрос о шансах на очный саммит Путина и Байдена 14:48, Политика Как найти все упоминания о компании в Сети и верно на них отреагировать 14:38, PRO Котики, «Лахта Центр» и Гиннесс: спортсмены рассказывают о преодолении 14:38, РБК Стиль и Лахта Центр Ибрагимович рассказал о «мелочном менталитете» в «Манчестер Юнайтед» 14:37, Спорт Глава фракции Европарламента назвал последствия войны России с Украиной 14:27, Политика Глава ДНР заявил о реальной перспективе военных действий с Украиной 14:23, Политика Полиция Кипра нашла тела двух пропавших российских туристок 14:04, Общество Из Воронежа в Вашингтон: почему tinyBuild привлекательнее Activision и EA 13:57, PRO Как тратить на одежду, чтобы обрести стиль. Чек-лист 13:49, РБК и СберПервый
Газета
Без лейбла дешевле
Газета № 019 (2275) (0402) Общество,
0

Без лейбла дешевле

Кризис вынуждает россиян отказываться от известных брендов
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК 
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК 

Товары под собственными марками ретейлеров постоянно покупают 83% россиян, свидетельствуют данные исследовательской компании Nielsen. Эти марки дешевле известных брендов, поскольку магазины не тратятся на рекламу и продвижение, а цена теперь — самое важное для потребителя.

в скромной упаковке

Исследование Nielsen провела в ноябре 2015 года, в нем приняли участие 1200 респондентов в Москве, Санкт-Петербурге и еще в семи городах-миллионниках. Компания также использует собственные данные «федерального аудита» ретейлеров. При каждом посещении магазина собственные торговые марки ретейлеров (СТМ) берут 41% покупателей, во время одного из двух посещений — 22%.Nielsen не проводила аналогичное исследование годом ранее, поэтому не имеет сопоставимых данных по востребованности СТМ в 2014 году. Однако треть респондентов во время ноябрьского опроса в 2015-м отметили, что стали обращать больше внимания на СТМ. Большинство из них объяснили это желанием сэкономить: товары под собственными торговыми марками сетей дешевле брендированных товаров. К примеру, макароны под СТМ в среднем в два раза дешевле брендированных аналогов, а традиционные молочные продукты — дешевле примерно на 20%, приводит данные Nielsen.

В «Ашане» подсчитали, что разница в стоимости между товарами СТМ и под известными брендами составляет в среднем 20–30%. По данным «Ашана», наибольшая разница по стоимости встречается в категориях шоколада (75%) и бутилированной воды (100%).

Низкая цена объясняется в первую очередь условиями, на которых производители СТМ получают заказ от ретейлеров: сети устраивают что-то вроде аукционов, на которых предлагают выпустить нужный товар за наименьшую стоимость. Также упаковка продуктов под СТМ обычно выглядит довольно скромно, в рекламу и продвижение такой продукции сети вкладываются по минимуму.

Большинство респондентов Nielsen отметили увеличение предложения СТМ в магазинах, а треть отметили улучшение качества этих товаров. «За последний год существенно расширился ассортимент частных марок, — подтверждает директор по работе с розничными сетями «Nielsen Россия» Дмитрий Швецов. — Они стали доступны в категориях, в которых р​аньше не присутствовали. Традиционно частные марки в России запускались в экономичном сегменте, но в последнее время наметилась тенденция выхода в средний и высокий сегменты».

Розница выигрывает

Продажи товаров под частными марками в 2014 году занимали в обороте ретейлеров около 10%, а в 2015 году существенно выросли и у некоторых сетей стали достигать 15%, говорил РБК осенью 2015 года Андрей Карпов, занимавший тогда должность исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли.

«На российском рынке доля частных марок в объеме продаж в денежном выражении пока не превышает 5%, но из года в год она будет увеличиваться двузначными темпами», — отмечает Швецов. Торговым сетям постепенно удается «приучить» покупателя к собственным торговым маркам, говорит директор по внешним коммуникациям «Ашан Россия» Мария Курносова. Так, если в 2014 году доля товаров под частными марками «Ашана» в ассортименте составляла 16,88%, в 2015 году она увеличилась до 20,4%. А количество выпускаемых товаров под СТМ в прошлом году выросло на 25%, до 2,5 тыс. ассортиментных позиций.

В дискаунтерах «Дикси» в конце 2014 года совокупная доля СТМ в товарообороте составляла 9,8%, а на конец 2015-го она достигла уже 16%. Общее количество наименований в ассортименте за год увеличилось на 40%, до 600. «​Товары под собственными марками сети сегодня попадают в каждый второй чек покупателей «Дикси», — говорит представитель этой сети Екатерина Куманина.

В сети «Перекресток» (входит в X5 Retail Group) каждый четвертый проданный товар — это товар под СТМ, рассказал РБК директор департамента маркетинга торговой сети «Перекресток» Дмитрий Медведев. Сейчас в сети на товары под СТМ приходится около 5% товарооборота, эту долю планируется к концу года довести до 10%. В целом в торговых сетях Х5 Retail Group — «Пятерочке», «Перекрестке» и «Карусели» — товары под СТМ принесли 14,1% выручки в 2015 году.

​Помимо выхода в более высокие ценовые категории ретейлеры в последнее время активно начали наращивать на полках количество непродовольственной продукции под СТМ. К примеру, резко выросли продажи частных марок в категории средств после бритья: их продажи в натуральном выражении в мае—июне 2015 года по отношению к тому же периоду 2014-го возросли на 4324%, показывали данные ретейл-аудита Nielsen. Правда, доля средств после бритья под частными марками в общем объеме категории тогда все равно оставалась мизерной — всего 0,3%. Значительно лучше положение СТМ в сложной категории подгузников: за год рост продаж СТМ в этой категории год к году составил 260%, а доля товаров под частными марками составляла уже 7,5%. Продовольственные ретейлеры постепенно заходят даже в такие нетипичные для СТМ категории, как спортивные товары, товары для дома, детские игрушки. Например, с 2014 года «Лента» добавила в портфель две новые частные марки — бренд детских игрушек Bigga и бренд для товаров для спорта и активного отдыха Actico.