Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Адвокат ответил на сообщения о предъявлении новых обвинений Родченкову 21:28, Общество В Сирии останется часть российской авиатехники после вывода войск 21:22, Политика Суд в Киеве отпустил Михаила Саакашвили 21:20, Политика Матеуш Моравецкий принес присягу премьер-министра Польши 21:18, Политика «Мосэкомониторинг» назвал концентрацию вызвавшего вонь меркаптана 21:14, Общество Оптовые цены на бензин снизились после запроса антимонопольной службы 21:07, Бизнес «Русская аквакультура» в ходе SPO привлекла чуть больше 1 млрд руб. 21:02, Бизнес Квест: как доехать до Шереметьево за 30 минут 20:51, РБК и Porsche «ВТБ Капитал» спрогнозировал рост инфляции в начале 2018 года 20:43, Финансы В Пекине начались российско-китайские учения по противоракетной обороне 20:40, Политика СМИ узнали мотивы подозреваемого во взрыве бомбы в Нью-Йорке 20:31, Общество Биржа Санкт-Петербурга выступила против запрета трейдерам продаж бензина 20:27, Бизнес СМИ узнали о просьбе продлить реставрацию старейшего кинотеатра Москвы 20:24, Бизнес Валютный рынок: как не пасть жертвой спреда и бумажной волокиты 20:23, РБК и Thomson Reuters Международная коалиция ответила на вывод российских войск из Сирии 20:22, Политика Дуров объяснил смену алгоритма шифрования Telegram 20:21, Технологии и медиа ММК приобрел завод по производству оцинкованного проката 20:20, Бизнес Рутений в 2017 году стал лидером среди металлов по росту цены 20:13, Бизнес АФК «Система» снизит долю в «Детском мире» 20:07, Бизнес Первые после биткоина: какие еще криптовалюты интересуют инвесторов 20:06, Деньги Суд привлек Siemens третьим лицом по делу о поставках турбин в Крым 19:54, Бизнес Тест: как выглядеть красиво на всех фото 19:53, РБК и Huawei Экс-премьер Украины Яценюк рассказал о беседах с Медведевым 19:42, Политика «Первый» не смог вернуть лидерство среди телеканалов по аудитории 19:41, Технологии и медиа Роспотребнадзор назвал меркаптан причиной вони в Москве 19:31, Общество Звездные визажисты: кто красит Ксению Собчак, Селену Гомес и Шэрон Стоун 19:30, Спецпроект РБК PINK Путин приехал в третью страну за день 19:30, Политика Чемпионат России по футболу. «Ахмат» — «Зенит». Онлайн 19:30, Спорт
Овощной инстинкт
Газета № 015 (2271) (2901) Общество, 29 янв, 2016 00:25
0
Овощной инстинкт
Кризис заставляет россиян вместо посещения ресторанов готовить дома из дешевых продуктов
Фото: РИА Новости

Из-за кризиса в 2015 году выросли продажи овощей из «борщевого набора» — картофеля, свеклы, капусты, моркови, следует из данных исследовательской компании GfK. Это значит, что россияне стали чаще готовить дома.

Полюбили макароны

В России просело потребление многих продуктовых групп, в частности морепродуктов (на 24,9% год к году в натуральном выражении), рыбы (на 13%), говядины (на 12,1%), мясных деликатесов (на 8,2%), следует из данных исследования международной компании GfK, предоставленных РБК. Исследование охватывает период с сентября 2014-го по август 2015 года. Оно основано на данных потребления 10 тыс. домохозяйств в сельской и городской местности России, в каждом из которых установлен прибор, читающий штрих-коды. Приходя домой с покупками, участники исследования сканируют штрих-коды всех купленных товаров.

Есть и продукты, которые, напротив, в кризисное время стали покупать больше. Самой быстрорастущей категорией стала бакалея. По данным GfK, продажи этой категории по отношению к аналогичному предыдущему периоду выросли на 5,1% в натуральном выражении и на 24,1% в денежном. Рост продаж бакалеи означает, что люди в кризис из-за снижения покупательной способности стали больше готовить дома и делать заготовки в целях экономии, комментируют аналитики GfK.

В бакалейной группе самыми быстрорастущими товарами стали мука — ее продажи в натуральном выражении год к году выросли на 13,5%, сухие приправы (7,9%), макароны (6,9%), сахар (4,7%). Рост продаж бакалейной группы РБК подтвердили и аналитики исследовательского холдинга «Ромир». По их данным, он составил 7% в натуральном выражении. «Потребление дорогих продуктов в кризис сокращается, поскольку часть населения старается минимизировать свои расходы, но растет потребление относительно дешевых и питательных продуктов, — объясняет аналитик исследовательской компании BusinesStat Ольга Шипилова. — Также больше людей начинают готовить дома: несмотря на рост цен на продукты, приготовленная дома еда обойдется дешевле, чем в кафе и ресторанах».

Представитель «Дикси» Екатерина Куманина подтверждает, что сеть отмечает «желание покупателей больше готовить дома, а также делать традиционные заготовки». «Например, осенью прошлого года существенно вырос спрос на банки для консервирования и ингредиенты для засолки и варки варенья», — говорит она.

Онлайн-опрос международной исследовательской компании Nielsen, в котором в ноябре 2015 года приняли участие 9,7 тыс. респондентов из 32 стран Европы, в том числе из России, показал, что россияне еще и любят готовить. На вопрос «Чем вы любите заниматься в свободное время?» 20% россиян ответили, что им нравится готовить (против 18% среди всех европейцев). Основатель компании Elementaree (доставляет на дом свежие продукты с инструкциями по их приготовлению) Ольга Зиновьева тогда объяснила это РБК и кризисом. «Сейчас в интернете появляется все больше кулинарных видеокурсов, кулинарные передачи по телевидению становятся более востребованными, — рассказывала Зиновьева. — Доходы населения падают, поэтому люди отказываются от ресторанов и начинают готовить дома. У нас в стране невысокий доход на душу населения, поэтому не все могут найти хобби, которое не требует больших материальных вложений. Приготовление пищи — самый простой выход».

Борщ эконом-класса

Другой заметной тенденцией, отмеченной аналитиками GfK, стал резкий рост потребления в 2015 году так называемого «борщевого набора» из недорогих овощей. В категории овощей, по данным GfK, по итогам года с августа 2014-го по август 2015-го больше всего выросло потребление капусты (рост на 10% в натуральном выражении), свеклы (8,9%) и картофеля (6,1%), следует из данных GfK. Аналогичный тренд показало и исследование «Ромира» по итогам 2015 года. Основатель и президент группы «Белая Дача» (производитель упакованных овощей и салатов) Виктор Семенов подтвердил РБК рост спроса на продукты, из которых можно готовить дома: «Спрос сместился в сторону более дешевой продукции, у нас больше стали покупать недорогой салат Айсберг, винегреты, свекольные спагетти. Сейчас мы стали готовить китайскую капусту, чего раньше не делали», — отметил Семенов.

Представитель второго крупнейшего в России ретейлера X5 Retail Group рассказал РБК, что доля капусты в объемах продаж категории «Фрукты-овощи» увеличилась с 7,74% в 2014 году до 10,1% в 2015-м, доля картофеля выросла с 38,7% до 39,9%, и только доли свеклы и капусты существенно не изменились.

Цены на овощи из «борщевого набора» в 2015 году снизились, об этом свидетельствуют данные Росстата. Судя по ценам расширенной корзины Росстата по итогам декабря 2015 года, в России в прошлом вообще подешевело всего шесть продуктов: картофель, белокочанная капуста, репчатый лук, морковь, свекла и мясо кур. Больше всего — на 25,3%, до 19,91 руб. за килограмм — упала цена на картофель. Гендиректор FruitNews Ирина Козий раньше объясняла это РБК хорошим урожаем. Так, по данным Минсельхоза, в прошлом году в России собраны рекордные за последние годы урожаи картофеля — 33,6 млн т картофеля (на 15,9% больше среднего показателя за предыдущие пять лет) и овощей — 16,1 млн т (на 12,3% больше, чем за предыдущие пять лет).

При участии Анны Левинской