Лента новостей
Абстракционизм: как искусство «отщепенцев» изменило понимание красоты 20:36 Трансформация закупок: новые приоритеты российского бизнеса 20:29 В МИД назвали условие для проведения российско-арабского саммита 20:23, Новость Экономика сопротивления: потенциал Ирана для российского бизнеса 20:18 Один из лучших российских волейболистов ушел из «Динамо» в «Белогорье» 20:18, Статья Предложение жилья в Москве выросло после 16-месячного тренда на снижение 20:12, Статья Премьер Бельгии допустил разбирательство в суде из-за российских активов 20:11, Статья Защита подала апелляцию на арест Льва Шлосберга 20:08, Статья Telegraph узнал условие для возможного отказа Украины от Донбасса 20:02, Статья Как цифровые платформы оптимизируют логистику и учет в нефтегазе 20:00 На своем берегу: какой будет новая очередь City Bay 19:59 Как российский бизнес переходит к системной интеграции ИИ 19:59 Фьючерсы на цифровые активы: плюсы и минусы для инвесторов 19:58 Посла Украины вызвали в МИД Израиля из-за критики слов Нетаньяху о Путине 19:54, Статья Что такое экзосомы и какую роль они играют в косметологии 19:46 ЦБ назвал биткоин самым убыточным активом за ноябрь при вложении в рублях 19:41, Статья ЦБ назвал самый доходный актив в ноябре и с начала 2025 года 19:37, Статья В Финляндии допустили особую экономическую зону на границе с Россией 19:34, Новость
Газета
Время сырков
Газета № 010 (2266) (2201) Общество,
0

Время сырков

Россияне в кризис увеличили потребление дешевых сортов сыра
Фото: BLOOMBERG
Фото: BLOOMBERG

Из-за падения доходов населения и роста цен россияне в 2015 году сократили потребление твердых сыров на 10%, следует из данных исследовательского холдинга «Ромир». При этом на 12% выросло потребление плавленых сыров.

Распробовали плавленый сыр

В 2015 году потребление твердых сыров по сравнению с 2014-м в объеме упало на 10% за счет снижения частоты покупок, а потребление плавленых сыров, напротив, выросло на 12% за счет притока новых покупателей, показали данные исследований «Ромира», предоставленные компанией РБК. Исследование «Ромира» основано на данных потребления 10 тыс. россиян: его участники сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой.

Из-за падения доходов населения и роста цен в России в 2015 году впервые за последние годы на 2–3% снизилось потребление молочных продуктов, говорит председатель Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Андрей Даниленко. По его словам, больше всего россияне экономят на наиболее дорогих продуктах — творожках, йогуртах и сырах. На сыры помимо растущих цен повлияло и введенное Россией в 2014 году эмбарго: под запрет попали, в частности, европейские сыры. Экономия вынудила потребителей перейти на более дешевые виды сыра, прежде всего на плавленый сыр, поясняет Даниленко.

Тенденцию подтверждают и крупнейшие производители плавленых сыров: «В связи со значительным ростом цен на полутвердые и твердые сыры, а также изменением привычного для потребителей ассортимента сыров, доступных в продаже, мы действительно наблюдаем изменение объемов потребления сыров различных категорий, — говорит представитель «Валио» (ТМ Viola). — По нашим данным, падение в объемах потребления твердых сыров составило около 6% [в 2015 году], тогда как категория плавленых сыров, практически не показывавшая динамики в прежние годы, растет: около 14% в объемном выражении за год».

Директор по внешним связям Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), объединяющей 39 крупнейших ретейлеров России, Ксения Бурданова подтвердила смещение спроса в сторону более дешевых молочных и молокосодержащих продуктов. «Члены нашей ассоциации наблюдали этот тренд в течение 2015 года: из-за сложной экономической ситуации, из-за падения доходов населения спрос на молочные продукты смещается от относительно дорогих в сторону более дешевых, — рассказывает она. — В частности, есть смещение спроса от твердых сыров в сторону сырных продуктов, плавленых сыров».

При этом в течение года, если верить Росстату, цена на плавленые сыры росла быстрее, чем на твердые и мягкие сыры. Средняя цена 1 кг твердого или мягкого сыра за год увеличилась на 7,7% и в декабре 2015-го составила 418,6 руб., а плавленый сыр подорожал на 17,7%, до 278,8 руб. за килограмм. Однако разница в цене между твердым и плавленым сыром по-прежнему существенна: плавленый дешевле примерно на треть.

Вместо импорта

Падение спроса происходит на фоне резкого снижения импорта — за 11 месяцев 2015 года в деньгах импорт твердого сыра упал на 56,8%, до $462,5 млн, следует из данных Центра международной торговли Москвы. В натуральном выражении импорт снизился на 42,3%, до 111,7 тыс. т. При этом импорт плавленых сыров сократился в денежном выражении на 95,1%, до $2,3 млн, а в натуральном — на 94,6%, до 570 т.

Введение ограничений на ввоз ряда продуктов из стран Евросоюза, Австралии, Канады, Норвегии и США в августе 2014 года стимулировало развитие внутреннего производства сыров и сырных продуктов в России, говорится в исследовании Союзмолока. За 11 месяцев 2015 года производство сыров и сырных продуктов в России выросло на 20,2%, до 535  тыс. т, следует из данных Союзмолока. В частности, производство плавленых сыров увеличилось на 5,6%, до 94 тыс. т.

По данным компании «Карат», крупнейшим игроком на рынке плавленых сыров в России в 2015 году был Рязанский завод плавленых сыров с долей 20% в объеме продаж в федеральных сетях. На втором месте находился «Хохленд рус» (бренд Hochland) с долей 18%, на третьем — «Лакталис» (бренд President) с долей 9%. Долю своей компании генеральный директор «Карата» Павел Розенфельд оценил в 8%, долю компании Valio (бренд Viola)  — в 5%. По его словам, сейчас на рынке есть и другие игроки, которые активно наращивают долю в производстве плавленого сыра. В их числе, например, компании «Ястро» (бренд Rockler) и «Первая линия» («Сыробогатов»).

У некоторых крупнейших игроков продажи росли даже быстрее рынка. Так, продажи плавленых сыров компании «Карат» в 2015 году выросли на 68% в натуральном выражении, рассказал Розенфельд. Однако частично этот рост объясняется эффектом низкой базы, пояснил он: «В 2014–2015 годах «Карат» активно возвращал свою долю, потерянную в связи с кризисом управления предприятием в 2012–2013 годах. В 2015-м мы провели ребрендинг и переодели оригинальную линейку ретросыров («Дружба», «Янтарь», «Волна», «Шоколадный») в технологичную упаковку с современным дизайном».