Лента новостей
В Москве нашли тело экс-председателя совета директоров «Норникеля» 19:38, Статья Губернатор сообщил о первом погибшем из-за пожаров в Иркутской области 19:27, Статья Посла России вызвали в МИД Чехии 19:24, Новость В ЕС предложили ввести санкции против российского аналога SWIFT 19:21, Статья В Москве из-за майских холодов вновь включат отопление 19:12, Статья Хоккеисты «России 25» выиграли третий подряд матч майского турне 19:10, Статья Деверь Пэрис Хилтон дебютировал за аутсайдера второй лиги Португалии 19:10, Статья США исключили бывшую швейцарскую «дочку» Сбербанка из санкционного списка 18:53, Статья «Цифра брокер» открыл прямой доступ к казахстанской бирже AIX 18:50, Статья Кремль анонсировал встречу Путина и Пашиняна с расстановкой точек над i 18:50, Новость Военная операция на Украине. Онлайн 18:48, Онлайн Дороги в центре Москвы перекроют из-за инаугурации президента 18:43, Новость Эксперты канала «Мои Инвестиции» обновили топ-10 акций российского рынка 18:42, Статья Собянин анонсировал открытие судоверфи в Нагатинском Затоне в этом году 18:36, Статья Как создать франшизу из работающего бизнеса 18:26 МИД предупредил Запад о последствиях вооруженной конфронтации с Россией 18:14, Статья МЧС предупредило о заморозках в Подмосковье 18:08, Новость Борьба с огнем в Иркутской области, где сгорели 25 домов. Видео 18:04, Новость
Газета
Что будет с торговлей через пять лет
Газета № 007 (2263) (1901) Общество,
0

Что будет с торговлей через пять лет

Онлайн и офлайн окончательно сольются в виртуально-розничных гипермаркетах, а продавцы будут знать о своих клиентах буквально все. Кому-то это не понравится, но облегчит жизнь — всем.

Торговля без границ

E-commerce — один из самых быстрорастущих сегментов экономики в мире. В Великобритании на е-commerce уже приходится около 15% продаж в сфере ретейла, в США — чуть более 7%, в России — пока около 2,5%.

Потенциал для роста большой, уже очевидно, что создавать розничный бизнес только в офлайне бесперспективно. Лет через пять (или даже раньше), если не случится никаких законодательных и политических катаклизмов, для обычных покупателей полностью исчезнет разделение на покупку онлайн и офлайн. Сейчас в глазах пользователя это принципиально разные процессы, однако с развитием и дальнейшим проникновением мобильных устройств и технологий разница будет только нивелироваться. С развитием мобильных приложений, помогающих подобрать и оплатить товар прямо со смартфона, будет абсолютно нормальным заказать и оплатить все необходимые покупки уже по дороге в магазин. Более того, тот же Google уже начал разработки в области встроенных в мобильные операционные системы «онлайн-гипермаркетов». То, что уже сейчас работает в сфере мобильных приложений и цифрового контента, в обозримом будущем заработает и в других сферах. Через пять лет в России больше 10% товаров будет проходить через онлайн-продажи. И это уже довольно консервативный прогноз.

Как мы покупаем сейчас? Вот я сижу в кафе, пью кофе и думаю: похолодало, а не купить ли мне новые горнолыжные ботинки? Я достаю iPhone, ищу в поиске «горнолыжные ботинки женские», перехожу по нескольким ссылкам, нахожу понравившийся магазин. А дальше — разрыв связи. Я еду в этот магазин, меряю и покупаю ботинки, но маркетологи никогда не узнают, что я нашла их магазин через поиск. А я никогда не узнаю, что через дорогу, в другом магазине, который не давал рекламу в поиске по «горнолыжным ботинкам», они стоят на 20% дешевле.

Уже сейчас в Америке Google тестирует технологию, которая позволит соединить пользователя в онлайне и офлайне с помощью мобильного телефона и специальных маячков в магазинах. Разработка Apple iBeacon уже имеет реальные кейсы использования.

В практическом смысле это означает, что я как покупатель смогу увидеть все магазины, где продают нужные мне ботинки, в радиусе (например) километра от дома, сравнить цены и купить нужную пару по лучшей цене. А магазин узнает точно, как я нашла его, по каким запросам в поиске, и будет инвестировать только в те рекламные каналы, которые приводят покупателей.

Оптимальный маршрут

Сейчас поездка в «Ашан» в выходные (или, страшно сказать, перед Новым годом) — это потеря времени и для покупателя, и для магазина. Кто не попадал в ситуацию, когда идешь со своим списком продуктов по бесконечным рядам, и вдруг оказывается, что нужно возвращаться за необходимым товаром назад? Или вдруг приходишь к фруктам, а яблоки закончились.

Через пять лет все будет не так. Магазин, в котором я покупаю продукты, будет знать, что я заезжаю по субботам, около 12 часов, и через приложение будет напоминать мне запланировать поездку и бронировать место на парковке. Список покупок мой телефон сам синхронизирует со схемой расположения продуктов в магазине (с учетом последних манипуляций мерчандайзеров) и построит для меня оптимальный маршрут по залу. Уже сейчас Facebook — наиболее мощная с точки зрения собственной API социальная сеть — позволяет анализировать ленту пользователей, ссылки, которыми они делятся, группы, в которые вступают. Приложение сообщит мне о скидках на товары, которые я собираюсь купить, подскажет рецепты, которые понравились моим друзьям.

Продуктовые магазины и другие локальные бизнесы наконец-то тоже выйдут в онлайн — сейчас для них это бессмысленная история, локальное таргетирование только начинает развиваться. Активное продвижение беспровод­ных технологий доступа в сеть (Wi-Fi в транспорте и общественных местах, анализ геолокальных тегов в соцсетях и т.д.) позволит компаниям находить «горячих» клиентов неподалеку в режиме реального времени. Этот тренд активно продвигается сейчас на западных рынках, неслучайно добрая половина партнеров Google на рынке в США — это компании и сервисы, помогающие бизнесам в локальном интернет-маркетинге.

Знание — сила

Через пять лет почти не останется сайтов, которые выглядят одинаково для всех. Персонализация и сбор информации о каждом из нас движется вперед бешеными темпами. Какой смысл показывать мне платья размера S и XS, если я ношу L? Это просто трата места на сайте. И то, что сайты (а тем более приложения) все еще делают это — просто пережиток прошлого. Уже сейчас ретаргетинг позволяет показывать пользователю те товарные предложения, которыми он интересовался ранее. Системы RTB дают рекламодателям возможность в режиме реального времени торговаться за право показать конкретному пользователю рекламное объявление, что значительно повышает эффективность рекламы и ее релевантность желаниям потребителя.

Через пять лет все будет иначе. Мобильные приложения, понимая наши вкусы и предпочтения, а также размер, рост и вес, будут в день начисления зарплаты на карту отправлять push-уведомления о том, что пора к ним заглянуть. Возможно, профили пользователей (размеры, аллергии, состав семьи, частота покупок, доход) будут настраиваться на уровне смартфонов и будут доступны всем разработчикам приложений под соответствующее устройство.

Тектонические сдвиги в рекламном ландшафте в ближайшие пять лет продолжатся. Страшно представить, что случится с самодельной наружной рекламой, печатным спамом, рекламой в лифтах и подъездах... Локальные рекламодатели наконец-то получат доступ к более эффективным каналам — контекстной рекламе, видеорекламе, программатику. Непременно появятся локальные агентства — специалисты по Подольску, Одинцово или Восточному Измайлово. Их медиапланеры будут лучше всего знать маршруты людей в определенном районе, расположение магазинов, автомоек, роддомов и кофеен и смогут настолько тонко спланировать контекстную рекламу для продуктового магазина, чтобы перехватить пользователя между спортзалом и пиццерией.

Кто-то скажет, что персонализация — это вторжение в личное пространство. Holy war продолжается несколько лет: хорошо ли, если размер твоих трусов знают все магазины белья? Скорее всего, функции персонализации можно будет отключить. Но что получит несчастный пользователь вместе с отключением? Гору спама, рекламу в лифтах, толстые каталоги, где половина не твоего размера или не подходит по цвету. Выбор всегда за нами.

 

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.