Лента новостей
Суд не увидел вброса бюллетеней на видео с женщиной на коленях у урны 08:38, Статья Оставить ли Слишковича тренером «Спартака»? Мнения специалистов 08:30, Статья Матвиенко исключила «закручивание гаек» в России 08:25, Статья Движение автомобилей по Крымскому мосту временно перекрыли 08:14, Новость Военная операция на Украине. Онлайн 08:13, Онлайн В Москве на майские праздники парковку сделают бесплатной 08:08, Новость Guardian сообщила о лазейке для импорта российской нефти в Британию 08:01, Статья Власти допустили перенос сроков сдачи рыболовных судов под инвестквоты 08:00, Статья США и Нигер начнут обсуждение вывода американского контингента 07:54, Новость Река Ишим в Абатском районе Тюменской области поднялась на 2 м за сутки 07:31, Новость МВФ пересмотрел траекторию динамики России в мировой экономике 07:30, Статья Экс-помощников Трампа обвинили во вмешательстве в выборы 2020 года 07:16, Новость Кладбища в пустыне. Китайские электрокары теряют продажи вслед за Tesla 07:00, Статья Минтруд заявил о равенстве полов, несмотря на разрыв в зарплатах 07:00, Статья Минздрав зарегистрировал первый в мире препарат против болезни Бехтерева 07:00, Статья Президент Абхазии заявил о блокировке проекта запуска аэропорта в Сухуме 06:41, Новость В Новосибирской области пассажирская «Газель» столкнулась с грузовиком 06:25, Новость ТАСС узнал об аресте счетов и активов экс-замминистра Иванова и его семьи 06:12, Статья
Газета
Почему корпорациям пока не нужны изобретатели
Газета № 228 (2245) (1012) Общество,
0

Почему корпорациям пока не нужны изобретатели

Многие госкомпании теперь обязаны закупать инновационную продукцию и услуги у представителей малого и среднего бизнеса. По факту, предпринимателям нечего предложить корпорациям. Как это исправить?

Крохи для малых

Попытки правительства использовать закупки госкомпаниями как инструмент повышения инновационности экономики вышли на новый уровень. Поправки в законодательстве обязывают 54 компании с госучастием не просто закупать товары, работы или услуги у малого и среднего бизнеса, но еще и резервировать в этих закупках не менее 2% для инновационной продукции.

Казалось бы, все логично. Закупки госкомпаний — это 17,5 трлн руб. (больше федерального бюджета). Если даже малая доля этого потока будет перенаправлена в сторону малого и среднего бизнеса, а оттуда попадет на инновационные рынки, то они оживут. Но не все так просто.

Прежде всего закупки инновационной продукции должны стать улицей с двусторонним движением. Да, государство директивно формирует спрос. А как насчет предложения? При наличии «Сколково», РВК, «Роснано», казалось бы, должно быть все в порядке.

Но подавляющее большинство инновационных компаний готово в лучшем случае предложить корпорациям прототип изделия. В крупнейшем акселераторе технологических стартапов GenerationS из 141 компании, попавшей в акселерацию, большинство находилось именно на стадии прототипа. Крупная же компания закупает то, что нужно в производственной цепочке, — станок, насос, комплектующие. От прототипа до серийного изделия дистанция огромного размера.

Вот и получается, что крупной компании предлагают вложиться в НИОКР, да еще и непрофильный. А если не получится? Кто будет отвечать — малое предприятие или менеджеры госкорпорации, за которыми следят и Счетная палата, и прокуратура, и ФАС, а с недавнего времени и корпорация развития малого и среднего бизнеса?

Имитация бурной деятельности

У корпораций в таких условиях есть два пути. Первый — имитация работы с малым и средним бизнесом. Путь непростой, так как количество проверяющих зашкаливает. Второй — системная работа, которая должна быть отражена в положении о внедрении инновационных решений, как того требует законодатель.

В помощь госкомпаниям Министерство экономического развития подготовило методические материалы, разработанные при участии членов Клуба директоров по науке и инновациям в ходе проекта «Инновационные закупки». Отправная точка в работе — сообщить рынку, что будет востребовано, и выстроить процесс общения заказчиков с разработчиками таким образом, чтобы они могли создать или доработать продукт под требования госкомпании. Как пример системного подхода можно привести «инновационные сессии» ГК «Ростех» и запрос на инновации, который подготовлен Объединенной двигателестроительной корпорацией.

Очень важно, чтобы критерием при отборе лучшего предложения на конкурсе была не цена приобретения, а экономический эффект от его применения. Такой подход требует внесения изменений в нормативные документы, прежде всего связанные с долгосрочными контрактами и определением «инновационного решения». Инновации «любой ценой» — это хорошая возможность для коррупционеров.

Инновации — это не только повышение эффективности, но и риск. Поэтому, говоря о принуждении к закупкам инноваций, важно помнить о механизмах снижения рисков. Оптимальное решение — создание доступных испытательных площадок для инновационной продукции, возможно частично финансируемых из бюджета. По словам участников трека электроэнергетики акселератора GenerationS, основной проблемой для них является невозможность испытать их изделия в реальных, а не лабораторных условиях.

Когда госкомпании запустят программы по развитию поставщиков, как сейчас это делает, например, ОАК, кластерная политика позволит появиться новым производствам. Инновационные центры в десятки раз увеличат «выпуск» стартапов. И сами корпорации раскроются для инноваторов. Тесная взаимосвязь инновационного, производственного и закупочного блока позволит повысить эффективность всей российской экономики.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.