Лента новостей
Задержанный экс-президент Молдавии Додон заявил о наличии объяснений 00:58, Политика В Южной Корее сообщили о запуске КНДР трех ракет после визита Байдена 00:49, Политика «Ростех» получил контрольный пакет акций в подсанкционном банке 00:17, Бизнес Власти предложили доплачивать работодателям за наем беженцев 00:00, Экономика Эксперты назвали наиболее пострадавший от санкций вид страховок 00:00, Финансы Лозница в Каннах призвал не бойкотировать русскую культуру 24 мая, 23:58, Общество В Москве загорелась постройка на территории храма Петра и Павла 24 мая, 23:24, Общество В Техасе 14 детей и учитель погибли при стрельбе в начальной школе 24 мая, 23:13, Общество Дуда обвинил Германию в нарушении обещания насчет танков для Украины 24 мая, 23:01, Политика В США заявили о цели лишить Россию преимуществ глобальной экономики 24 мая, 22:38, Политика США запретили России обслуживать внешний госдолг 24 мая, 22:22, Экономика Шрёдер отклонил предложение войти в совет директоров «Газпрома» 24 мая, 22:12, Бизнес В Техасе произошла стрельба в начальной школе 24 мая, 21:54, Общество Угроза жизни за 500 руб.: как эффективно бороться с нарушениями ПДД 24 мая, 21:51, Партнерский проект Сорос допустил, что события на Украине стали началом третьей мировой 24 мая, 21:47, Политика Мусорный оператор оценил рост тарифов на вывоз отходов 24 мая, 21:30, Общество WSJ узнала о расследовании на Джерси в отношении активов Абрамовича 24 мая, 21:18, Политика В Москве с начала пандемии резко выросло строительство частных домов 24 мая, 21:17, Недвижимость Английская премьер-лига одобрила продажу «Челси» 24 мая, 21:15, Спорт «Дело о кульке» обернулось задержанием экс-президента Молдавии 24 мая, 21:13, Политика Сопернику Медведева грозит штраф после потери сознания во время матча 24 мая, 21:06, Спорт Военная операция на Украине. Онлайн 24 мая, 21:04, Политика Суд освободил из-под стражи «короля госзаказа» Валерия Маркелова 24 мая, 20:51, Общество Хакеры, взломы и DDos: критические моменты для бизнеса 24 мая, 20:42, РБК и МегаФон Призер чемпионата Европы по фигурному катанию завершил карьеру в 34 года 24 мая, 20:37, Спорт Пушилин заявил, что трибунал над «Азовом» пройдет в несколько этапов 24 мая, 20:34, Политика Forbes узнал, что ФБР предотвратило покушение на Джорджа Буша-младшего 24 мая, 20:26, Политика Генпрокурор Украины допустила обмен осужденного российского военного 24 мая, 20:17, Политика
Газета
Как «Платон» повлияет на цены
Газета № 224 (2241) (0412) Общество,
0

Как «Платон» повлияет на цены

Фото: из личного архива
Фото: из личного архива

Сумма 1,5 руб. за километр с большегрузной машины не кажется значительной, но система оказалась настолько «сырой», что резко выросли риски перевозчиков и, соответственно, стоимость их услуг.

Сорвали сезон

С середины ноября у ретейлеров и транспортных компаний традиционно начинается высокий сезон. Несмотря на кризис, ежегодно возрастают объемы перевозок, связано это прежде всего с подготовкой к новогодним праздникам. Введение платы за проезд для большегрузов непосредственно в этот период крайне негативно отразилось на транспортных компаниях, ретейлерах и производителях, вызвало волну недовольства. По факту разъяснительная работа началась одновременно со стартом системы, резали по живому.

Первые три дня работы «Платона» спровоцировали транспортный коллапс, причиной которого стали существенные сбои в системе. Разберем подробнее. Во-первых, сайт «Платона» не всегда находился в рабочем состоянии, соответственно, доступ к системе в такие моменты был ограничен. Также система навязывает определенное построение маршрута: включает только федеральные трассы, игнорируя возможность использования других видов дорог. Во-вторых, существует серьезная проблема отчетности. Трек маршрута, который регистрирует «Платон», и данные объективных средств мониторинга (таких как GPS и ГЛОНАСС) не совпадают. Зафиксированы случаи, когда «Платон» увеличивал пройденный путь фуры с 700 км до 1200 км. Поэтому происходит некорректное списание денежных средств.

Третьей проблемой остается недоступность бортовых устройств. По данным ГИБДД, в России зарегистрировано более 1,8 млн большегрузов, и только 10% из них оснащены сейчас специальными устройствами. Причем техническое состояние самих приборов вызывает множество вопросов: отмечены случаи выхода из строя или неверного информирования водителя о статусе маршрута, при этом от службы технической поддержки невозможно получить конкретные инструкции о порядке действий в данной ситуации. Очевидно, технические неполадки будут когда‑нибудь устранены, но платить нужно уже сейчас.

Ошибка на миллион

Система работает плохо, а штрафы были установлены астрономические. За первое нарушение юридическим лицам придется заплатить 450 тыс. руб., за повторное — уже 1 млн. Для частных предпринимателей суммы установлены на отметках 45 тыс. и 100 тыс. руб. соответственно. Данные штрафы являются непосильными для всех участников рынка перевозок. Поправки, которые призваны снизить суммы, находятся на рассмотрении Госдумы и пока не имеют юридической силы.

Можно констатировать, что система работает нестабильно и негативно влияет на рынок перево­зок. От 20 до 30% большегрузных транспортных средств у наших партнеров-перевозчиков не выходят в рейсы. Ведь оплата даже одного штрафа может поставить небольшую транспортную компанию на грань банкротства. На логистическом рынке искусственно создан дефицит транспорта, что приводит к спекуляции недобросовестными участниками. От этого страдают прежде всего ретейлеры.

Доля отправок большегрузными автомобилями в сегменте ретейла в среднем составляет 65–70% и может достигать 85% по некоторым направлениям. На маршрутах, дальность которых превышает 400 км, совершенно нецелесообразно использование мелко- и среднетоннажной техники: издержки на перевозку одной единицы продукции в таком случае увеличиваются в разы. Говорить о железнодорожных доставках как об альтернативе очень сложно, так как сроки и стоимость таких транспортировок выше автомобильных.

Цена вопроса

Введение налога в размере 1,53 руб./км увеличивает стоимость перевозки, по нашим расчетам, на 4–6%. Если рассматривать зарубежный опыт, то можно заметить, что в европейских странах цена доставки выше, нежели в России, а сама плата за проезд — ниже (например, в Польше размер платы с грузовиков в переводе по нынешнему курсу составляет 1,2–1,8 руб. за 1 км). Средняя себестоимость проезда километра в Европе составляет €1–1,2, в России по нынешнему курсу — 50 евроцентов (30–40 руб.).

Сейчас из‑за искусственно созданного дефицита транспорта цены на доставку готовой продукции уже выросли в среднем на 10–20%, а по некоторым направлениям увеличение составляет 80–120%. Все зависит от потребностей конкретного заказчика: у каждой компании своя карта повышения цен. Но, разумеется, в первую очередь страдают товары повседневного спроса.

Процент логистических издержек в составе себестоимости продукции у каждой компании разный. Доля транспортной составляющей в структуре этих затрат значительна, зависит прежде всего от схемы производства и реализации товара. Платить придется на каждом этапе. Например, для производства молока необходимо осуществить доставку кормов для животных, затем собранный продукт доставить на перерабатывающий завод, возможно, потребуется поставка технического оборудования и комплектующих, затем транспортировать готовую продукцию до распределительного центра или склада и т. д.

Также нужно учитывать, что издержки, связанные с несвоевременной поставкой компонентов для производства, могут многократно увеличивать себестоимость товара. Чтобы правильно оценить влияние нового дорожного налога, необходимо рассматривать весь процесс в комплексе. Например, Национальный союз производителей молока прогнозирует увеличение стоимости молока на полке магазина минимум на 3–3,5 руб. за литр. Эксперты оценивают рост отпускной стоимости сахара в 2,5%, а хлебобулочных изделий — в 2,3% на 1 кг продукта.

Европейский опыт

Чтобы нормализовать ситуацию на рынке, нужно в первую очередь устранить все неполадки в системе. На время устранения сбоев необходимо ввести мораторий на штрафы и на саму оплату проезда, а также перевести всех перевозчиков, использующих бортовые устройства, на постоплату.

Россия не является первопроходцем в создании системы взимания платы с большегрузов. Если рассматривать европейский опыт, то можно выделить два вида сборов: например, во Франции многие государственные дороги являются платными для всех видов транспорта. В Германии же, которая является лидером в области создания систем, подобных «Платону», дороги бесплатные, а сборы дифференцированы. Там с 1 января 2005 года со всех большегрузов (общим весом от 12 т) в обязательном порядке взимается плата за пользование федеральной сетью автомагистралей. Но на отлаживание работы системы стране потребовалось пять лет, как рассказывают наши европейские коллеги. Три года проводились рабочие тесты, во время которых плата не взималась, а в течение последующих двух лет происходило постепенное внедрение.

В России же «Платон» начал сразу работать в боевом режиме. Заплатят в итоге за это потребители.

 

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.