Лента новостей
Что надо знать o шинах. Тест 08:08, РБК и Nokian Tyres Курс биткоина впервые превысил $64 тыс. 08:07, Финансы «Дезертиры» из Калифорнии: как Остин превращается в Кремниевую долину 08:07, PRO В Хабаровском крае начали проверку из-за обезглавленного тигра 08:06, Общество Тезка главы «Трансмашхолдинга» вложился в винный проект под Геленджиком 08:00, Бизнес В чем российские магазины отстают от зарубежных аналогов 07:39, РБК и Русский продукт Журнал DOXA сообщил об обысках в редакции и у сотрудников в Москве 07:38, Общество Эксперты выявили рост строительства офисов в Москве почти на 40% 07:30, Бизнес CК начал проверку после обрушения стены здания в Тамбове 07:25, Общество У берегов Камчатки зафиксировали два землетрясения 07:07, Общество Бизнес как на ладони: что вы не знали о мобильном банкинге 07:03, РБК и СберБизнес Mastercard и российские банки запустили оплату товаров брелоками 07:00, Технологии и медиа На какие импортные товары растет спрос у россиян 06:21, РБК и Банк «Открытие» В МИДе рассказали о действиях России в случае отключения от SWIFT 06:16, Политика Кофейне Cofix пригрозили штрафом после продажи антисептика вместо воды 06:00, Общество Проценты по кредиткам упали до минимума с 2018 года 06:00, Финансы Приставы сообщили о выселении жителей Среднеуральского монастыря 05:38, Общество Что такое индивидуальный пенсионный план 05:34, РБК и НПФ «Будущее» В США назвали возможную причину тромбоза после прививки Johnson & Johnson 05:26, Общество В Гидрометцентре дали прогноз на лето 05:17, Общество «Сбер» сообщил о рекорде безналичных трат россиян в начале года 05:00, Финансы В Египте в ДТП с автобусом погибли 20 человек 04:43, Общество Депутат сообщил об увольнении пяти генералов Росгвардии 04:37, Политика На что обращать внимание при покупке летних шин 04:30, РБК и Nokian Tyres Сенат утвердил Уэнди Шерман на пост первого замгоссекретаря США 04:20, Политика В Литве пенсионер скончался после второй дозы вакцины Moderna 03:40, Общество Талибы отказались от конференций до вывода иностранных сил из Афганистана 03:04, Политика МИД Швеции вызвал посла России в связи с кибератаками на федерацию спорта 02:58, Спорт
Газета
Не жизнь, а каско
Газета № 212 (2229) (1711) Общество,
0

Не жизнь, а каско

Россияне начали отказываться от полисов
Фото: Руслан Шамуков/ТАСС
Фото: Руслан Шамуков/ТАСС

Рынок автокаско сократится по итогам года — впервые с кризисного 2009-го. Водители экономят на полисах, которые дорожают вслед за машинами и запчастями.

Не покупают и не страхуют

В своем исследовании «Будущее страхового рынка: использовать возможности» аналитики рейтингового агентства RAEX во главе с Натальей Данзурун пишут, что объем страховых премий по каско (получаемая страховщиками плата за полисы) сократится в 2015 году по сравнению с 2014-м на 17,5%, или примерно на 40 млрд руб.

В 2009 году рынок каско уменьшился на 18%, с 168 до 138 млрд руб. После этого на протяжении пяти лет он рос от 3 до 25% ежегодно. Объем премий по каско уже за январь—июнь 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года сократился на 13,9%, или на 14,5 млрд руб.

По итогам первого полугодия 2015 года клиенты купили на 638,7 тыс., или на 25,3%, страховок меньше, чем в первом полугодии 2014 года. По итогам года число новых полисов уменьшится еще значительнее, полагает управляющий директор по страховым рейтингам Алексей Янин: на 30%, или на 1,6 млн.

Основным драйвером роста для рынка автокаско всегда были продажи новых автомобилей. Сейчас они сокращаются: по данным Ассоциации европейского бизнеса, за десять месяцев продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России уменьшились на 33,6%, до 1,3 млн.

Рынок каско сокращается из-за экономического кризиса, говорит директор департамента андеррайтинга и управления продуктами СК «Согласие» Дмитрий Кузнецов. Снижаются доходы населения, значит, клиенты уменьшают свои затраты, в том числе отказываясь от страхования автомобилей по каско, добавляет он.

Раньше клиенты страховали свой автомобиль на весь гарантийный срок (в среднем три года), а сейчас либо вовсе отказываются от полиса каско на второй и третий годы, либо приобретают усеченные и, соответственно, более дешевые варианты страховки, рассказывает заместитель генерального директора «ВТБ Страхования» Сергей Конкин.

Цена выросла

К сокращению рынка каско привели и действия самих страховщиков — в течение 2014 и 2015 годов они планомерно повышали тариф по этому виду страхования. Часть автовладельцев отказываются от каско именно из-за роста стоимости, указывают аналитики RAEX.

Страховые компании начали поднимать стоимость полиса, после того как увеличилась убыточность этого вида страхования, указывают аналитики RAEX. Убыточность же выросла из-за девальвации рубля, которая привела к росту стоимости автозапчастей. «Многие страховщики приступили к санации портфеля, установив запретительно высокие тарифы по наиболее убыточным маркам машин и категориям водителей», — пишут аналитики.

Средний размер страховой премии по автокаско за первое полугодие 2015 года составил 47,7 тыс. руб., а за 2014 год — 41,9 тыс. руб. (увеличение почти на 14%).

За 2014 год страховые компании подняли тариф по каско на 5–50%, а полисы для некоторых автомобилей подорожали на 150%. Сильнее всего выросла цена каско для иномарок: например, для владельцев иномарок премиум-класса она могла увеличиться в два раза, говорил ранее РБК сотрудник одного из крупнейших страховщиков. В 2015 году страховые компании продолжили повышать тарифы​​​​ по каско: ​«Ингосстрах» — на 17%, СОГАЗ — на 10–30% в зависимости от марки и модели автомобиля, МАКС — на 20–40% на некоторые автомобили, «Ренессанс страхование» — на 15%, «Интач Страхование» — на 15–25%, ERGO — в пределах 5% и так далее.

Но даже если страховая компания не повышала тариф, то стоимость полиса каско для потребителя все равно выросла примерно на 30–40% из-за увеличения стоимости самих автомобилей, добавляет руководитель управления андеррайтинга компании «АльфаСтрахование» Илья Григорьев.

Как снизить цену

Чтобы поддержать спрос населения на каско, страховщики должны снизить стоимость полиса, сходятся во мнении представители компаний, опрошенные РБК. Страховщики готовы предлагать более дешевые страховки, но на новых условиях. «Мы понимаем, что стоимость каско стала высокой для автомобилистов, — говорит Григорьев. — Клиенты хотят отказаться от различных дополнительных опций и расширенного покрытия для оптимизации стоимости, хотят пролонгировать полисы со скидкой».

Помочь рынку каско могут более активные продажи страховых продуктов с франшизой (договор предусматривает, что водитель сам ремонтирует свой автомобиль, если ущерб меньше определенной суммы), говорит заместитель председателя правления СОГАЗа Дамир Аксянов. «До последнего времени они не пользовались большой популярностью ни у страховщиков, ни у автомобилистов. Однако в условиях роста тарифов интерес к таким продуктам увеличился. В СОГАЗе за девять месяцев 2015 года доля договоров с франшизой выросла в 3,3 раза по отношению к аналогичному периоду 2014 года, превысив 11% от общего числа проданных полисов автокаско», — рассказывает он.

Продукты с франшизой позволяют снизить стоимость полиса автокаско за счет разделения рисков между страховщиком и страхователем, поясняют аналитики RAEX. Распространение продуктов с франшизой выгодно как страховщикам — количество страховых случаев обычно сокращается за счет повышения внимательности страхователей, которые несут часть рисков, — так и страхователям, ведь стоимость страховой защиты снижается, при этом крупные убытки, которые способны нанести серьезный удар по финансовому состоянию страхователя, покрываются страховщиком, пишут они.

Снизить стоимость полиса может и развитие так называемого умного страхования. При заключении такого договора страховая компания устанавливает тариф в зависимости от качества вождения каждого конкретного страхователя: то есть чем аккуратнее водитель, тем меньше для него стоимость автокаско. Это позволяет сэкономить до 55% от стоимости классического продукта, говорит Григорьев.

О росте популярности каско с телематикой (спутниковым мониторингом транспорта) РБК рассказали в «АльфаСтраховании», «Либерти Страховании» и «Интач Страховании», а некоторые страховые компании полностью переориентируют свой бизнес на такие продукты. «На сегодняшний день доля каско с телематикой в нашем портфеле автокаско уже превысила 50%. В следующем году она уже должна составить около 70% от всего каско, реализуемого нами», — говорит гендиректор СК «Независимость» Валерия Скороходова.

Если страховые компании смогут расширить продуктовую линейку, то спрос со стороны​ клиентов вырастет, а рынок возобновит ежегодный рост в 5–10%, полагают аналитики RAEX.