Лента новостей
Google заблокировала 210 каналов на YouTube из-за беспорядков в Гонконге 10:07, Политика Проект выходца из России вошел в топ разработчиков мобильных приложений 10:01, Технологии и медиа Размытые кодексы: как ЕСПЧ относится к делам против уличной оппозиции 09:58, Мнение Синоптики пообещали москвичам теплую погоду на выходных 09:30, Общество Роструд напомнил о длинных выходных в ноябре 09:25, Общество Росстат раскрыл регионы с самыми богатыми чиновниками 09:16, Экономика Смотрите у меня! Как медиамагнаты ввязываются в бой с Netflix — Bloomberg 09:14, PRO Производитель «Вия» потребовал взыскать долг с Джеки Чана и Шварценеггера 09:11, Бизнес 27 летательных аппаратов провели разведку вдоль границ России за неделю 09:05, Политика Навальный вышел на свободу после 30 суток ареста 09:03, Политика «Зеленая экономика». Главные события в России 24-30 августа 09:02, Зеленая экономика Марин Ле Пен назвала абсурдными аргументы против возвращения России в G8 08:53, Политика В Кузбассе три человека погибли в ДТП с дорожным катком 08:39, Общество Для частых поездок: ноутбук со стальными нервами 08:39, РБК и ASUS Кличко назвал Севастополь украинским городом с особым статусом 08:37, Политика Глава МИД КНДР назвал Помпео «ядовитым растением» дипломатии США 08:16, Политика Маленькие, но хищные: как нишевые бренды завоевывают рынок 08:09, PRO Банки оценили новую методику расчета закредитованности клиентов 08:01, Финансы Как банки подстраиваются под новую методику оценки закредитованности 08:01, PRO Во сколько обойдется покупка деревянного дома в Подмосковье 07:50, Недвижимость  На Гавайях семь человек пострадали при аварийной посадке самолета 07:48, Общество Как выход новых «Айфонов» скажется на акциях Apple 07:04, Quote Большинство регионов не удержало зарплаты на уровне майских указов 07:00, Экономика СК завел дело после смерти ребенка в машине скорой помощи в Приморье 06:49, Общество США официально отказали Турции в продаже ракетных комплексов Patriot 05:56, Политика Moody's ухудшило прогноз по росту ВВП России в 2019 году 05:55, Экономика СМИ узнали о распространении в России тропических болезней из-за комаров 05:19, Политика Росстат отчитался о рекордном числе долгожителей старше 100 лет 04:56, Общество
Газета
Не жизнь, а каско
Газета № 212 (2229) (1711) Общество,
0
Не жизнь, а каско
Россияне начали отказываться от полисов
Фото: Руслан Шамуков/ТАСС

Рынок автокаско сократится по итогам года — впервые с кризисного 2009-го. Водители экономят на полисах, которые дорожают вслед за машинами и запчастями.

Не покупают и не страхуют

В своем исследовании «Будущее страхового рынка: использовать возможности» аналитики рейтингового агентства RAEX во главе с Натальей Данзурун пишут, что объем страховых премий по каско (получаемая страховщиками плата за полисы) сократится в 2015 году по сравнению с 2014-м на 17,5%, или примерно на 40 млрд руб.

В 2009 году рынок каско уменьшился на 18%, с 168 до 138 млрд руб. После этого на протяжении пяти лет он рос от 3 до 25% ежегодно. Объем премий по каско уже за январь—июнь 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года сократился на 13,9%, или на 14,5 млрд руб.

По итогам первого полугодия 2015 года клиенты купили на 638,7 тыс., или на 25,3%, страховок меньше, чем в первом полугодии 2014 года. По итогам года число новых полисов уменьшится еще значительнее, полагает управляющий директор по страховым рейтингам Алексей Янин: на 30%, или на 1,6 млн.

Основным драйвером роста для рынка автокаско всегда были продажи новых автомобилей. Сейчас они сокращаются: по данным Ассоциации европейского бизнеса, за десять месяцев продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России уменьшились на 33,6%, до 1,3 млн.

Рынок каско сокращается из-за экономического кризиса, говорит директор департамента андеррайтинга и управления продуктами СК «Согласие» Дмитрий Кузнецов. Снижаются доходы населения, значит, клиенты уменьшают свои затраты, в том числе отказываясь от страхования автомобилей по каско, добавляет он.

Раньше клиенты страховали свой автомобиль на весь гарантийный срок (в среднем три года), а сейчас либо вовсе отказываются от полиса каско на второй и третий годы, либо приобретают усеченные и, соответственно, более дешевые варианты страховки, рассказывает заместитель генерального директора «ВТБ Страхования» Сергей Конкин.

Цена выросла

К сокращению рынка каско привели и действия самих страховщиков — в течение 2014 и 2015 годов они планомерно повышали тариф по этому виду страхования. Часть автовладельцев отказываются от каско именно из-за роста стоимости, указывают аналитики RAEX.

Страховые компании начали поднимать стоимость полиса, после того как увеличилась убыточность этого вида страхования, указывают аналитики RAEX. Убыточность же выросла из-за девальвации рубля, которая привела к росту стоимости автозапчастей. «Многие страховщики приступили к санации портфеля, установив запретительно высокие тарифы по наиболее убыточным маркам машин и категориям водителей», — пишут аналитики.

Средний размер страховой премии по автокаско за первое полугодие 2015 года составил 47,7 тыс. руб., а за 2014 год — 41,9 тыс. руб. (увеличение почти на 14%).

За 2014 год страховые компании подняли тариф по каско на 5–50%, а полисы для некоторых автомобилей подорожали на 150%. Сильнее всего выросла цена каско для иномарок: например, для владельцев иномарок премиум-класса она могла увеличиться в два раза, говорил ранее РБК сотрудник одного из крупнейших страховщиков. В 2015 году страховые компании продолжили повышать тарифы​​​​ по каско: ​«Ингосстрах» — на 17%, СОГАЗ — на 10–30% в зависимости от марки и модели автомобиля, МАКС — на 20–40% на некоторые автомобили, «Ренессанс страхование» — на 15%, «Интач Страхование» — на 15–25%, ERGO — в пределах 5% и так далее.

Но даже если страховая компания не повышала тариф, то стоимость полиса каско для потребителя все равно выросла примерно на 30–40% из-за увеличения стоимости самих автомобилей, добавляет руководитель управления андеррайтинга компании «АльфаСтрахование» Илья Григорьев.

Как снизить цену

Чтобы поддержать спрос населения на каско, страховщики должны снизить стоимость полиса, сходятся во мнении представители компаний, опрошенные РБК. Страховщики готовы предлагать более дешевые страховки, но на новых условиях. «Мы понимаем, что стоимость каско стала высокой для автомобилистов, — говорит Григорьев. — Клиенты хотят отказаться от различных дополнительных опций и расширенного покрытия для оптимизации стоимости, хотят пролонгировать полисы со скидкой».

Помочь рынку каско могут более активные продажи страховых продуктов с франшизой (договор предусматривает, что водитель сам ремонтирует свой автомобиль, если ущерб меньше определенной суммы), говорит заместитель председателя правления СОГАЗа Дамир Аксянов. «До последнего времени они не пользовались большой популярностью ни у страховщиков, ни у автомобилистов. Однако в условиях роста тарифов интерес к таким продуктам увеличился. В СОГАЗе за девять месяцев 2015 года доля договоров с франшизой выросла в 3,3 раза по отношению к аналогичному периоду 2014 года, превысив 11% от общего числа проданных полисов автокаско», — рассказывает он.

Продукты с франшизой позволяют снизить стоимость полиса автокаско за счет разделения рисков между страховщиком и страхователем, поясняют аналитики RAEX. Распространение продуктов с франшизой выгодно как страховщикам — количество страховых случаев обычно сокращается за счет повышения внимательности страхователей, которые несут часть рисков, — так и страхователям, ведь стоимость страховой защиты снижается, при этом крупные убытки, которые способны нанести серьезный удар по финансовому состоянию страхователя, покрываются страховщиком, пишут они.

Снизить стоимость полиса может и развитие так называемого умного страхования. При заключении такого договора страховая компания устанавливает тариф в зависимости от качества вождения каждого конкретного страхователя: то есть чем аккуратнее водитель, тем меньше для него стоимость автокаско. Это позволяет сэкономить до 55% от стоимости классического продукта, говорит Григорьев.

О росте популярности каско с телематикой (спутниковым мониторингом транспорта) РБК рассказали в «АльфаСтраховании», «Либерти Страховании» и «Интач Страховании», а некоторые страховые компании полностью переориентируют свой бизнес на такие продукты. «На сегодняшний день доля каско с телематикой в нашем портфеле автокаско уже превысила 50%. В следующем году она уже должна составить около 70% от всего каско, реализуемого нами», — говорит гендиректор СК «Независимость» Валерия Скороходова.

Если страховые компании смогут расширить продуктовую линейку, то спрос со стороны​ клиентов вырастет, а рынок возобновит ежегодный рост в 5–10%, полагают аналитики RAEX.