Лента новостей
СМИ узнали об использовании лыжником Полтораниным допинга на Играх-2018 20:45, Спорт Путин отправил в отставку начальника следственного департамента МВД 20:44, Общество Минэкономразвития решило отложить разработку макропрогноза 20:41, Экономика Пандемия коронавируса. Самое актуальное на 9 апреля 20:33, Общество Росавиация назвала даты рейсов для вывоза россиян из-за границы 20:30, Общество В Уральском федеральном округе умер первый пациент с COVID-19 20:28, Общество Глава BitMEX прогнозирует падение биткоина на 60% 20:19, Крипто На что может рассчитывать пострадавший бизнес в Москве 20:19, РБК и Центр поддержки экономики Джозеф Байден стал единственным кандидатом американских демократов 20:10, Политика СК возбудил три уголовных дела из-за фейков о COVID-19 20:08, Общество Кудрин прокомментировал переговоры с ОПЕК+ фразой «разум победит» 20:05, Экономика Число умерших от коронавируса в мире превысило 90 тыс. человек 19:56, Общество Подмосковье вслед за Москвой ограничило посещение кладбищ 19:51, Общество «Деньги есть, а счастья не прибавилось»: люди об экономии на карантине 19:50, Quote Ротенберги и Тимченко вошли в новый состав совета директоров КХЛ 19:48, Спорт Минэк предложил помочь пострадавшим от COVID-19 кинотеатрам и дантистам 19:25, Экономика Что случилось за день. Главные новости РБК 19:21, Общество ЦБ рекомендовал банкам перенести решения о выплате дивидендов 19:14, Финансы Главный редактор «Проекта» Баданин сообщил о слежке и обратился в СК 19:13, Технологии и медиа Собянин пообещал «жестко наказывать» нарушающих карантин на автомобилях 19:10, Общество Мужской чемпионат Европы по баскетболу перенесли на 2022 год 19:04, Спорт Власти двух регионов сообщили о смерти пациентов с коронавирусом 19:01, Общество Госдеп призвал Москву принять меры против «Русского имперского движения» 18:51, Политика Россиян из аэропортов Подмосковья будут эвакуировать к местам проживания 18:49, Общество Производство бензина в России упало почти на 20% 18:45, Бизнес Как индустрия технологий изменилась с коронавирусом 18:44, Индустрия 4.0  Количество зараженных COVID-19 в мире превысило 1,5 млн 18:44, Общество «Почта России» объяснила разброс в прогнозе о падении выручки в 2020 году 18:32, Общество
Газета
Не жизнь, а каско
Газета № 212 (2229) (1711) Общество,
0
Не жизнь, а каско
Россияне начали отказываться от полисов
Фото: Руслан Шамуков/ТАСС

Рынок автокаско сократится по итогам года — впервые с кризисного 2009-го. Водители экономят на полисах, которые дорожают вслед за машинами и запчастями.

Не покупают и не страхуют

В своем исследовании «Будущее страхового рынка: использовать возможности» аналитики рейтингового агентства RAEX во главе с Натальей Данзурун пишут, что объем страховых премий по каско (получаемая страховщиками плата за полисы) сократится в 2015 году по сравнению с 2014-м на 17,5%, или примерно на 40 млрд руб.

В 2009 году рынок каско уменьшился на 18%, с 168 до 138 млрд руб. После этого на протяжении пяти лет он рос от 3 до 25% ежегодно. Объем премий по каско уже за январь—июнь 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года сократился на 13,9%, или на 14,5 млрд руб.

По итогам первого полугодия 2015 года клиенты купили на 638,7 тыс., или на 25,3%, страховок меньше, чем в первом полугодии 2014 года. По итогам года число новых полисов уменьшится еще значительнее, полагает управляющий директор по страховым рейтингам Алексей Янин: на 30%, или на 1,6 млн.

Основным драйвером роста для рынка автокаско всегда были продажи новых автомобилей. Сейчас они сокращаются: по данным Ассоциации европейского бизнеса, за десять месяцев продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России уменьшились на 33,6%, до 1,3 млн.

Рынок каско сокращается из-за экономического кризиса, говорит директор департамента андеррайтинга и управления продуктами СК «Согласие» Дмитрий Кузнецов. Снижаются доходы населения, значит, клиенты уменьшают свои затраты, в том числе отказываясь от страхования автомобилей по каско, добавляет он.

Раньше клиенты страховали свой автомобиль на весь гарантийный срок (в среднем три года), а сейчас либо вовсе отказываются от полиса каско на второй и третий годы, либо приобретают усеченные и, соответственно, более дешевые варианты страховки, рассказывает заместитель генерального директора «ВТБ Страхования» Сергей Конкин.

Цена выросла

К сокращению рынка каско привели и действия самих страховщиков — в течение 2014 и 2015 годов они планомерно повышали тариф по этому виду страхования. Часть автовладельцев отказываются от каско именно из-за роста стоимости, указывают аналитики RAEX.

Страховые компании начали поднимать стоимость полиса, после того как увеличилась убыточность этого вида страхования, указывают аналитики RAEX. Убыточность же выросла из-за девальвации рубля, которая привела к росту стоимости автозапчастей. «Многие страховщики приступили к санации портфеля, установив запретительно высокие тарифы по наиболее убыточным маркам машин и категориям водителей», — пишут аналитики.

Средний размер страховой премии по автокаско за первое полугодие 2015 года составил 47,7 тыс. руб., а за 2014 год — 41,9 тыс. руб. (увеличение почти на 14%).

За 2014 год страховые компании подняли тариф по каско на 5–50%, а полисы для некоторых автомобилей подорожали на 150%. Сильнее всего выросла цена каско для иномарок: например, для владельцев иномарок премиум-класса она могла увеличиться в два раза, говорил ранее РБК сотрудник одного из крупнейших страховщиков. В 2015 году страховые компании продолжили повышать тарифы​​​​ по каско: ​«Ингосстрах» — на 17%, СОГАЗ — на 10–30% в зависимости от марки и модели автомобиля, МАКС — на 20–40% на некоторые автомобили, «Ренессанс страхование» — на 15%, «Интач Страхование» — на 15–25%, ERGO — в пределах 5% и так далее.

Но даже если страховая компания не повышала тариф, то стоимость полиса каско для потребителя все равно выросла примерно на 30–40% из-за увеличения стоимости самих автомобилей, добавляет руководитель управления андеррайтинга компании «АльфаСтрахование» Илья Григорьев.

Как снизить цену

Чтобы поддержать спрос населения на каско, страховщики должны снизить стоимость полиса, сходятся во мнении представители компаний, опрошенные РБК. Страховщики готовы предлагать более дешевые страховки, но на новых условиях. «Мы понимаем, что стоимость каско стала высокой для автомобилистов, — говорит Григорьев. — Клиенты хотят отказаться от различных дополнительных опций и расширенного покрытия для оптимизации стоимости, хотят пролонгировать полисы со скидкой».

Помочь рынку каско могут более активные продажи страховых продуктов с франшизой (договор предусматривает, что водитель сам ремонтирует свой автомобиль, если ущерб меньше определенной суммы), говорит заместитель председателя правления СОГАЗа Дамир Аксянов. «До последнего времени они не пользовались большой популярностью ни у страховщиков, ни у автомобилистов. Однако в условиях роста тарифов интерес к таким продуктам увеличился. В СОГАЗе за девять месяцев 2015 года доля договоров с франшизой выросла в 3,3 раза по отношению к аналогичному периоду 2014 года, превысив 11% от общего числа проданных полисов автокаско», — рассказывает он.

Продукты с франшизой позволяют снизить стоимость полиса автокаско за счет разделения рисков между страховщиком и страхователем, поясняют аналитики RAEX. Распространение продуктов с франшизой выгодно как страховщикам — количество страховых случаев обычно сокращается за счет повышения внимательности страхователей, которые несут часть рисков, — так и страхователям, ведь стоимость страховой защиты снижается, при этом крупные убытки, которые способны нанести серьезный удар по финансовому состоянию страхователя, покрываются страховщиком, пишут они.

Снизить стоимость полиса может и развитие так называемого умного страхования. При заключении такого договора страховая компания устанавливает тариф в зависимости от качества вождения каждого конкретного страхователя: то есть чем аккуратнее водитель, тем меньше для него стоимость автокаско. Это позволяет сэкономить до 55% от стоимости классического продукта, говорит Григорьев.

О росте популярности каско с телематикой (спутниковым мониторингом транспорта) РБК рассказали в «АльфаСтраховании», «Либерти Страховании» и «Интач Страховании», а некоторые страховые компании полностью переориентируют свой бизнес на такие продукты. «На сегодняшний день доля каско с телематикой в нашем портфеле автокаско уже превысила 50%. В следующем году она уже должна составить около 70% от всего каско, реализуемого нами», — говорит гендиректор СК «Независимость» Валерия Скороходова.

Если страховые компании смогут расширить продуктовую линейку, то спрос со стороны​ клиентов вырастет, а рынок возобновит ежегодный рост в 5–10%, полагают аналитики RAEX.