Лента новостей
DeFi-токен Harvest Finance подешевел на 65% менее чем за час 10:06, Крипто В Москве от коронавируса за сутки вылечились более 2,6 тыс. человек 10:03, Общество Не сбавляя темпа: как разобраться с финансами, искусством и путешествиями 10:03, РБК и TAG Heuer Последние изменения в таможенном законодательстве: комментарии Dentons 10:03, PRO Медиахолдинг Минобороны заинтересовался покупкой «Главкино» 10:01, Технологии и медиа В Красноярском крае в ДТП с грузовиком погибли четыре человека 09:42, Общество Число случаев заражения COVID-19 во всем мире превысило 43 млн 09:35, Общество Эксперты назвали предпочтения желающих уехать в другой регион россиян 09:34, Общество Кто выиграл, а кто проиграл от масштабного перехода на удаленку 09:34, РБК и Hyundai Mobility Теннисист Хачанов опустился на 18-ю строчку рейтинга ATP 09:22, Спорт Роспотребнадзор оценил влияние вакцины от COVID-19 на половые железы 09:19, Общество СМИ сообщили о задержании бастующих работников «Гродно Азота» 09:09, Политика Время инвестировать: как сделать первые шаги с хорошими результатами 09:05, РБК и Финансовая платформа РБК Pro: пять типов сотрудников и как правильно их мотивировать 08:57, PRO СМИ узнали о жалобе «Барселоны» на судейство в матче с «Реалом» 08:55, Спорт Роспотребнадзор заявил о пользе зарядки для противостояния COVID-19 08:45, Общество Почему мы отвлекаемся и не можем сконцентрироваться на чем-то одном 08:36, Совместный проект Срыв перемирия в Карабахе, всплеск звонков в аптеки. Главные новости РБК 08:33, Общество В Ереване назвали дезинформацией обвинения в нарушении перемирия 08:28, Политика Армения и Азербайджан обвинили друг друга в нарушении нового перемирия 08:11, Политика Александр Комиссаров — как потерять все и начать бизнес с нуля 08:06, РБК и ВТБ Привилегия Spotify вошел в топ-10 музыкальных сервисов в первые месяцы после запуска 08:00, Технологии и медиа РБК Pro: как онлайн-консультанты стали главной надеждой fashion-ретейла 07:52, PRO Еще два российских губернатора заразились COVID-19 07:50, Общество Как поддержать себя и семью в условиях многозадачности и стресса 07:35, РБК и Bayer Пашинян сообщил о готовности Армении соблюдать режим прекращения огня 07:20, Политика В Баку заявили о нарушении Ереваном нового перемирия в Карабахе 07:14, Политика У берегов Сахалина сел на мель сухогруз 07:03, Общество
Газета
Потери на железной дороге
Газета № 211 (2228) (1711) Общество,
0

Потери на железной дороге

Отставка Владимира Якунина стала угрозой для Интерпрогрессбанка
Фото: Михаил Почуев/ТАСС
Фото: Михаил Почуев/ТАСС

Смена руководства РЖД может ударить по небольшому Интерпрогрессбанку, который выдал половину кредитов компаниям — основным подрядчикам монополии.

Прогноз «негативный»

В пятницу, 13 ноября, рейтинговое агентство RAEX изменило прогноз по рейтингу Интерпрогрессбанка (ИПБ, 120-е место по активам) на «негативный». Сам рейтинг (А, «высокий уровень кредитоспособности») был подтвержден и отозван из-за отказа банка от поддержания публичного статуса рейтинга.

В своем релизе RAEX указало, что изменение прогноза связано с «ростом неопределенности относительно финансового состояния значительной части заемщиков банка». «Указанные заемщики специализируются на выполнении контрактов для крупной государственной монополии, в топ-менеджменте которой произошли кадровые перестановки», — сказано в сообщении агентства.

Источник РБК, близкий к ИПБ, сказал, что речь идет о клиентах банка, которые являются подрядчиками ОАО «РЖД». Эту информацию подтверждает источник, близкий к РЖД. «Кредиты им составляют более половины кредитного портфеля ИПБ, также эти компании размещают свои средства на счетах банка», — говорит источник, близкий к банку, добавляя, что банк выдал крупные кредиты и невозврат хотя бы одного окажет сильное давление на капитал. По отчетности банка видно, что просроченная задолженность по кредитам выросла в третьем квартале на 40%, но ее доля в общем портфеле пока остается невысокой — 3%.

По данным российской отчетности на 1 октября, активы ИПБ составляли 39,8 млрд руб., кредитный портфель — 27,9 млрд руб., объем средств предприятий — 14,8 млрд руб.

«Действительно, часть заемщиков ИПБ выполняет различные заказы для РЖД», — подтвердил предправления ИПБ Дмитрий Яковлев. Они выполняют для РЖД самые разные работы — от строительства вокзалов до пошива одежды. Эти компании работают по контрактам и с другими крупными структурами, не только с РЖД, кредиты таким компаниям составляют 48% в общем кредитном портфеле, уточнил Яковлев.​ Он уточнил, что банк не опасается невозвратов именно потому, что контрагентом по их контрактам выступает госмонополия», — сказал Яковлев. По его словам, после смены руководства госмонополии никто из «железнодорожных» заемщиков не покинул банк и до сих пор не было случая просрочки платежей с их стороны.

«Длинные кредиты под невысокую ставку эти компании получают в крупных госбанках. Мы же выдаем небольшие короткие кредиты — от трех месяцев до года — под более высокую ставку, но оперативно, в случае, когда компаниям требуется покрыть разрыв в ликвидности», — объяснил Яковлев.

Что касается роста просрочки, то, по данным Яковлева, она выросла из-за клиента другого профиля — девелопера, который сейчас находится в состоянии банкротства. Он также сказал, что в случае возникновения в банке проблем с капиталом акционеры готовы оказать поддержку.

Друг Якунина

Основным акционером ИПБ с долей 28,67% был Андрей Крапивин, который работал ранее советником у экс-главы РЖД Владимира Якунина. Крапивин умер в апреле этого года, а его доля в банке перешла сыну — Алексею Крапивину, который также был акционером банка «Возрождение» и является другом семьи его основателя Дмитрия Орлова.

Сам Якунин ранее говорил «Ведомостям», что Андрей Крапивин — его старый знакомый, который хорошо владеет банковским делом. Как писали «Ведомости», крупнейшая группа подрядчиков РЖД, имеющая контракты более чем на 350 млрд руб., связана с сыном и деловыми партнерами Крапивина. Большая часть этих контрактов — подряды на строительство Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей в 2014–2017 годах.

В числе компаний — подрядчиков РЖД, связанных с Крапивиным, Slon называл такие, как «ПКП Мобойл», «Сетьстройэнерго» и «Росжелдорпроект». «Ведомости» сообщали, что «Росжелдорпроект», 75% в котором принадлежит структуре, связанной с фирмами Крапивина-младшего, Валерия Маркелова и Юрия Ободовского (также являются акционерами ИПБ), а остальные 25% — самим РЖД, стал победителем конкурса на проектирование железнодорожных объектов в 2013–2017 годах с лимитом затрат 150 млрд руб.

Крупный контракт на реконструкцию БАМа и Транссиба в 2014 году получила компания ПАО «Бамстроймеханизация» — 43,79  млрд руб. до 2017 года. Компания входит в консорциум из шести фирм, которому в то же время достался еще один крупный подряд объемом 133,5 млрд руб. на реконструкцию этих магистралей. Среди участников консорциума — УК «Бамстроймеханизация», 48% в которой принадлежало Ободовскому.​

В августе 2015 года Якунин покинул пост президента РЖД и стал кандидатом в члены Совета Федерации от Калининградской области, но потом от этого поста отказался.​ В числе одной из причин отставки СМИ называли получение его сыном британского гражданства. В октябре источники «Ведомостей» также сообщили о возможном уходе из состава правления РЖД вице-президента по развитию Московского транспортного узла Петра Кацыва, вице-президента по инфраструктуре Александра Целько, вице-президента по управлению персоналом и социальным вопросам Дмитрия Шаханова.

«Не видим связи между обстоятельствами профессиональной карьеры Владимира Якунина и перспективами работы упомянутого банка», — сказал РБК официальный представитель Якунина. По его словам, отношения госкомпании с подрядчиками регулируются законом о госзакупках, сами же подрядчики вправе выбирать любую кредитную организацию для осуществления своей деятельности.