Лента новостей
Литва назвала недооценку России ошибкой Запада 14:46, Статья Минобороны сообщило о 25 групповых ударах по Украине за неделю 14:31, Статья Минобороны сообщило о двух сбитых беспилотниках в Белгородской области 14:28, Новость Мостовой сравнил нового главного тренера «Пари НН» и Абаскаля 14:20, Статья Семья экс-спецназовца Ульмана опровергла его гибель на военной операции 14:19, Новость Концерт барда Никитина отменили после доносов за «финансирование ВСУ» 13:58, Статья Бакаев завоевал первый трофей после перехода из «Зенита» в клуб из ОАЭ 13:49, Статья В Курской области в результате обстрела Успеновки загорелись два дома 13:39, Новость На северо-востоке Москвы произошел пожар в недостроенной многоэтажке 13:29, Новость Bild назвала трех основных кандидатов на пост главного тренера «Баварии» 13:28, Статья На Кубани объявили штормовое предупреждение из-за заморозков 13:17, Новость Президенты Гвинеи-Биссау и Лаоса приедут на парад Победы 13:06, Статья В Белгороде запустили сигнал ракетной опасности 12:52, Новость Глава МОК заявил о готовности искупаться в Сене перед Олимпиадой 12:44, Статья В Свердловской области из-за снега без света остались 79 тыс. человек 12:37, Новость «Аэрофлот» объяснил внеплановую посадку рейса Пхукет — Красноярск в Китае 12:25, Новость В Дарданеллах у шедшего в Россию танкера вышел из строя двигатель 12:15, Новость МИД увидел серьезную подготовку НАТО к потенциальному конфликту с Россией 12:06, Статья
Газета
Дальнобойщик с айфоном
Газета № 199 (2216) (2910) Общество,
0

Дальнобойщик с айфоном

Uber будет работать в грузоперевозках
Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Компания Convoy из Сиэтла запускает «Uber для грузовиков». В проект инвестируют крупные интернет-компании, в том числе Amazon и eBay. Объем рынка автомобильных грузоперевозок в США составляет $700 млрд.

27 октября бывший топ-менеджер Amazon, ныне гендиректор компании Convoy Дэн Льюис объявил о том, что его стартап собрал $2,5 млн венчурных инвестиций на развитие бизнеса. Компания предлагает услуги онлайн-заказа грузовиков; с момента ее основания в апреле она работала в пробном режиме, держа связь с клиентами через сайт или приложение для Android и лишь на территории штата Вашингтон (преимущественно в Сиэтле и его окрестностях). Сегодня же Convoy планирует выпустить программу для iOS и начать территориальную экспансию.

По своему принципу работы Convoy схож с приложением Uber по заказу такси. Компания предоставляет электронную платформу, связывающую напрямую заказчиков и водителей, а затем берет определенную комиссию за посреднические услуги. Разница лишь в том, что Uber занимается услугами пассажирских перевозок, а Convoy выходит на рынок грузоперевозок.

Как отмечает Business Insider, этот рынок является малопривлекательным и «не модным» для технологических стартапов, однако именно этот фактор мог иметь для Льюиса решающее значение. «Это крайне фрагментированная, раздробленная отрасль, — заявил изданию бизнесмен. — И заметная ее часть попросту неэффективная, медленная. И сейчас есть великая возможность изобрести этот бизнес заново».

По данным Американской автотранспортной ассоциации (ATA), рынок автомобильных грузоперевозок является ведущим во всей транспортной отрасли страны: на него в 2014 году приходилось 80%, или $700 млрд выручки в этом сегменте. Для сравнения: эта сумма составляет 4% от ВВП США, или 19% ВВП России по паритету покупательной способности на конец прошлого года.

Обкатанная технология

Пока что Convoy не планирует заниматься всеми типами грузоперевозок, концентрируясь на локальном бизнесе, перевозках на короткие расстояния в течение одного дня. На поездку же между Лос-Анджелесом и Нью-Йорком американские дальнобойщики в среднем тратят около двух суток. Другое ограничение: Convoy преимущественно работает по принципу B2B, удовлетворяя потребности малого бизнеса в перевозке товара, например со склада в магазин.

Основная идея заключается в том, чтобы максимально упростить процесс заказа грузовика, исключив из него посредников-брокеров. По словам Льюиса, раньше заказчику надо было созвониться с тем или иным перевозчиком (в одном лишь штате Вашингтон издание Fortune насчитывает 24 тыс. подобных компаний) и договориться о стоимости фрахта, времени подачи и типе грузовика. Второй вариант — нанять брокера, который договорился бы с грузовой компанией по всем деталям сделки. За посреднические услуги он потребовал бы от заказчика оговоренную комиссию: в среднем от 20 до 45% от всей суммы заказа.

В сравнении с обычным способом фрахта Convoy больше напоминает сервис по заказу такси. Компания договаривается с грузовыми фирмами, которые, в свою очередь, обеспечивают своим водителям надлежащую страховку и подключение к системе Convoy. Делая заказ на перевозку, клиент указывает не только пункт назначения и время доставки, но и тип груза, его размеры и вес, а также свои требования к грузовику (фургон, рефрижератор, бортовая машина и так далее). В зависимости от этих параметров алгоритм вычисляет полную стоимость заказа, включая налоги и комиссию. О том, какой процент будет оставлять себе Convoy, компания не сообщает. По словам Льюиса, комиссия будет в несколько раз ниже, чем у обычных брокеров.

Водитель, в свою очередь, должен согласиться на предложенную программой стоимость перевозки, после чего может приступать к выполнению заказа. Полный цикл оплаты — от выполнения заказа до получения денег водителем — занимает около одной-двух недель. На случай форс-мажорных обстоятельств (например, задержки в работе порта, откуда требуется забрать груз) Convoy оплатит водителям ожидание свыше 30 минут. Транспортную накладную предоставляет заказчик, после выполнения заказа водитель обязан сфотографировать подписанный документ и загрузить изображение в приложение Convoy.

Интернет-гиганты заинтересованы

Работа приложения целиком зависит от компьютерных алгоритмов подсчета стоимости заказа, поэтому стартап в первую очередь вызывает интерес крупных технологических компаний Западного побережья. Так, среди инвесторов, принявших участие в первом раунде сбора средств для Convoy, есть основатель eBay Пьер Омидьяр, руководитель Salesforce.com Марк Бениофф и соучредитель Uber Гарретт Камп. Помог Льюису и его бывший начальник, глава Amazon Джефф Безос.

Команда Convoy также частично состоит из бывших специалистов Кремниевой долины: помимо экспертов отрасли грузоперевозок (бывших брокеров и операторов автопредприятий) в ней работают бывшие сотрудники Google, Microsoft и Uber. Несмотря на это, пишет Bloomberg, путь Льюиса к инвесторам проложили не столько его собственные связи, сколько помощь со стороны его бизнес-партнера Хади Партови.

Партови имеет за плечами 20‑летний опыт работы в информационных технологиях: в конце 1990‑х годов он руководил разработкой браузера Internet Explorer 5.0, в начале 2000‑х отвечал за поддержку портала MSN.com. Впоследствии он получил известность как прозорливый инвестор: в 2005 году он одним из первых вложил средства в социальную сеть Facebook, после чего несколько лет был советником Марка Цукерберга. «Как венчурный инвестор, могу сказать, что Convoy имеет наибольшие возможности на своем рынке на моей памяти. По меньшей мере с тех пор, как я узнал о существовании Facebook десять лет назад», — цитирует Партови Bloomberg. Следующий раунд инвестиций Льюис планирует провести в начале 2016 года. Тогда же компания собирается выходить на общеамериканский рынок грузоперевозок.