Лента новостей
Власти обсудили передачу денег от продажи Yandex на поддержку электроники 06:16, Статья Politico узнало о поддержке пропалестинских протестов спонсорами Байдена 06:10, Статья «Ъ» сообщил о начале суда по делу об убийстве семи военных гранатой 05:59, Новость ЦАХАЛ заявила об ударе по штабу ХАМАС в комплексе БАПОР в Газе 05:25, Новость BI сообщил, что Гейтс продолжает руководить Microsoft «из-за кулис» 05:16, Статья Опасность атаки дронов в Воронежской области отменили спустя четыре часа 04:52, Новость Минск допустил, что НАТО оставит свой контингент в Сувалкском коридоре 04:42, Новость Spiegel узнал о нехватке кораблей ЕС для защиты судов в Красном море 04:22, Статья NordStar сообщила о продажах агрегаторами билетов на несуществующие рейсы 04:04, Новость Врачи оценили риск развития синдрома Стивенса — Джонсона из-за ибупрофена 04:01, Новость Шойгу заявил об успешном продвижении войск на красноармейском направлении 03:37, Новость Латвийский ж/д перевозчик попросил не запрещать закупки в России 03:19, Статья ФСБ раскрыла показания адъютанта Гитлера о роли СССР в битве при Арденнах 03:07, Новость Рядом с Москвой и Петербургом: где чаще берут льготную ипотеку 03:00, Статья Союз староверов назвал условие участия папы Римского в саммите по Украине 02:29, Статья МВД объявило в розыск Арсена Авакова 02:25, Новость Ученые оценили, мог ли засев облаков привести к ливню в Дубае 02:00, Статья Бесплатный концерт Мадонны на пляже собрал более 1,5 млн человек. Видео 01:57, Новость
Газета
Как покупают машины в кризис
Газета № 198 (2215) (2810) Общество,
0

Как покупают машины в кризис

Фото: Олег Яковлев/РБК
Фото: Олег Яковлев/РБК

Времена спонтанного выбора автомобиля прошли. Подержанная машина выбирается на несколько лет. При этом многие задумались о том, что стоимость ремонта, обслуживания и парковок уже несопоставима со стоимостью того же такси.

В период кризиса люди начинают осторожнее тратить деньги, и рынок вынужден подстраиваться под новые потребительские стратегии. В новом цикле статей для РБК предприниматели рассказывают, как меняется поведение покупателей в их сегменте и какие товары окажутся на полках в ближайшие несколько лет.

На долгую службу

Если вы хотите вложить деньги в крупную покупку в этом году, покупка автомобиля — это худшее решение для сохранения ваших капиталов. Машина — тот актив, который дешевеет со временем: на ней ездят, она портится, стареет, ломается. Если есть возможность расстаться с авто и вложиться в более ликвидные активы, поторопитесь это сделать прямо сейчас.

На автомобильном рынке сформировался очевидный потребительский тренд: население переориентировалось с первичного рынка на вторичный. Те, кто собирался купить новый автомобиль в кредит, сейчас такой возможности лишены из‑за стоимости кредитов. Им проще купить подержанный, но кредитование вторичного рынка еще недостаточно развито. Кроме того, многие в принципе отказались от идеи менять автомобиль, поэтому средний срок владения автомобилем сейчас существенно увеличился — примерно на четверть (до пяти лет).

Начинать считать деньги — естественное поведение потребителей в кризис. И автовладельцам становится очевиднее, что личный транспорт — это большая статья расходов, поэтому покупатели стали тщательнее подходить к выбору. Сейчас при покупке автомобиля потребители стали обращать внимание на затраты на эксплуатацию, страховку, техническое обслуживание.

Времена спонтанного выбора авто на полгода прошли: подержанная машина должна быть надежным вариантом минимум на несколько лет. Растет часть сознательных автовладельцев, которые вообще продают автомобиль, понимая, что стоимость ремонта, обслуживания и оплаты парковок несопоставима, скажем, со стоимостью того же такси.

Покупают, где дешевле

Немаловажным критерием при выборе по‑прежнему остается статусность. Несмотря на кризис, наши соотечественники продолжают покупать автомобили, которые им не по карману. Шоковой терапии не случилось: к автомобилям во многом относятся как к предмету роскоши. В этом смысле мне близка формула, придуманная в Америке: автомобиль должен стоить не более шести среднемесячных семейных доходов.Импортозамещение не обходит стороной и авторынок. Спрос на отечественные машины повысился, особенно на внедорожники: тот же УАЗ ставит рекорды по продажам. Прежде всего это происходит из‑за ухода части китайских дешевых производителей. Кроме того, отечественные производители должны быть «благодарны» подорожанию сопоставимых по характеристикам дешевых европейских и американских аналогов.

В целом по рынку нельзя точно сказать, почему покупатели предпочитают одни машины другим. Во многом это вопрос маркетинга и промоакций. Но главным для покупателей остается вопрос цены: где дешевле, там и покупают.

Единственный сегмент, который чувствует себя уверенно вне зависимости от кризиса, — люксовый. Обеспеченные клиенты не экономят на автомобилях. Если зайти в автосалон BMW, то вы увидите парковки, забитые простаивающими моделями самой дешевой комплектации, которые автодилеры закупили в середине 2014 года. А люксовые версии продаются моментально. Для клиентов, которые имеют среднемесячный доход около 1 млн руб. и выше, автомобиль за 5 млн руб. — не такая уж существенная трата.

Рост неизбежен

О перспективах автомобильного рынка нельзя говорить в отрыве от перспектив российской экономики. После кризиса Россию ждет виток роста экономики, он неизбежен. Вопрос в темпах и сроках. Если рост произойдет в 2020 году, то до этого периода рынок вторичных автомобилей будет доминирующей силой и не схлопнется.

Если вдруг по каким‑то экономическим и внешнеполитическим факторам цена барреля нефти вырастет до $100, придет новая волна нефтедолларовых доходов, потребители снова получат доступ к дешевым кредитам и начнут скупать иномарки, как после кризиса 2007–2008 годов.

Если же это будет медленный рост на 2–3% годовых, то рынок новых автомобилей начнет восстанавливаться медленно, а рынок подержанных будет гармонично развиваться и расти. В абсолютном значении по количеству подержанных автомобилей, меняющих хозяев, рынок не упадет ниже 4,5 млн в год против 6 млн в 2014 году.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.