Лента новостей
Как быстро продать авто с пробегом 08 ноя, 11:35, РБК и Авто.ру Большие данные для роста продаж: как узнать клиентов и конкурентов 08 ноя, 11:24, РБК и СберАналитика Как бизнесу покупать электроэнергию у независимого поставщика 08 ноя, 11:01, РБК и РН-Энерго Как устроено углеродное регулирование в Азии и на Ближнем Востоке 08 ноя, 10:24, РБК и Сбер Интеллигентность — это про чувство вкуса. Как ее оценить 08 ноя, 10:01, РБК и ГАЛС Классическая архитектура и комфорт: что такое сити-комплекс «Амарант» 08 ноя, 09:38, РБК и Амарант Как избежать или минимизировать появление пигментных пятен 08 ноя, 09:14, РБК и Вирсавия Любые цифры и буквы: как водителям выделиться необычным автономером 08 ноя, 08:49, Партнерский проект Во сколько обходятся бюджету неинфекционные заболевания 08 ноя, 08:22, Партнерский проект Особый контроль: как оградить начинающих водителей от нарушений 08 ноя, 07:55, Партнерский проект Сколько триллионов долларов нужно для достижения углеродной нейтральности 08 ноя, 07:10, РБК и Сбер Сезон с характером: как выбрать шины для зимы в разных регионах России 08 ноя, 06:25, РБК и Nokian Tyres Сканер для ДТП: как сделать разбор аварий более точным и быстрым 08 ноя, 05:30, Партнерский проект Проигрывал больше, чем выигрывал: как помочь больным лудоманией 08 ноя, 00:33, Партнерский проект Путин запретил раскрывать методы работы властей, занятых мобилизацией 08 ноя, 00:14, Политика Москва выставила на торги квартиру за ₽627 тыс. 08 ноя, 00:01, Недвижимость Овечкин обошел легенду. Какие еще рекорды НХЛ побьет россиянин 08 ноя, 00:00, Спорт Турция запретила полеты российских самолетов с двойной регистрацией 08 ноя, 00:00, Бизнес Bloomberg назвал траты США и Италии на конфискованные яхты 07 ноя, 23:55, Политика Число погибших в ходе боевых действий на Украине граждан США выросло до 6 07 ноя, 23:47, Политика Как подготовить машину к холодному сезону: семь полезных лайфхаков 07 ноя, 23:46, РБК и Nokian Tyres Почему устарел закон о трансплантации органов 07 ноя, 23:12, Партнерский проект На Украине начали строить новый самолет Ан-225 «Мрия» 07 ноя, 23:10, Политика Ситибанк с 1 января прекратит начислять кешбэк и отменит ряд привилегий 07 ноя, 23:07, Экономика Венгрия пригрозила заблокировать выделение Украине $18 млрд из фонда ЕС 07 ноя, 22:57, Политика В Киеве назвали два способа возвращения Крыма 07 ноя, 22:50, Политика Коротко, богато: сколько могут стоить очень престижные автономера 07 ноя, 22:48, Партнерский проект Летевший из Стамбула в Екатеринбург самолет вынужденно сел в Сочи 07 ноя, 22:38, Общество
Газета
«Трансаэро» на грани остановки
Газета № 179 (2196) (0110) Общество,
0

«Трансаэро» на грани остановки

Судьбу авиакомпании решит Дмитрий Медведев
Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

В ночь на среду «Трансаэро» была на грани остановки. «Аэрофлот» хотел прекратить заправку ее самолетов, но по просьбе правительства перенес дедлайн на два дня. Судьбу «Трансаэро» должен решить сегодня Дмитрий Медведев.

Остановить не получилось

В среду вторая в России авиакомпания «Трансаэро», которая с начала сентября находится под операционным управлением «Аэрофлота», оказалась под угрозой остановки. Накануне «Аэрофлот» разослал топливо-заправочным комплексам (ТЗК) аэропортов письмо, в котором предупредил, что с 0:00 30 сентября прекращает оплату заправки самолетов «Трансаэро», рассказал РБК источник в одном из крупных российских аэропортов и подтвердили чиновник одного из профильных федеральных ведомств, а также топ-менеджер крупного туроператора, сославшийся на свои источники в Росавиации.

Но потом по настоятельной просьбе первого вице-премьера Игоря Шувалова «Аэрофлот» продлил дедлайн на два дня до 0:00 2 октября, говорят собеседники РБК. Сейчас самолеты «Трансаэро» продолжают заправляться за счет «Аэрофлота», но кто будет оплачивать топливо после дедлайна, «не знает вообще никто», говорит топ-менеджер одной из крупных российских ТЗК.

Представитель Шувалова не комментирует участие первого вице-премьера в урегулировании ситуации с «Трансаэро».

Источник в правительстве допускает, что Шувалов «мог повлиять на ситуацию с заправкой самолетов», но «без каких либо приказов, в режиме диалога».

Тем временем Росавиация готовит меры на случай остановки «Транс­аэро». Источник в одной из российских авиакомпаний из топ-5 рассказал РБК, что в среду заместитель руководителя агентства Олег Клим провел два совещания с представителями крупных авиаперевозчиков, на которых предупредил о том, что может возникнуть необходимость развозить пассажиров, купивших билеты на рейсы «Трансаэро». Всего, по словам двух участников совещания, речь шла о 600 тыс. пассажиров, присутствовали на нем представители «Аэро­флота», S7, «Уральских авиалиний», «Ямала». С 2009 года, после того как российские авиаперевозчики столкнулись с необходимостью развозить пассажиров остановившегося альянса AiRUnion, российские авиакомпании делают отчисления в специальный фонд на случай остановки какой-либо из авиакомпаний. «Но его размер невелик, и на пассажиров «Трансаэро» его точно не хватит», — отмечает источник в одной из российских авиакомпаний из топ-5. Участник совещания добавляет, что никакие сроки возможной остановки «Трансаэро» не назывались: «Ведется работа на упреждение».

Руководство «Трансаэро», назначенное «Аэрофлотом», ограничило продажи билетов компании через туроператоров. В среду туроператорам пришло от нее распоряжение выписывать билеты только на день вперед — например, в среду можно выписывать билеты клиентам только на четверг, рассказал РБК руководитель одного из таких операторов. «Идут очень серьезные переговоры [о судьбе «Трансаэро»] на самом высшем уровне», — говорит источник к Ростуризме.

Как рассказал РБК чиновник одного из федеральных ведомств и подтвердил источник в правительстве, окончательное решение о судьбе авиакомпании будет принято в четверг днем на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева. Пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова, впрочем, сказала РБК, что никакого совещания у премьера не запланировано.

Попросивший об анонимности крупный федеральный чиновник вчера заверил РБК, что «Аэрофлоту» в сложившейся ситуации правительство «будет помогать», несмотря на ограничения бюджета. Представитель Шувалова сказал, что «главная задача правительства — выполнить обязательства перед пассажирами и отслеживать социальную обстановку в компании «Трансаэро».

Представители «Аэрофлота», «Трансаэро» и Росавиации от комментариев отказались. Получить комментарий Ростуризма не удалось.

«Консолидация не состоялась»

Решение о передаче «Трансаэро» «Аэро­флоту» за символический рубль было принято 1 сентября межведомственной комиссией под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова. Предполагалось, что «Аэрофлот» обеспечит выполнение обязательств по перевозке пассажиров своего конкурента, оплате услуг аэропортов и ТЗК, выплате заработной платы персоналу. А обслуживание кредитных обязательств «Трансаэро» «Аэрофлот» должен был взять на себя только после согласования программы реструктуризации кредитного долга с банками. 3 сентября совет директоров «Аэрофлота» принял к рассмотрению оферту акционеров «Трансаэро» о продаже госкомпании 75% плюс одна акция «по цене указанного пакета акций не более 1 (один) рубль». Срок оферты, согласно решению, истекал 28 сентября.

В соответствии с решением комиссии Шувалова на следующий день авиакомпания перешла под операционное управление «Аэрофлота», гендиректор и совладелец «Трансаэро» Ольга Плешакова покинула свою должность, уступив ее заместителю генерального директора «Аэрофлота» Дмитрию Сапрыкину. К тому моменту авиакомпания, которая все лето вела с кредиторами переговоры о реструктуризации долга, находилась в предбанкротном состоянии. Долг компании «превышает все мыслимые и немыслимые пределы», — говорил 3 сентября журналистам Герман Греф, президент Сбербанка, который решением комиссии был назначен финансовым консультантом санации авиакомпании. В середине сентября Греф оценил долг «Транс­аэро» в 250 млрд руб., включая лизинговые обязательства. Крупнейшие в номинальном выражении кредиторы «Трансаэро» — именно лизингодатели, основные из которых — «ВЭБ-лизинг» и «ВТБ-Лизинг».

Переговоры между «Аэрофлотом», кредиторами и лизингодателями с самого начала пошли непросто. Как рассказывали РБК их участники, у каждой группы участников были свои интересы. «Аэрофлоту», чтобы вывести компанию на операционную рентабельность, необходимо было сокращать парк компании — именно лизинговые платежи, номинированные в долларах, сыграли основную роль в резком росте долговой нагрузки «Трансаэро». Лизингодатели, в свою очередь, опасались того, что быстро реализовать такое количество самолетов (всего парк «Транс­аэро» состоит из 104 машин) на рынке будет крайне трудно. Банки же выступают против списания долгов авиакомпании. Если крупные кредиторы, например ВТБ, готовы списать до 30% долгов авиакомпании (об этом в сентябре заявлял Андрей Костин), то небольшие банки опасаются, что списание долгов приведет к необходимости создавать дополнительные резервы.

Впрочем, пока «Аэрофлоту» и «Трансаэро» не удалось даже оформить сделку. В среду, 30 сентября, Игорь Шувалов заявил, что для того чтобы «дочка» «Аэрофлота» приобрела 75% плюс одна акция «Трансаэро», эти акции необходимо консолидировать в одних руках. Но «консолидация пакета не состоялась», отметил чиновник. Плешаковы собрали «чуть меньше» 60% — Ольга Плешакова с дочерьми подарила акции своему мужу. Еще 13,01% принадлежит «дочке» «Трансаэро» — «Транс­аэро-Финансы». Но ВТБ, в залоге у которого находится 25% плюс одна акция (эти акции примерно в равной пропорции принадлежат Александру Плешакову и дочерней компании самой «Трансаэро» — «Трансаэро-финанс»), хотя и поддержал решение межведомственной комиссии, не высвобождает их из залога, сказала РБК Плешакова в среду. «ВТБ поддерживает схему консолидации перевозчиков и всячески ей содействует. Мы поддерживаем переуступку права собственности на акции «Трансаэро» и активно работаем вместе с другими кредиторами над реструктуризацией задолженности компании. Задержка в исполнении оферты никак не связана с позицией или действиями ВТБ», — опровергли в банке.

В четверг во второй половине дня должен пройти совет директоров «Аэро­флота», который может продлить рассмотрение оферты акционеров «Трансаэро». В повестке дня совета директоров вопрос о сделке с «Трансаэро» не значится, но в четверг совет директоров «Аэрофлота» рассмотрит сделку с «Трансаэро», рассказал РБК источник, близкий к «Аэрофлоту». Три источника, близких к трем разным акционерам компании, вчера сказали РБК, что пакет 75% плюс одна акция консолидирован и судьба сделки зависит от договоренностей с кредиторами и решений правительства.

При участии Елены Тофанюк и Петра Нетребы