Лента новостей
Разведка США предупредила о возможном прорыве России на двух направлениях 20:08, Статья В Киеве призвали перейти к наступательной украинизации 20:05, Статья Raiffeisen летом начнет сокращать бизнес в России по требованию ЕЦБ 19:52, Статья ЕС выделил €1 млрд Ливану в обмен на сдерживание потока беженцев 19:46, Статья Путин наградил Гладкова орденом Мужества 19:30, Статья Путин наградил спасавших людей во время теракта в «Крокусе» подростков 19:25, Новость Над Крымом сбили беспилотник 19:24, Статья РПЛ назвала 32 кандидата на премию лучшему игроку сезона 19:19, Статья В британском парламенте призвали к пересмотру санкционного списка россиян 19:18, Статья Игорный бизнес получил награду за развитие клиентского опыта 19:12 Путин дал звание генерала командиру, с которым говорил по телефону 18:58, Статья В ЛНР задержали украинку за шпионаж в пользу ВСУ 18:52, Новость Полиция задержала подозреваемого в избиении школьницы в Люберцах 18:45, Новость Как над спикером палаты представителей США нависла угроза отставки 18:40, Статья Потери криптотрейдеров не привели к их «капитуляции». Как это выяснили 18:37, Статья Самый дорогой итальянский футболист отделался в Англии штрафом за ставки 18:20, Статья В Латвии предупредили о «чрезвычайно сложных» переговорах по Украине в ЕС 18:17, Статья В России выпустят почтовые марки по случаю инаугурации Путина 18:06, Новость
Газета
Рынок без спроса
Газета № 167 (2184) (1509) Общество,
0

Рынок без спроса

Продажи упали более чем на четверть
Фото: Артем Коротаев/ТАСС
Фото: Артем Коротаев/ТАСС

Рынок бытовой техники и электроники в первом полугодии в России просел в натуральном выражении более чем на четверть. Из всех гаджетов регулярно менять потребители продолжают только смартфоны.

Восстановление рынка откладывается

Продажи бытовой техники и электроники в России в первом полугодии 2015 года упали к тому же периоду прошлого года на 26% в натуральном выражении и на 15% — в денежном, свидетельствуют данные исследовательской компании GfK. Больше всего в денежном выражении упали продажи ноутбуков (-33%), фото- и видеотехники (-32%) и телевизоров (-30%). Стоимость товаров в этом сегменте, напротив, выросла: в среднем рублевые цены подскочили на 38%, указано в исследовании.

«Надежды на восстановление [рынка] откладываются», — констатирует руководитель направления цифровой техники GfK Михаил Кулаков. Девальвация рубля, скорее всего, приведет к дальнейшему росту цен, а значит, и к замедлению спроса, считает эксперт.

У «Техносилы» падение продаж в натуральном и денежном выражении телевизоров, стиральных машин и мелкой бытовой техники в первом полугодии по сравнению с аналогичным периодом 2014 года составило 20–25%, говорит генеральный директор компании Илья Тимченко. В целом цифры, приведенные GfK, вполне отражают ситуацию на рынке, признает он. «Я думаю, что по итогам года рынок не восстановится, а учитывая, каким ненормальным был спрос в декабре прошлого года, падение будет даже более глубоким, чем сейчас», — говорит он.

Многие потребители сейчас не спешат обновлять цифровые гаджеты, предпочитая довольствоваться старыми моделями, отмечает Кулаков. По его словам, единственное устройство, которое потребитель пока еще регулярно (раз в год или даже в полгода) меняет на новое, — это смартфоны. Еще одна точка роста — продажи премиум-товаров, но они растут только в центральном регионе и городах-миллионниках, отмечают в GFK.

Более трети всех денег, которые тратятся в России на мобильные устройства, планшеты и бытовую электронику, приходится на Москву.

Продажи бытовой техники в рублях в онлайне в первом полугодии выросли на 2,2%, говорится в исследовании GfK. Продажи цифровой техники в интернете упали на 3%. При этом в малых городах продажи растут быстрее, чем в миллионниках: в городах с населением до 1 млн человек прирост онлайн-продаж по итогам полугодия составил 4,2%, в городах свыше миллиона человек — 2%.

Планшеты и фотокамеры не нужны

Падение рынка бытовой техники и электроники подтверждают и сами участники рынка: один из лидеров, компания «М.Видео», в первом полугодии этого года отчитался о падении выручки на 1,9%, до 80,2 млрд руб. (с НДС без корректировки). Это произошло впервые с момента проведения IPO компании в 2007 году. Продажи компании в сопоставимых магазинах «М.Видео» (работающих больше года) упали на 8% в первом полугодии против продаж января—июня 2014 года. Во втором квартале продажи сопоставимых магазинов ретейлера снизились на 3%. «Такие показатели ожидаемы, на выручку в первом полугодии долгое время негативный эффект оказывали аномальные продажи в конце 2014 года, — комментировал представитель «М.Видео» Антон Пантелеев. — Но результат второго квартала показывает, что нам удалось переломить эту тенденцию. В мае и июне мы наблюдали рост продаж».

В натуральном выражении продажи смартфонов в стране в первом полугодии сократились на 11%, в рублях — на 2%, рассказала РБК представитель «Связного» Мария Заикина (как изменились продажи у «Связного», в компании не раскрывают). Снижение продаж в штуках связано с тем, что из-за падения реальных доходов потребители стали осторожнее относиться к покупкам. «Раньше многие меняли смартфон один-два раза в год и даже более, стремясь купить каждую новинку, — говорит она. — Сейчас поведение изменилось». Сокращения в деньгах не произошло из-за роста цен, добавила она.

Больше всего, по словам Заикиной, падают продажи фототехники и планшетов. «Планшетами рынок перенасытился еще в 2014 году, в связи с чем продажи планшетов упали на 30% в штуках, — говорит Заикина. — Кроме того, от покупки планшета и цифровой камеры многие могут воздержаться, тем более часть их функционала реализована в «умном» телефоне. А вот смартфон стал фактически предметом первой необходимости».

В июне этого года эксперты рынка техники и электроники предсказывали обвал рынка бытовой техники и электроники в 2015 году. В GfK говорили, что по итогам года продажи техники в денежном выражении сократятся на 22%, в натуральном — на 24,3%. В выигрыше оказываются федеральные сети: у крупных игроков в начале года сохранились товарные запасы, сделанные по прежним ценам, поэтому они смогли позволить себе проводить промоакции и имели конкурентное преимущество, объяснял заместитель гендиректора GfK Максим Быстрицкий.