Лента новостей
На «гееборца» из Петербурга составили протокол о дискредитации армии 08:10, Статья Аналитики зафиксировали спад инфраструктурных расходов в регионах России 08:00, Статья В одном из районов Томской области ввели режим ЧС из-за паводков 07:58, Новость На Украине заявили об атаках на объекты энергетики в пяти областях 07:39, Статья Военный на Сахалине получил срок за отказ от участия в боевых действиях 07:33, Новость В СНБО Украины заявили о преимуществе России в TikTok 07:23, Новость Военная операция на Украине. Онлайн 07:18, Онлайн Польша подняла самолеты из-за «активности дальней авиации России» 07:13, Новость «Лифт сломался». Почему все больше людей обречены на бедность 07:00, Статья Силуанов назвал, когда Минфин обсудит с Думой изменение налоговой системы 06:48, Статья Румыния рассмотрит вопрос о передаче Украине ЗРК Patriot 06:35, Новость Майский указ-2024: главные цели для экономики и демографии через 12 лет 06:32, Статья На учениях НАТО в Швеции пострадали 11 военных 05:50, Новость Белый дом обеспокоился из-за данных о планах покушения на Зеленского 05:41, Новость Взрывы прозвучали в Киеве и трех областях Украины 05:36, Статья Трамп стал лидером на праймериз в Индиане 05:26, Новость В Европе заработали еще €1,6 млрд на заблокированных активах России 05:07, Статья Движение бойскаутов в США переименовали из-за участия девочек 04:52, Новость
Газета
Между «Сибирью» и «Аэрофлотом»
Газета № 161 (2178) (0709) Общество,
0

Между «Сибирью» и «Аэрофлотом»

Два плана спасения «Трансаэро»
Фото: BLOOMBERG
Фото: BLOOMBERG

ВТБ и ВЭБ предложили свой план спасения «Трансаэро». Перевозчик должен остаться самостоятельной авиакомпанией, управлять которой будет не «Аэрофлот», а S7.

Что предлагают банкиры

​В четверг вечером совет директоров «Аэрофлота» принял к рассмотрению оферту на покупку 75% плюс одна акция «Трансаэро» за 1 руб. Покупателем выступит сам «Аэрофлот» или его «дочка» «Аэрофлот-Финансы». Минэкономразвития, которое готовило директиву для перевозчика, сообщило, что сделка должна быть закрыта до конца сентября, а контроль над операционной деятельностью компании должен перейти «Аэрофлоту» до ближайшего понедельника, 7 сентября. Но, как стало известно РБК, не все банки — кредиторы «Трансаэро» поддерживают эту идею.

Общий долг «Трансаэро» оценивается примерно в 260 млрд руб., рассказал РБК один из кредиторов. Глава Сбербанка Герман Греф назвал сумму 250 млрд руб. Из них 85 млрд руб. приходится на банковские кредиты, 20 млрд руб. — на задолженность перед поставщиками топлива, услуг и по зарплате, остальное — на лизинг. Два крупных кредитора и лизингодателя «Трансаэро» — ВТБ и «ВЭБ Лизинг» — считают, что не надо отдавать перевозчика «Аэрофлоту», добавил он. По его словам, госбанки должны сделать собственную компанию и передать ее под управление «Сибири».

«Идея сохранения «Трансаэро» как самостоятельной компании под управлением (но не владением) другой компании прорабатывается», — подтвердил РБК источник, близкий к синдикату кредиторов авиакомпании. Это позволило бы в большей степени гарантировать права кредиторов перевозчика, добавил он.

Об идее ВТБ и ВЭБа знает и источник, близкий к акционерам группы S7. О рассмотрении такого предложения на совещании в Минэкономразвития 2 сентября он узнал от сотрудника министерства. Но, по его информации, госбанки пока не обращались к акционерам S7 с конкретными предложениями. S7 передача в управление «Трансаэро» вряд ли была бы интересна, говорит собеседник РБК: разбираться с огромными долгами конкурирующей авиакомпании они категорически не хотят и возможной схемы перехода «Трансаэро» под их операционное управление не видят.

Что делать с самолетами

Один из крупнейших лизингодателей «Трансаэро» — «ВЭБ Лизинг». По данным его консолидированной отчетности на 30 июня этого года, долг авиакомпании перед ним составлял примерно 40 млрд руб. В пятницу, 4 сентября, глава ВЭБа Владимир Дмитриев в интервью телеканалу «Вести 24» сказал, что «Трансаэро» должна по лизингу 55 млрд руб.

По словам источника РБК в одном из госбанков, на эти деньги «Трансаэро» приобретала в основном самолеты Boeing 747. Другой источник РБК подтверждает это, добавляя, что кроме них есть также два Boeing 777, обязательства по ним составляют всего 5 млрд руб. «Эти самолеты не нужны «Аэрофлоту», он их вернет лизингодателю», — предполагает первый собеседник.

При нынешней экономической ситуации «Аэрофлоту» не нужно как минимум 2/3 парка «Трансаэро», считает заместитель гендиректора ИК «Регион» Анатолий Ходоровский. «Аэрофлот» уже имел подобный опыт, когда ​реструктурировал парк на «Оренбургских авиалиниях» и отказался от дальнемагистральных самолетов Boeing 777, которые сейчас неэффективны, напоминает он. По данным FlightRadar, у «Трансаэро» сейчас не летают как минимум 14 самолетов, а еще 10 летают нерегулярно. Поэтому при определенной оптимизации парка «Аэрофлота» хватит, чтобы обслужить маршруты «Трансаэро», заключает эксперт.

Премьер-министр Дмитрий Медведев в пятницу заявил, что как раз лизинг и закупка избыточного количества самолетов стали основной причиной проблем «Трансаэро». «Машин у них с избытком, они закупили лишние, когда был пик, на этом, собственно, и просчитались. Надо было поменьше [приобретать самолетов]», — сказал он, добавив, что правительство приняло «все меры», чтобы поддержать компанию, у которой уже меняется собственник.

Если «Аэрофлот» вернет самолеты «ВЭБ Лизингу», под этот портфель придется создать резервы, а это 10% лизингового портфеля компании. «В данном случае списание части долга будет означать прямой убыток «ВЭБ Лизингу», соответственно, и Внешэкономбанку», — сказал в пятницу в интервью ТАСС Дмитриев.

Впрочем, аналитик рейтингового агентства Standard & Poor's Виктор Никольский говорит, что благодаря поддержке от ВЭБа это не сильно повлияет на состояние компании. «Мы считаем, что вопрос о возможном ухудшении портфеля во многом политический. С точки зрения материнской компании, возможные потери по портфелю «Трансаэро» не очень значимы на фоне убытка ВЭБа за прошлый год в 250 млрд руб.», — сказал он.

На российском рынке эти cамолеты, вероятнее всего, спроса не найдут, говорит гендиректор консалтинговой фирмы «Инфомост» Борис Рыбак. И в случае если «Аэрофлот» вернет их «ВЭБ Лизингу», компании придется реализовывать их на мировом рынке.

Ранее «Коммерсантъ» сообщал со ссылкой на свои источники, что ВТБ предлагал как можно скорее ввести в совет директоров «Трансаэро» банкиров и дать им право согласовать кандидатуру финансового директора компании. К тому же банк настаивал, чтобы в случае перехода компании под контроль «Аэрофлота» этот перевозчик отвечал по долгам «Трансаэро».

Минэкономразвития в четверг сообщило, что «Аэрофлот» возьмет на себя обслуживание кредитных обязательств «Трансаэро» только после согласования программы реструктуризации кредитного долга с банками, а вопросы реструктуризации парка «будут отдельно обсуждаться с лизингодателями».

В пятницу представител​и ВТБ, Сбербанка и ВЭБа отказались от комментариев.