Лента новостей
МИД Швейцарии объяснил, почему Россию не пригласили на мирную конференцию 12:53, Новость Для жены главреда «Новой газеты. Европа» запросили 10 лет лишения свободы 12:52, Статья В Кремле отреагировали на пост постпреда Украины о «керченских мостах» 12:46, Новость Компания по релокации оценила долю вернувшихся в Россию 12:45, Статья Почему инвентаризация не поможет вам сократить расходы — 5 ошибок 12:44, Статья Экс-менеджер «Локомотива» отказал «Баварии» ради сборной Австрии 12:40, Статья В Кремле не увидели смысла в мирных переговорах по Украине без России 12:39, Новость Израиль опроверг причастность к массовым захоронениям в Газе 12:35, Статья Кремль предложил прислушаться к словам Медведчука о событиях в Одессе 12:33, Статья В мэрии анонсировали строительство в ЗАО нового здания для Гостехнадзора 12:31, Новость В Кремле назвали голословными обвинения США в использовании химоружия 12:30, Новость Суд в России впервые присудил компенсацию за кражу рилса в Instagram 12:28, Статья Инвесторы за день вывели из биткоин-ETF рекордные $564 млн 12:24, Статья Кремль оценил влияние новых санкций США на партнеров России 12:23, Новость Иран ввел санкции против главы Минобороны Великобритании 12:23, Новость Диана Шурыгина заявила, что сама попросила забрать ее в полицию 12:10, Новость АвтоВАЗ отчитался о рекордных за 12 лет продажах автомобилей 12:08, Новость Швейцария анонсировала мирную конференцию по Украине 12:07, Статья
Газета
«Россия во многом похожа на Европу»
Газета № 153 (2170) (2608) Общество,
0

«Россия во многом похожа на Европу»

Сооснователь BlaBlaCar — о том, почему сервис совместных поездок работает в России и не сработает в США и Китае
Фото: предоставлено пресс-службой
Фото: предоставлено пресс-службой

Один из основателей и операционный директор BlaBlaCar Николас Брюссон рассказал РБК, как россияне относятся к поездкам с незнакомцами, почему в России сервис бесплатный и почему компания не выходит в США и Китай.

​Сервис для совместных поездок на автомобиле BlaBlaCar придумал француз Федерик Мазелла (сегодня гендиректор BlaBlaCar). Через сайт или мобильное приложение BlaBlaCar путешественники могут найти водителя, который едет в нужном им направлении, а водители — попутчиков. Такой вид сервиса называется райдшерингом — от английского ride (поездка) и share (делить). Основатели BlaBlaCar уверяют, что эта схема позволяет сэко­номить и тем и другим: путешественникам поездка может обойтись гораздо дешевле билета на поезд или автобус, а водителю как минимум возместят расходы на бензин.

Идея сервиса возникла у Мазеллы во время учебы в Стэнфорде, когда ему приходилось много путешествовать автостопом. А однажды он тщетно пытался уехать из Парижа к родственникам в Вандею по разумной цене и в удобное время — в итоге билет на отправляющийся в пять утра поезд обошелся в 115 евро. В 2006 году совместно с партнерами Мазелла запустил BlaBlaCar.

В России BlaBlaCar заработал в феврале 2014 года. К тому моменту французский стартап уже обрел популярность в Европе, а Россия стала первой страной за ее пределами, куда вышла компания. Сегодня у BlaBlaCar около 20 млн пользователей во всем мире, которые ежемесячно совершают через сервис около 4 млн поездок.

«Мы набрали 1 млн пользователей за первые десять месяцев работы»

— Почему вы выбрали именно Россию, а не, скажем, Бразилию для выхода за пределы Европы?

— Когда мы решили выйти на российский рынок, у нас не было ни малейшего представления о том, как в России будут пользоваться BlaBlaCar. Мы развивались во Франции, Германии, Италии и других европейских странах. При этом думали, что Россия во многом похожа на Европу — по распределению доходов среди населения и по организации транспортной системы. Это оказалось действительно так. Например, после России мы вышли в Индию, и эта страна оказалась совсем другой: транспортное сообщение внутри страны очень плохое, есть огромный разрыв между богатыми и бедными и совсем небольшая прослойка среднего класса.

Второй причиной, конечно, был объем рынка: Россия — один из крупнейших интернет-рынков с более чем 80 млн пользователей старше 16 лет.

И, наконец, главная причина — это наша встреча с Алексеем [Лазоренко — основателем сервиса по поиску попутчиков «Подорожники», ныне руководителем BlaBlaCar в России и на Украине] и его командой. Нас впечатлила их работа. По сути, они занимались тем же самым, что и BlaBlaCar. Мы встретились, начали общаться и быстро поняли, что хотим работать вместе. Таким образом, у нас появилась возможность быстрее запустить BlaBlaCar в России и на Украине. Эта встреча стала триггером процесса — мы купили «Подорожники» [январь 2014 года; сумма сделки не раскрывалась] и перевели всех пользователей на площадку BlaBlaCar.

— Ваши ожидания от российского рынка оправдались?

— Реакция россиян стала большим сюрпризом для нас. С момента запуска и по сегодняшний день пользовательская база BlaBlaCar росла в России гораздо быстрее, чем в других странах. Точные цифры дать не могу, но могу сказать, что мы набрали 1 млн пользователей за первые десять месяцев работы. Обычно в других странах такого показателя мы достигаем за полтора-два года. С момента выхода на рынок по количеству регистрирующихся пользователей наш каждый месяц успешнее предыдущего.

— С чем вы связываете такой быстрый рост в России?

— Если я скажу, что у нас есть железное объяснение нашей популярности в России, это будет ложью. Это абсолютный сюрприз для нас. Несколько лет назад в таком масштабе рынка райдшеринга [поездки совместно с попутчиками на одном автомобиле] в России не существовало. Конечно, здесь работал сервис «Подорожники», но сам рынок как экосистема был в зачаточном состоянии.

При этом люди иногда объединялись для поездок с попутчиками, например из пригородов в Москву или между крупными городами. Тот же автостоп для россиян и украинцев более привычное явление, чем для европейца. Я думаю, в этом заключается отличие России от других стран: люди изначально были готовы к тому, чтобы договариваться и садиться в чужую машину. В других странах нужно было убеждать людей в том, что это безопасно, что незнакомым водителям можно доверять.

— Сколько поездок в России совершают с помощью BlaBlaCar в день или в месяц?

— Сложно сказать. В нашем бизнесе есть сезонность, один день от другого сильно отличается: люди чаще пользуются BlaBlaCar по выходным, чем в будние дни, путешествуют гораздо активнее летом, нежели зимой. Точно могу сказать, что сообщество в России очень активно: если вы зайдете на сайт в пятницу, чт​обы найти попутчика для поездки на выходные из крупного или небольшого города, наверняка обнаружите массу предложений от водителей.

Люди иногда не понимают, в чем суть BlaBlaCar. Это не просто сервис, с помощью которого можно добраться до двух-трех больших городов. Мы движемся вслед за водителями: если многие ездят в маленький город в двух-трех часах езды от Москвы по выходным, значит, так тому и быть. Иногда маршруты наших водителей проложены в такие места, куда не ходят ни автобусы, ни поезда. Но это маршруты наших пользователей, они их назначают сами, мы на это никак не влияем.

— Какие маршруты в России особенно популярны? Вы заметили резкий рост поездок в Крым в этом году?

— Самые популярные направления — из Москвы в Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, из Нижнего Новгорода в Казань. За ними следуют маршруты вокруг других городов-миллионников, что предсказуемо. Летом в западной части России популярно южное направление, в сторону Черного моря, например, по направлению Москва — Сочи с захватом попутных городов — Ростов-на-Дону, Краснодар, Анапа. Еще мы заметили одну интересную вещь: многие люди выезжают на выходные за город из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, Екатеринбурга, причем очень далеко, на расстояние одного-двух часов пути. Особенно высока эта активность весной и летом.

Что касается Крыма, то мы видим, как поток с Украины по этому направлению сократился, в то же время из России увеличился. Очевидно, на эти показатели повлияла в том числе политическая обстановка.

«Есть два основных рынка в мире, на которые мы не собираемся выходить»

— Как вы выбираете новые страны для экспансии?

— Смотрим на разные факторы: число жителей и владельцев автомобилей, степень развитости дорожной инфраструктуры, расстояние между крупными городами, стоимость топлива, много ли путешествуют люди… Но, конечно, важно смотреть на местные команды. Приведу пример Мексики, последней страны, где мы запустились. В нашем запуске в Мексике не было особенной логики — можно было начать с Бразилии или какой-либо крупной страны в Азии. Но мы нашли классную команду из трех человек — стартап Rides — и решили, что нет причин откладывать партнерство в долгий ящик. В идеале должны сойтись два основных фактора: перспективный рынок и интересный стартап, который можно приобрести.

Я считаю, что наша концепция универсальна: BlaBlaCar может прижиться везде, где люди ездят на автомобилях и хотят путешествовать. Мы служим очень простой и универсальной потребности людей — дешево перемещаться между городами. Конечно, есть страны, где присутствие BlaBlaCar нерационально: например, совсем крошечные страны, где люди мало пользуются автомобилями. Но в 80% стран существует рынок для BlaBlaCar, и наша цель в долгосрочной перспективе — быть всюду, где работа нашего сервиса целесообразна.

— В какие страны собираетесь выйти в ближайшее время?

— Сейчас наш основной фокус — Латинская Америка. Мы хотим выйти в большинство стран этого региона — Бразилию, Колумбию, Аргентину… Потом мы будем смотреть на Азию — может быть, начнем с Японии и Кореи, может быть, с Индонезии, одного из самых крупных рынков в Азии. Есть лишь два основных рынка в мире, на которые выходить не собираемся: США и Китай.

— Почему так категорично?

— Китай — это как другой мир, во многом непонятный. Я не считаю Китай единой страной: это огромный регион, на который мы можем постепенно выйти, а можем и не выйти никогда. ​

Что касается США, есть две причины. Основной мотив использования нашего сервиса — желание сэкономить: люди видят, насколько дорого совершать междугороднюю поездку традиционным способом, и переходят на BlaBlaCar. Наличие такого стимула зависит от стоимости бензина, цены владения самим автомобилем, от того, сколько люди зарабатывают. Для большинства европейцев длинный переезд на автомобиле слишком обременителен. В США картина противоположная: это страна, где очень дешево водить машину и почти каждый взрослый человек имеет свою машину.

Другая причина — инфраструктурная. Пользователям BlaBlaCar нужно обращаться к водителю и договариваться, где он их подхватит и где высадит. Это значит, что два или три пассажира, которые забронировали места, должны найти способ добраться до определенной точки сбора. В Москве и других городах Европы жители пользуются для этого общественным транспортом, в городах США, в сущности, такого нет. Чтобы добраться из точки А в точку Б в Лос-Анджелесе, обычно нужно сесть за руль автомобиля. Это усложняет нашу модель: до места отправления нужно ехать на своей машине или от пункта прибытия брать такси. Это проблема «первой или последней мили», которая рушит все концепцию удобной райдшеринговой поездки.

Недостаточная плотность общественного транспорта в США — это большой челлендж. Потенциально можно адаптировать продукт под местные условия, но пока это никому не удалось. В США нет аналогов BlaBlaCar. Некоторые компании, например Lyft, пытались сделать что-то подобное, но эти попытки провалились. Поэтому нам кажется логичным сфокусироваться на странах, где внедрить наш сервис легче.

— BlaBlaCar часто сравнивают с приложениями для вызова такси — Uber, Lyft и другими. Насколько я понимаю, вам это сравнение не нравится...

— Да, нас время от времени путают с такси-сервисами, к счастью, в последнее время реже. Uber — это сервис, который работает по модели on demand (по запросу клиента): нажимаешь кнопку — приезжает такси. В BlaBlaCar нужно планировать поездку заранее: это сервис с расписанием. Uber нужен для поездок на расстояние от 1 до 20 миль, то есть внутригородских поездок, а BlaBlaCar — на 50 и более миль, то есть для междугородных. Вы никогда не вызовете Uber, чтобы доехать из Москвы в Петербург: ценовые модели полностью отличаются. На Uber нужно платить от $1 до $2 за милю, на BlaBlaCar — около 5 центов. Средняя цена поездки на BlaBlaCar из Москвы до Санкт-Петербурга — 900 руб. За эту цену таксист из центра Москвы вас в лучшем случае довезет до ближайшего аэропорта.

BlaBlaCar обходится так дешево потому, что в его основе равное разделение расходов между водителем и пассажирами, и водитель BlaBlaCar в отличие от Uber не получает выручки. Я часто привожу такой пример: когда я заказываю Uber до аэропорта, я собираюсь лететь, а водитель нет. Когда я подсаживаюсь к водителю BlaBlaCar до аэропорта, это значит, что он, как и я, собирается лететь, ну или встречает кого-то из близких. На BlaBlaCar никто не выполняет работу — водители поехали бы, куда им нужно, в любом случае, но дополнительные пассажиры позволяют им потратить меньше. Другими словами, мотивация использования сервисов Uber и BlaBlaCar у людей совершенно разная.

— Uber в последнее время в центре внимания прессы из-за проблем с властями: Uber POP запретили, в частности, во Франции. А у вас есть проблемы с регуляторами?

— У нас нет таких проблем. Мы постоянно подчеркиваем, что BlaBlaCar — это про совместное использование автомобилей. Водитель не получает прибыли, а лишь компенсирует расходы на топливо. У нас нет коммерческих водителей, которым нужно получать лицензию, делать страховку и прочее. Водитель просто делит стоимость поездки, как сделал бы это с друзьями или семьей. Uber POP запретили в Италии и Франции. Мы тоже работаем в этих странах, но у нас нет никаких сложностей. Все наши пользователи — не водители, а участники сообщества. Причем по статистике около 60% водителей время от времени становятся и пассажирами. У Uber так не бывает.

«Нам удается организовать встречу людей, которые в обычной жизни не познакомились бы»

— BlaBlaCar — один из пионеров в экономике совместного потребления (sharing economy). Как вы видите будущее этой сферы? Чем еще люди могут начать делиться?

— Большую популярность пока набрали модели, в рамках которых люди делятся дорогими вещами — квартирами (Airbnb), машинами (BlaBlaCar). Но меня очень вдохновляет одна идея, касающаяся образования, — возможность делиться навыками. Когда ты создаешь большое сообщество, ты видишь, что самое ценное, что есть у людей, это либо дорогие в финансовом плане вещи, либо нематериальные, то есть знания и навыки. Когда едешь между городами в машине, проводишь с человеком по 3–4 часа или даже больше. За это время можно получить очень ценную информацию о людях — поговорить с учителем музыки или математики, людьми, которые достигли высот в своем деле.

Люди могут делиться этими навыками. Сегодня, чтобы найти хорошего учителя по русскому языку, нужно сильно постараться. Если построить площадку, где люди могут делиться с друг другом навыками и знаниями, эти будет настоящая революция, которая скажется на традиционном образовании.​

— Чем отличается описанная вами модель от популярных сегодня массовых онлайн-курсов?

— Это в полном смысле взаимодействие людей напрямую друг с другом — peer-to-peer. Можно будет найти репетитора или личного учителя, а не просто стать одним из тысяч учеников. В нашем сообществе есть люди множества профессий — учителя, няни, водопроводчики, и мы могли бы это как-то использовать.

— То есть BlaBlaCar может стать такой площадкой?

— Мы мечтаем внедрить множество вещей. Да, сейчас мы даем возможность ездить между городами дешево, в чем добились впечатляющих результатов. У нас есть большое сообщество пользователей, которые во время поездки проводят вместе несколько часов. В мире очень мало других сообществ, которые бы на такое время связывали между собой совершенно незнакомых людей с самыми разными интересами. Если мы с вами поедем через BlaBlaCar в России или во Франции, мы будем говорить дольше, чем длится наше интервью.

Еще один важный момент: нам удается организовать встречу людей, которые в обычной жизни не познакомились бы. Вероятно, рано или поздно мы запустим нечто подобное, что я описал, но пока все-таки фокусируемся на райдшеринге, закреплении своих позиций на рынках присутствия и выходе в новые страны.