Лента новостей
Перуанские болельщики решили пожаловаться на Utair после ЧП на самолете 00:04, Общество Суд наказал фаната из Англии за нацистское приветствие в баре Волгограда 23 июн, 23:58, Общество «Руки прочь от гения»: Лукаку прислушался к критике и догнал Роналду 23 июн, 23:50, Спорт Крупнейшие города России защитили радиолокационным полем 23 июн, 23:42, Общество Около 500 тонн биоэтанола взорвались на спиртобазе на Украине 23 июн, 23:28, Общество Тест: что будет, если футбольный мяч попал в судью и сменил направление? 23 июн, 23:19, Спецпроект РБК Спорт Более 100 тыс. человек вышли на марш против Brexit в Лондоне 23 июн, 23:11, Политика Германия в меньшинстве вырвала победу у шведов на последней минуте 23 июн, 22:57, Спорт Во время ливня в Москве выпала пятая часть месячной нормы осадков 23 июн, 22:48, Общество В Зимбабве при взрыве на стадионе с президентом пострадали девять человек 23 июн, 22:22, Общество Песков прокомментировал сроки встречи Путина и Трампа 23 июн, 22:03, Политика Как России не пропустить четвертую технологическую революцию 23 июн, 21:55, Партнерский материал Макрон призвал ввести санкции против отказавшихся принять мигрантов стран 23 июн, 21:32, Политика Теплоход почти со 160 пассажирами попал в шторм на Оби в Барнауле 23 июн, 21:23, Общество ВВС Ирака при ударе по месту встречи лидеров ИГ в Сирии убили 45 боевиков 23 июн, 21:10, Политика Рука Бога, лучшая сборная СССР и осьминог: курьезы ЧМ по футболу 23 июн, 20:51, Спецпроект РБК Спорт Марадона потребовал допустить его на тренировку сборной Аргентины 23 июн, 20:49, Спорт В Эфиопии неизвестный атаковал с гранатой премьер-министра 23 июн, 20:43, Политика Минкульт ответил на идею Воробьева об отмене археологических экспертиз 23 июн, 20:39, Общество В Литве при крушении самолета Як-52 пострадала женщина 23 июн, 20:23, Общество Экс-представитель США в Ватикане получил пять лет тюрьмы за детское порно 23 июн, 20:07, Общество Сборная Мексики одержала вторую победу подряд на чемпионате мира 23 июн, 19:58, Спорт В Одессе совершил экстренную посадку летевший в Барселону самолет 23 июн, 19:46, Общество Пресс-секретаря Белого дома выгнали из ресторана из-за работы на Трампа 23 июн, 19:40, Политика Технологии, меняющие мир 23 июн, 19:27, РБК и Ингосстрах Глава МИД Бельгии подарил Лаврову подписанную игроками сборной футболку 23 июн, 19:24, Политика В Зимбабве на стадионе во время речи президента произошел взрыв 23 июн, 19:00, Политика Лукашенко допустил вхождение Белоруссии в состав другого государства 23 июн, 18:33, Политика
Миллиард на закуску
Газета № 112 (2129) (3006) Общество, 30 июн 2015, 00:25
0
Миллиард на закуску
Сколько зарабатывают на здоровых снеках
Фото: Олег Яковлев/РБК

Мода на здоровое питание создала на российском рынке новую нишу. За полезные батончики из ягод и орехов людям не жалко заплатить больше, чем за вредные чипсы и сухарики.

«Дары Памира»​

​Предприниматель из Москвы Сергей Скорбилин оказался в бизнесе по производству здоровых снеков случайно. Был в командировке в Таджикистане летом 2013 года и заказал в одном из заведений кофе, к которому принесли сладкий батончик в неприметной упаковке. Закуска оказалась настолько вкусной, что Скорбилин потерял сон и покой: выяснив, что батончик сделан из шелковицы, он разыскал производителя и через год начал продажи в России под маркой «Шелковица с Памира». Полтора года спустя компания вышла на продажи около 200 тыс. батончиков в месяц и поддерживает рентабельность на уровне 40%.

Компания «Дары Памира» Скорбилина и его партнеров Алексея Минаева и Алексея Кочкина — один из нескольких успешных стартапов на рынке здоровых снеков в России. Этот рынок невелик, но уверенно растет. Все больше россиян стали тяготеть к здоровому образу жизни, и это побудило их постепенно переключиться с традиционных шоколадных батончиков, чипсов и сухариков на более полезные альтернативы, содержащие злаки, фрукты и мюсли, отмечает Euromonitor. Экономический кризис для российских здоровых снеков оказался даже полезен: падение рубля уменьшило прибыли, но вынудило иностранных конкурентов поднять цены.

«Дары Памира» с самого начала ориентировались на приверженцев здорового образа жизни, в том числе сыроедов и веганов. Батончики изготавливает небольшое частное предприятие в горах Памира в Таджикистане, в их состав входит только молотая, высушенная и спрессованная ягода шелковицы, а также добавки из сухофруктов. «Мы посетили производство на Памире, а также побывали на местных плантациях, где произрастают будущие ингредиенты, чтобы убедиться в качестве сырья», — рассказал РБК Минаев. По его словам, в производстве ингредиенты не подвергаются химической обработке, а долгий срок хранения достигается за счет свойств шелковицы: благодаря высокому содержанию фруктозы при перемалывании эта ягода хорошо консервируется.

В декабре 2013 года партнеры практически вслепую, толком не зная производителя и не имея договоренностей с дистрибьюторами, купили первую партию батончиков из шелковицы на 780 тыс. руб. Одним из первых крупных клиентов, заинтересовавшихся продукцией «Даров Памира», стал магазин «Аюрведа-шоп» в Москве, впоследствии к нему присоединилась сеть кафе «Джаганнат». Вскоре бизнес потребовал вложений: чтобы расширить производство в Таджикистане, предприниматели нашли партнера — тоже адепта здорового питания. Бизнесмены наладили систему контрактования сырья, приобрели часть недостающего оборудования, отладили рецептуру и произвели еще несколько партий — всего они вложили в проект несколько миллионов рублей.

В розницу компания «Дары Памира» не торгует — она продает коробки по 44 батончика дистрибьюторам по оптовым ценам. Батончики продаются в йога-студиях, специализированных магазинах здорового питания, в том числе онлайн, а с февраля 2015 года — через сеть «Вкусвилл-избенка». В общей сложности продукцию «Даров Памира» можно найти примерно в 300 точках в Москве и Санкт-Петербурге, а также в Белоруссии.

20-граммовый батончик «Шелковица с Памира» в рознице стоит от 40 до 50 руб. «Когда мы выходили на рынок, то боялись, что цена слишком высокая, но, судя по спросу, качество продукта ей соответствует», — говорит Скорбилин. Компания стала прибыльной через год после начала продаж: сейчас «Дары Памира» продают до 4 т, или 200 тыс. батончиков, в месяц. Партнерство оказалось выгодным и для таджикской компании-производителя: по словам Скорбилина, до начала продаж в Россию фирма продавала в Таджикистане по 2–3 т батончиков в год.

Bite

Бывшая модель Елена Шифрина придумала батончик Bite, когда получала MBA в «Сколково». «Я решила, что мой проект может быть связан со здоровым питанием, потому что эта тема меня всегда волновала», — вспоминает она. В декабре 2011 года Шифрина зарегистрировала компанию BioFoodLab и вместе с технологом начала разработку вкуса и дизайна Bite, а в сентябре 2012-го начались продажи. Начальные инвестиции — около 5 млн руб. — пошли на оборудование, которое установили в арендованном цехе московского завода «Ростагроэкспорт»: деньги Шифрина взяла из собственных сбережений. Впоследствии в расширение производства она вложила еще около 8 млн руб.

В 2014 году компании удалось продать почти 2 млн батончиков более чем в тысяче торговых точек по всей России — в их числе магазины «Глобус Гурмэ», «Азбука вкуса», «Перекресток», «Республика» и другие. В апреле 2015 года BioFoodLab подписала контракт с ЗАО «Аэромар» на продажу Bite на борту самолетов «Аэрофлота». Сумма контракта, по данным СПАРК, составила 10 млн руб.

Негативным последствием кризиса для BioFoodLab стал рост цен на сырье, большую часть которого компания закупает за границей. Например, оптовые цены на миндаль, который является одним из основных продуктов в составе Bite, с октября 2013 года выросли втрое — с 240 до 750 руб. за 1 кг. Тем не менее в рознице батончики подорожали всего на 15%, до 100 руб. за штуку. Маржа уменьшилась вместе с прибылью, но аудитория, на которую рассчитан Bite, не отказалась от своих вкусовых пристрастий. «Люди готовы за качественный продукт отдавать деньги», — убеждена Шифрина.

С другой стороны, кризис заставил производителей импортных батончиков сдать позиции, что позитивно сказалось на продажах Bite, отмечает Шифрина. Многие из привозных снеков сильно подорожали: например, американской компании General Mills, производящей злаковые батончики Natural Valley, пришлось увеличить цену как минимум на 40%, рассказала РБК менеджер российского отделения General Mills Елена Арапова.

Pikki

Когда совладелец ЗАО «Клинские снеки» Сергей Лебедев задумал приобщить к делам компании своего 23-летнего сына Яна, тот придумал линейку орехово-фруктовых батончиков Pikki, рассчитанную на потребителей, которые задумываются о здоровом образе жизни. Несмотря на запуск в кризисном ноябре 2014 года, продажи батончиков Pikki уже перевалили за 1 млн штук.

Батончики Pikki Ян Лебедев, по его словам, придумал еще на последнем курсе РАНХиГС, где оканчивал факультет экономических и социальных наук. Название произошло от английского picky — «разборчивый», «взыскательный». Лебедев ориентировался на собственные потребности: не есть ничего вредного и чтобы при этом было сытно, вкусно и недорого. «Мы не используем ароматизаторов, красителей и консервантов. Сахар тоже не используем — только в батончике, в составе которого есть бельгийский шоколад», — рассказал он РБК.

Производить Pikki стали на заводе во Владимирской области, где находится основное производство ЗАО «Клинские снеки». Новое помещение снимать не потребовалось, но порядка 12 млн руб. пришлось вложить в производство: для Pikki закупили немецкую производственную линию, упаковочные материалы, ингредиенты, часть денег пошла на разработку дизайна и концепции. «Пришлось открывать новые контракты и покупать тыквенные семечки, практически все сухофрукты, миндаль, новый арахис, бельгийский шоколад, гранолу, инжир, финики — почти 80% всех ингредиентов пришлось докупать», — вспоминает Лебедев. «Клинские снеки» планируют окупить инвестиции в Pikki через пять лет — для этого им надо продавать минимум по 1,2 млн батончиков в год.

Большую часть ингредиентов компания успела закупить незадолго до обвала рубля — это позволило избежать лишних расходов. «Это был опасный момент: если бы мы подняли цены в момент выхода на рынок, это ударило бы по продажам», — говорит Лебедев. По его словам, прибыль компании снизилась из-за подорожавшего сырья, однако они удержали цену батончиков: сейчас продукцию Pikki можно купить по цене от 35 до 100 руб.

Первым клиентом, с которым Лебедев подписал договор о продаже батончиков Pikki, стала сеть кофеен Costa Coffee. За ней последовали универмаг «Цветной», Гастроном №1 в ГУМе, «Бахетле» и другие — всего почти тысяча торговых точек по России. Таким образом Pikki помогли «Клинским снекам» проникнуть в ряд новых торговых точек, куда был заказан вход сухарикам, сушеным кальмарам и прочим закускам, которые производит компания.

«Marc & Фиса»

Предпринимателю Александре Шафорост кризис также не помешал запустить новую линейку продуктов — натуральные фруктовые чипсы, или «фрустики», под брендом «Marc & Фиса». До этого основательница и единственная владелица компании «Общество с натуральным вкусом №1» («НВ №1») с 2012 года успешно выпускала печенье из натуральных компонентов, гранолу и леденцы под брендом «Marc 100% натурально».

Для запуска «фрустиков» «Marc & Фиса» Шафорост объединила усилия с центром кулинарных стартапов Mabius, который создал владелец группы компаний НМЖК Иван Сидорок. В партнерстве они разработали рецептуру и нашли контрактное производство в Вологде и под Петербургом. Для выпуска «фрустиков» применяется технология экструзии — когда ингредиенты продавливаются через машину и в результате получаются воздушные хлопья. Для поиска машин, которые позволили бы «фрустикам» сохранить вкус и запах, Шафорост и ее команда перебрали всех производителей экструдеров, у которых есть представительства в России. Инвестиции в проект в настоящее время составили 3 млн руб. — их внес Mabius.

По словам Шафорост, число людей, которые стали вдумчиво относиться к еде, заметно выросло по сравнению с 2011 годом, когда она запускала свой первый продукт: «Сети открыты и готовы воспринимать этот тип продукта, потому что покупатели этого требуют». Из-за кризиса запуск «фрустиков» пришлось отложить на целый квартал — продажи начались в сети «Азбука вкуса» в начале апреля 2015 года. Однако Шафорост нашла в этом свои плюсы: по ее словам, полки в супермаркетах освободились под новые продукты, в том числе «фрустики»: «Да, в кризис падает покупательская способность, но для маленьких проектов открываются двери — намного проще зайти в сети, где раньше о нас даже слышать не хотели».

Сейчас компания подписала договоры о продаже «фрустиков» в «Азбуке вкуса», «Перекрестке», сетях кофеен Like Coffee и Double B, супермаркетах «Я любимый», «Призма», в петербургской сети «7-я», а также в сети аптек «А5». В отличие от продуктов «Marc 100% натурально» «фрустики» не относятся к премиальному сегменту: в «Азбуке вкуса» пакетик таких снеков обойдется в 35–40 руб., а квадратный пластиковый пакет с пятью упаковками на рабочую неделю будет стоить 120–130 руб. В этом году Шафорост планирует инвестировать в бренд «Marc & Фиса» 10 млн руб., 95% из которых пойдет на маркетинг.

По данным СПАРК-Интерфакс, выручка от продаж ООО «НВ №1» в 2013 году составила 5,9 млн руб. По словам Шафорост, в 2014 году они наторговали печеньем, леденцами и «фрустиками» уже на 13 млн руб., а в 2015 году выйдут на 30 млн руб.