Лента новостей
В Киеве эвакуировали две больницы из-за видео с «анонсом удара» 21:41, Статья Участников массовой драки в Туапсе выдворят из России 21:39, Новость В суд поступила жалоба на арест замминистра обороны Иванова 21:38, Статья Московское «Динамо» подписало контракт с рекордсменом МХЛ 21:36, Статья Экс-футболист подал в суд на Pfizer, связав вакцинацию со своими травмами 21:30, Статья Сальдо сообщил о гибели жителя Каховки при обстреле 21:27, Новость В Греции олимпийский огонь передали организаторам Игр-2024 в Париже 21:23, Статья Главный приз Московского международного кинофестиваля получил «Стыд» 21:11, Статья В Ростовской области задержали нападавшего на людей самбиста 21:04, Новость Военная операция на Украине. Онлайн 21:01, Онлайн Сотрудника ДПС уволили после взятки от фигуранта дела об убийстве байкера 20:52, Новость Столтенберг призвал быстро превратить обещания помощи Киеву в поставки 20:45, Статья В США заявили о вере в способность Украины победить Россию 20:35, Статья Законопроект о майнинге в России доработали. Что он изменит 20:26, Статья В центре Москвы ограничат работу магазинов и кафе в связи с парадом 9 мая 20:21, Статья Министра нацбезопасности Израиля госпитализировали после ДТП 20:07, Статья Международная федерация баскетбола снова продлила отстранение России 20:00, Статья Китай призвал к международному расследованию взрыва «Северных потоков» 19:54, Новость
Газета
Продажные феи
Газета № 103 (2120) (1706) Общество,
0

Продажные феи

Как итальянский производитель мультфильмов зарабатывает на лицензиях
Фото: пресс служба
Фото: пресс служба

Товары с символикой итальянского производителя мультфильмов Rainbow приносят лицензиатам $4,3 млрд в год.

Небольшой городок Лорето на восточном побережье Италии на протяжении многих веков был знаменит в основном пейзажами и Святой хижиной, к которой съезжались католические паломники. Однако в последние два десятилетия у него появился еще один повод для гордости: здесь находится штаб-квартира анимационной студии Rainbow, незаметно превратившейся в крупнейшую медийную компанию в Европе.

Rainbow известна в первую очередь благодаря детскому мультсериалу «Клуб Винкс» о шести юных феях, которые в свободное время спасают планету от зла. Однако помимо производства мультиков у Rainbow есть еще одно направление бизнеса, за счет которого ей удалось стать «европейским Диснеем», — лицензирование. Сейчас в продаже можно найти самые разные потребительские товары под брендом Winx и другими брендами Rainbow: от школьных рюкзаков и одежды до детской бытовой техники и велосипедов (всего более 6000 товаров). В этом году группа компаний Rainbow в третий раз подряд заняла 12-е место в списке крупнейших мировых лицензиаров, по версии журнала License Global. Выручка от продажи товаров, произведенных по лицензии Rainbow, достигла $4,3 млрд в год — больше, чем у Ferrari и General Motors. В своей отрасли студия с большим отрывом обогнала таких именитых конкурентов, как Dreamworks Animation ($3,3 млрд), Cartoon Network Enterprises ($2 млрд) и NBC Universal ($2 млрд).

Волшебство по лицензии

Как вспоминает руководитель компании Иджинио Страффи, основавший Rainbow в 1994 году, идея лицензировать продукцию Rainbow пришла ему вскоре после выпуска самого первого проекта, мультсериала «Томми и Оскар». После первых полутора лет, когда студия, чтобы удержаться на плаву, выполняла сервисные услуги для телеканалов и киностудий, у нее все еще не хватало денег на производство полнометражного анимационного фильма, о котором мечтал Страффи. Поэтому пришлось ограничиться обучающим компакт-диском с 20-минутным мультфильмом и серией развивающих детских игр. Проект оказался крайне успешным: он был переведен на 22 языка, продавался в 40 странах и вдохновил создателя на то, чтобы сделать своих героев еще ближе к зрителям, — продавать потребительские товары с их изображением. «Эти вещи как бы переносят персонажей из мультфильмов в реальную жизнь — это могут быть игрушки, пеналы, гаджеты, аксессуары, постельное белье, туфли, все что угодно», — рассказывает РБК основатель компании.

Поначалу производители игрушек не очень-то интересовались продукцией Rainbow. «Нужны были более интересные характеры, новые истории и сюжетные повороты — нечто более оригинальное и мощное для рынка», — вспоминает Страффи. Прорыв произошел после того, как в 2004 году на экраны вышел мультсериал «Клуб Винкс: школа волшебниц». История о длинноногих феях-подружках с магическими способностями, рассчитанная на девочек от четырех до десяти лет, стала настоящим хитом: на сегодняшний день «Клуб Винкс» смотрят 15 млн зрителей ежедневно. Уже вышло 156 серий в шести сезонах, премьера 7-го сезона намечена на сентябрь 2015 года. Кроме того, компания выпустила три полнометражных мультфильма «Клуб Винкс», чьи кассовые сборы, по данным журнала Video Age International, составили $80 млн по всему миру, а в 2014 году подписала эксклюзивный контракт на новые дополнительные серии с американским стрим-сервисом Netflix.

Немалую роль в популярности «Клуба Винкс» сыграло сотрудничество Rainbow с компанией Mattel — производителем кукол Барби. На Международной лицензионной выставке в Нью-Йорке в 2003 году стендом Winx заинтересовался президент Mattel Мэтт Бускетт. Как вспоминал Страффи в интервью итальянскому изданию Panorama, Бускетт оставил ему свою визитку с золотыми буквами, и уже через пару часов представители Mattel договорились с Rainbow о производстве кукол Winx и их распространении по всему миру.

Rainbow в мире

Сейчас Rainbow сотрудничает с более чем 600 лицензиатами по всему миру, в числе которых — Mattel, McDonalds, Auchan, Nestle, Ravensburger и другие. Они выпускают более 6000 лицензированных товаров, выручка Rainbow от их продажи составляет $4,3 млрд.

Rainbow, точнее, ее дочерняя компания Witty Toys, базирующаяся в Гонконге, выпускает только кукол. К ним предъявляются особенно строгие требования, поскольку Rainbow хочет быть на 100% уверена, что они в точности повторяют персонажей мультфильмов. «Аудитория младшего возраста крайне внимательна к деталям. Мы не можем пойти на риск, если сторонний производитель что-то поменяет, будет неточен в деталях или изменит суть», — объясняет РБК директор по маркетингу Rainbow Лорена Ваккари.

Удерживаться в топе мировых лицензиаров Rainbow помогают обилие новой продукции и ее немедленное распространение среди лицензиатов. Каждый год студия выпускает новые сезоны мультсериалов или полнометражные мультфильмы, а вместе с ними — новое руководство по стилю для производителей. Таким образом, в продаже постоянно находятся самые новые игрушки, именно те, что сейчас показывают по телевизору. Это позволяет не только поддерживать интерес аудитории, но и бороться с пиратами, отмечает Ваккари.

В 2014 году продажа лицензированной продукции принесла Rainbow 75% выручки, которая составила €50,7 млн. Роялти в среднем составляют 12% от оптовой цены товаров.

Лидером по доле контрафактных товаров, продаваемых под марками Rainbow, является Вьетнам. По словам Ваккари, в Москве подделок Winx практически нет, чего не скажешь о других российских городах: «Каждый раз, когда наши лицензиаты говорят нам, что на рынке что-то появилось, мы просим их взять этот продукт и отправить в Италию, и тогда наш юридический департамент пишет письмо изготовителю, и это способ остановить это в кратчайшие сроки. Мы шлем письма и подаем на них в суд. Мы должны защищать свой товар, свой рынок и свой бренд».

Rainbow в России

В России «Клуб Винкс» выходит на телеканалах СТС, Gulli и Nickelodeon. Первый выпуск «Клуба Винкс», дублированный на студии «СВ Дубль», вышел в 2008 году на СТС, который уже успел показать все шесть сезонов сериала, а в сентябре планирует премьеру нового, седьмого. Как сообщили РБК представители СТС и «Nickelodeon Россия», сериал пользуется хорошими рейтингами, что не может не влиять на популярность товаров Winx. Как утверждал Страффи в одном из интервью в 2011 году, семь из десяти рюкзаков для девочек, которые продавались на тот момент в России и Турции, имели логотип Winx. На сегодняшний день Россия — по-прежнему один из пяти крупнейших рынков сбыта для лицензированных товаров компании наравне с Италией, Турцией, Португалией и Юго-Восточной Азией, включая Китай, говорит глава представительства Rainbow в России Марко Анджелетти.

В России у Rainbow 80 национальных лицензиатов, или партнеров, как называют их в компании. Крупнейшие из них — торговый дом «Гулливер» (продает фирменных кукол Winx), ООО «С-Трейд» («Симбат-Тойз», художественные наборы, игрушки), оптово-розничная фирма «Алиса» (велосипеды и самокаты), «Русская косметика» (косметика), издательство «Эгмонт» (книжки и журналы) и «Конфитрейд» (кондитерские изделия).

С российскими компаниями Rainbow следует общепринятой модели лицензирования: они просят у лицензиата минимальную гарантию — сумму, которую компания выплачивает при заключении контракта, после чего производитель с определенной периодичностью выплачивает лицензиару роялти в зависимости от объема продаж. Цена конечного товара, по словам Анджелетти, согласовывается с производителем. Rainbow не всегда вдается во все тонкости производственного процесса, однако следит за тем, чтобы компании не демпинговали, — если только большие скидки не согласованы отдельно.

Получить в России лицензию на выпуск товаров под брендами, принадлежащими Rainbow, нелегко: здесь они уже представлены практически во всех категориях. Если желаемый продукт занят, потенци​альный производитель может начать выпускать нечто другое или ждать, пока истечет контракт с действующим лицензиатом, — если, конечно, тот не захочет его продлить. Кроме того, Rainbow выставляет строгие требования к дизайну, которые прописаны в контрактах. «Если ребенок заказывает кружку, он знает, что это кружка Winx, а потому рисунок на ней должен быть выполнен во всех деталях, чтобы он не разочаровался. Это даже важнее, чем деньги», — говорит Ваккари.

Последнее подтверждает основатель и генеральный директор компании Golden Electronics Андрей Деревянченко, с 2011 по середину 2014 года выпускавшей в России линию детской бытовой техники Winx by Vitek. По словам Деревянченко, вопрос качества техники Rainbow после ознакомления с процессом производства легко отдала на попечение Golden Electronics, однако в вопросах дизайна итальянцы проявляли строгость и принципиальность: «С ними приходилось согласовывать, иногда довольно долго, именно эстетические моменты. Мы им отсылали образцы, а они изучали, как нанесены многоцветные принты, которые не всегда хорошо и правильно ложились на пластик бытовой техники. Иногда мы месяцами дорабатывали с производителем именно четкость рисунка».

Одним из крупнейших дистрибьюторов потребительских товаров Rainbow в России является ЗАО «Торговый дом «Гулливер и Ко», чью продукцию можно найти в 60 сетях и отдельных магазинах по всей России. Их сотрудничество с Rainbow началось в 2011 году с дистрибуции кукол, а сейчас у компаний есть крупные совместные маркетинговые проекты, мероприятия и линейка одежды Winx, выпущенная под брендом Gulliver, сообщил РБК коммерческий директор компании Андрей Ежов. По словам Ежова, Winx — один из пяти крупнейших брендов «Гулливера» с точки зрения объема реализации товаров. С начала 2000-х годов Rainbow также сотрудничает с «Детским миром», в чьей сети магазинов представлены куклы, одежда, канцелярские товары, рюкзаки и мультимедиа — всего 110 ассортиментных позиций.

Падение рубля осенью 2014 года негативно повлияло на бизнес Rainbow в России, признается Страффи. По его словам, слабая валюта сильно усложнила жизнь лицензиатам, большинство из которых изготавливают продукцию в Китае и оплачивают ее в валюте. Хотя количество проданных товаров под брендом Winx осталось практически на прежнем уровне, в денежном отношении доход Rainbow от роялти в России сократился на 30–40%.

В Rainbow утверждают, что почти никто из крупных российских лицензиатов не отказался от сотрудничества. Тем не менее как минимум одна такая компания есть: Golden Electronics вынуждена была приостановить выпуск серии Winx by Vitek. После двух успешных лет высоких результатов продажи детской бытовой техники с логотипом Winx пошли на спад, и в середине 2014-го компания приняла решение оставить ее производство «до лучших времен», сказал РБК Андрей Деревянченко.

Несмотря на сложности, Rainbow не планирует уходить с российского рынка. Более того, в компании приняли решение продолжать инвестировать в Россию, особенно в маркетинг и поддержку мероприятий, хотя и не разглашают сумму вложений. «На российском рынке у нас были свои пики и провалы, но в целом мы считаем его крайне успешным для нас с точки зрения лицензий, — говорит Страффи. — Остается надеяться, что экономика быстро восстановится, как это было после кризиса четыре-пять лет назад».