Лента новостей
В UFC после жуткой травмы выявили 1-го родившегося в 21-м веке чемпиона 11:14, Статья Гормон агрессии и мужественности: 6 популярных мифов о тестостероне 11:05, Статья В F1 самый напряженный финиш за 15 лет. Чего ждать от последней гонки 11:00, Статья Адвокат сообщила, какого решения по квартире Долиной ожидает Лурье 10:57, Новость Отравившиеся на танкере у берегов Стамбула россияне пришли в себя 10:51, Новость Сколько Египет зарабатывает на Суэцком канале и индустрии путешествий 10:45 Бизнес против подработок сотрудников: почему борьба обречена на провал 10:36, Статья The Telegraph назвала Каллас подарком России из-за ее позиции по Украине 10:33, Статья Тест для инвестора: готовы ли вы к облигациям 10:30 В Гонконге в отеле нашли тело 35-летней россиянки 10:23, Новость Синоптик рассказал, что на следующей неделе снег покроет 92% России 10:17, Новость Вратарь сборной России в первом матче за ПСЖ за полгода отстоял «на ноль» 10:11, Статья «Интер Майами» Лионеля Месси впервые в истории стал чемпионом MLS 10:08, Статья Порноактрису Бонни Блю задержали на Бали 10:06, Новость Каких результатов добиваются компании с помощью технологий 10:03 Под конец года нагрузка на работе кратно растет. Как с ней справиться 10:02, Статья В ЦБ сообщили о снижении «градуса проблемы» с дропами 10:00, Статья Во что инвестировать в 2026 году: идеи аналитиков брокера ВТБ 10:00, Статья
Газета
Скидки против кризиса
Газета № 095 (2112) (0406) Общество,
0

Скидки против кризиса

Продавцы бытовой техники снижают цены из-за падения продаж
Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

Из прогноза исследовательской компании GfK следует, что реализация электроники и бытовой техники в России в 2015 году сократится к уровню прошлого года сразу на 22%. Ретейлеры готовы стимулировать продажи скидками.

Вслед за кредитами

По оценкам аналитиков GfK, в денежном выражении продажи техники упадут на 22%, а в натуральном — сразу на 24,3%. При этом за первый квартал 2015-го реализация год к году сократилась только на 16,4% в рублях и почти на 50% — в штуках.

Хуже всего в январе—марте покупали телевизоры и фототехнику — падение в натуральном выражении составило 55,5% (31,6% в рублях) и 54,3% (30%) соответственно. В плюсе оказались только мобильные телефоны и смартфоны: ретейлерам удалось увеличить выручку на 4,4%, хотя в штуках продажи все равно просели на 31,9%.

Федеральные сети в выигрыше: у крупнейших игроков рынка продажи упали в среднем всего на 11% в денежном выражении, считает GfK, тогда как местные игроки потеряли сразу 40%. У крупных игроков сохранились товарные запасы, сделанные еще по прежним ценам, они могли позволить себе проводить промоакции и имели конкурентное преимущество, объясняет заместитель гендиректора GfK Максим Быстрицкий.

В апреле падение продаж в штуках составило 28%, в мае оно замедлилось до 23%, в деньгах было минус 16% и минус 7% соответственно, предполагает Быстрицкий (в отчете есть данные только по первому кварталу). «Говорить об изменении общего тренда преждевременно. Первые значимые признаки восстановления будут заметны в январе 2016-го», — говорит он.

Падение на 24,3% в штуках — это скорее пессимистичный взгляд на ситуацию, а вот в деньгах — оптимистичный, считает экономист и президент Гильдии маркетологов Игорь Березин. По его мнению, такое проседание связано с тем, что в России сжалось потребительское кредитование, что особенно чувствительно для крупной бытовой техники. По данным Национального бюро кредитных историй, в первом квартале 2015 года портфель розничных кредитов российских банков сократился на 6,52%, больше всего как раз упали кредиты на покупку потребительских товаров — на 7,97%.

Также Березин напомнил про падение потребительского спроса, которое коснулось всего — от автомобилей и квартир до одежды и продуктов. Третья причина — потребительский «психоз», наблюдавшийся в конце 2014-го, говорит Березин. Из-за обвала рубля (официальный курс доллара, устанавливаемый ЦБ, за 2014 год увеличился на 72,3%, с 32,7 до 56,3 руб., при этом быстрее всего рубль падал именно в декабре) посетители торговых центров пытались «конвертировать» рублевые сбережения в товары. «Этот психоз буквально убрал с рынка 2015 года около 10% покупателей, которые сейчас думают, как избавиться от того, что накупили», — поясняет эксперт.

Ретейлеры поборются

Продажи «М.Видео» в первом квартале 2015 года остались на уровне аналогичного периода предыдущего года и составили 47 млрд руб., а вот сопоставимые продажи (в одних и тех же магазинах) упали на 12%, объявлял ретейлер. Компания «Эльдорадо» снизила квартальные продажи на 11,4%, до 25 млрд руб.

Представитель «М.Видео» Антон Пантелеев говорит, что снижение показывают почти все категории товаров, но это нельзя назвать драматическим падением. «В прошлом году на первое полугодие пришлась Олимпиада, а к таким мероприятиям активно покупают телевизоры, крупную и мелкую бытовую технику, поэтому эти категории могут демонстрировать негативную тенденцию сейчас. Но уже по итогам марта—мая она активно исправляется — возвращаются кредиты, укрепился рубль — потребительские настроения стабилизировались», — считает он. На некоторые категории товаров — например, смартфоны и цифровую технику — «М.Видео» постепенно снижает цены.

«Все пытаются найти способ справиться с ситуацией и найти баланс, который помог бы сохранить долю на рынке и загрузить существующие мощности. Цены снижают почти все производители, пытаясь компенсировать потери начала года. По апрельским ценам товар продается очень слабо», — отметил гендиректор Candy CIS (Candy Hoover Group) Антон Харин.

В попытке вернуть покупателей крупнейшие сети уже снижали цены, свидетельствуют данные Market.yandex.ru. По данным сервиса, на 20 апреля 2015 года цены сравнялись с уровнем 20 декабря 2014-го. Телевизоры потеряли в цене 4,5%, ноутбуки — 6,2%, холодильники — 6,3%. Росли в цене только популярные модели мобильных телефонов (+20,7%).

«Эльдорадо» планирует по итогам года сохранить продажи «на уровне не ниже итогов 2014-го», рассказала представитель сети Ирина Цеп­линская. «Продажи техники в этом году в России могут просесть на 20%, как это было в 2009-м, но мы готовы к такому развитию событий», — заверила она.

Представитель «Техносилы» Павел Воробьев подтвердил, что в начале 2015-го рынок действительно просел, но с конца апреля покупатели немного активизировались. «Мы прогнозируем, что дальнейшего ухудшения ситуации не произойдет», — отметил он.

В «Связном» квартальные продажи ноутбуков снизились на 45%, навигаторов — на 50%, сообщила представитель ретейлера Мария Заикина.

Как рассказал гендиректор интернет-магазина Ozon.ru Дэнни Перекальски, их бизнес вообще рос: продажи бытовой техники и электроники за первый квартал увеличились на 50% в рублях, активнее всего продавались роботы-пылесосы. «Прогноз до конца года — рост на 35–40%. Мы планируем вырасти за счет расширения ассортимента и агрессивной политики касательно цен», — уточнил он.