Лента новостей
На Солнце произошла двойная мощная вспышка 12:02, Новость Искусство жить: как устроен премиальный ЖК в Марьиной роще 11:56 Кремль счел Стратегию нацбезопасности США залогом переговоров по Украине 11:45, Статья Перспективные направления развития ИТ-сектора на ближайшие 5 лет 11:42 Пекин сообщил о совместных с Москвой военных учениях на территории России 11:42, Новость На Гавайях произошло извержение вулкана Килауэа. Видео 11:41, Новость На какие пять важных мелочей вы не обращаете внимания в рабочей переписке 11:30, Статья В Голливуде увидели риски для индустрии в сделке Netflix и Warner Bros. 11:28, Статья Экс-боец Bellator заявил о колоссальном уроне от Яна в бою с Двалишвили 11:17, Статья От избы до дизайнерских квартир: как менялось гостеприимство в России 11:15 В UFC после жуткой травмы выявили 1-го родившегося в 21-м веке чемпиона 11:14, Статья Гормон агрессии и мужественности: 6 популярных мифов о тестостероне 11:05, Статья В F1 самый напряженный финиш за 15 лет. Чего ждать от последней гонки 11:00, Статья Адвокат сообщила, какого решения по квартире Долиной ожидает Лурье 10:57, Новость Отравившиеся на танкере у берегов Стамбула россияне пришли в себя 10:51, Новость Сколько Египет зарабатывает на Суэцком канале и индустрии путешествий 10:45 Бизнес против подработок сотрудников: почему борьба обречена на провал 10:36, Статья The Telegraph назвала Каллас подарком России из-за ее позиции по Украине 10:33, Статья
Газета
Клиентов повели неверным курсом
Газета № 095 (2112) (0406) Общество,
0

Клиентов повели неверным курсом

Банки «Тинькофф» требует вернуть деньги, заработанные на ошибке в котировках валют
Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

В апреле банк в системе безналичных расчетов по картам выставлял курс покупки валют ниже, чем курс продажи. В итоге некоторые клиенты смогли заработать на конвертации до $50 тыс.

Трудности перевода​

Тинькофф Банк требует с клиентов деньги, полученные в результате технической ошибки с курсами валют. Как сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на клиентов банка, в апреле Тинькофф Банк в системе безналичных расчетов по картам выставлял курс покупки валют ниже, чем курс продажи. В результате некоторые клиенты смогли заработать на конвертации от $10 тыс. до $50 тыс.

Спустя неделю Тинькофф Банк заметил проблему, пересчитал все обменные операции по правильному курсу и выставил владельцам карт счета, рассказал изданию один из клиентов банка, который спустя какое-то время после операции по обмену валюты заметил убытки на своем счете.

В Тинькофф Банке утверждают, что речь не идет о техническом сбое. По словам директора по коммуникациям банка Дарьи Ермолиной, пересчет обменных операций коснулся нескольких клиентов банка, которые переводили деньги на валютные счета в «Тинькофф» с рублевых карт других банков. «В данном случае операции по зачислению средств в рублях проводились по валютным картам с использованием сторонних сервисов, поэтому возникла курсовая разница между курсом на день совершения операции авторизации и курсом на день финансовых расчетов, — говорит Ермолина.  — Операция аналогична операциям покупки в иностранной валюте по рублевым картам или оплате покупок рублевой картой в других странах».

В этом случае кросс-валютная операция происходит не мгновенно, а занимает несколько дней. Банк-эквайер отправляет в международную платежную систему информацию об операциях. После этого международная платежная система выставляет счет банку-эмитенту. За время этих операций курс валюты может измениться, и значения итоговых сумм операций могут отличаться от первоначальной суммы операции, заблокированной на карте.

В Тинькофф Банке считают, что если деньги проводятся через сторонние сервисы (например, интернет-банк другого банка), ответственность за уведомление о возможном изменении курса во время конвертации лежит на этих сервисах.

«Предупреждали ли эти сервисы клиентов о том, что курс на день клиринга может отличаться от курса на день авторизации, нам неизвестно», говорит Ермолина.

Судиться бесполезно

Проблему с отличием курса конвертации от заявленного в интернет-банках российские кредитные организации решают по-разному. Обычно банки предупреждают об этом, но, например, в интернет-банке Райффайзенбанка такого предупреждения нет.

Если пострадавшие клиенты обратятся в суд, шансы на взыскание денег обратно невелики, считают юристы.

«В случае межбанковских переводов процессинг идет через платежные системы, а не внутри интернет-банка. В этом случае курс устанавливается платежной системой. Эти условия должны быть прописаны в правилах банка. Если они прописаны, то у клиента не должно быть претензий», — считает заместитель председателя правления банка «Ренессанс Кредит» Сергей Королев.

Если информация о том, что курс обмена валюты может отличаться, прописана в тарифах банка, то считается, что клиент извещен, добавляет юрист общественной организации потребителей «Финпотребсоюз» Алексей Драч.

«Банк не обязан расписывать, каким будет курс в каждом конкретном случае. Страховые компании и банки пишут толстые договоры, их обязательно нужно изучить, прежде чем совершать с ними операции», — советует Драч.

Это не первый случай, когда клиентам Тинькофф Банка удалось заработать на его ошибке. В 2013 году житель Воронежа Дмитрий Агарков добавил в договор с банком фразу, что ему предоставлен беспроцентный кредит. Банк подписал документ, однако в итоге обе стороны отказались от взаимных претензий.

В конце декабря в похожей ситуации оказался Сбербанк. Житель Перми Алексей Иванцов купил датскую крону дешевле реального курса, однако в банке позже заявили, что произошел технический сбой и проведенные операции отменены. Иванцов обратился в суд. Судебное разбирательство продолжается до сих пор.