Лента новостей
В Роскомнадзоре ответили на сообщения о блокировке статьи The Village 17:34, Технологии и медиа Российский лыжник победил на этапе Кубка мира 17:33, Спорт Порошенко предложил в Париже забрать из рук Путина «кнут для Украины» 17:31, Политика Суд арестовал бывшую замглавы Щелково по делу о мошенничестве на ₽2 млн 17:25, Общество В Киеве сообщили о принятии основного сценария реинтеграции Донбасса 17:20, Политика «Нафтогаз» назвал невозможным вариантом предложение Медведева по газу 17:13, Экономика «Мегасайенс»: что исследует российская фундаментальная физика 17:10, РБК и Нацпроект «Наука» Умер сыгравший в сериале «Друзья» актер Рон Либман 16:59, Общество ОКР нашел способ отправить атлетов на Олимпиаду после обвинений WADA 16:58, Спорт Лукашенко заявил о готовности покупать российский газ за $200 16:39, Общество Тренер «Оренбурга» подал в отставку после крупного поражения от «Тамбова» 16:28, Спорт Эксперт заявил в конгрессе США о риске 6 млн финансистов потерять работу 16:23, Технологии и медиа Два семилетних мальчика упали под лед на реке в Волгоградской области 16:17, Общество Во время встречи Путина и Лукашенко погас свет 16:14, Общество Лукашенко сообщил Путину о выводах после чтения Telegram-каналов 16:13, Политика От 15 до 20: чем живет поколение Z 16:06, РБК Стиль и YE’S apartaments Второй губернатор в России ввел выходной 31 декабря 16:03, Общество Киев отправит на саммит в Париже «вооруженного информацией» Зеленского 16:02, Политика Казань получила право проведения чемпионата Европы по водным видам спорта 15:50, Спорт На Урале задержали автобус с фанатами из-за подозрений в провокациях 15:49, Общество Суд арестовал лидера ОПГ по делу об убийстве главы центра «Э» Ингушетии 15:36, Общество В Сочи началась встреча Путина и Лукашенко 15:35, Общество Адвокат историка Соколова сообщил о его планах выпустить книгу-исповедь 15:20, Общество Фанат «Спартака» заявил о подаче заявления в СК после заявления Запашного 15:09, Спорт Сбежать из российской зимы: все о стильном кроссовере Haval F7X 15:03, РБК Стиль и Haval СМИ узнали о решении сенаторов по санкциям против «Северного потока-2» 14:58, Политика На Ставрополье шесть человек заразились корью из-за непривитого ребенка 14:48, Общество Тереза Йохауг выиграла третью гонку подряд в Кубке мира по лыжным гонкам 14:34, Спорт
Газета
Кофе первой свежести
Газета № 067 (2084) (1604) Общество,
0
Кофе первой свежести
Как сделать бизнес на продаже кофейных зерен
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

Предприниматели Илья Савинов и Алексей Герман в 2014 году нажарили и намололи кофе для ценителей на 42,5 млн руб.

​Идея создать кофейный стартап пришла друзьям Илье Савинову и Алексею Герману в феврале 2011 года. Первый на тот момент уже работал в кофейной индустрии: его отец Андрей Савинов — основной акционер холдинга SFT Trading, второго по объемам импортера зеленого кофе в Россию. За время работы в семейном бизнесе Савинов обнаружил массу недостатков в логистике обжарщиков — компаний, закупающих зеленый кофе у импортеров и продающих его потребителю. «Они покупают и обжаривают кофе, держат его жареным, ожидая, пока к ним придут заказы, либо отправляют его в магазины, где он гниет на полках, и в итоге покупатель получает пачку «свежеобжаренного» кофе полугодовой давности, — объясняет Савинов в интервью РБК. — Мы подумали: почему мы не можем эту цепочку сократить?»

Работать за чашку кофе​

Основатели Torrefacto решили жарить кофе каждый день, чтобы от момента заказа до его доставки проходило не более 48 часов. В мае 2011 года Савинов стал индивидуальным предпринимателем и пустил свои личные сбережения — 300 тыс. руб. — на закупку в Китае минимальной партии (15 тыс.) черных пакетов для фасовки кофе, а также на разработку удобного сайта с системой оплаты. Тогда же к основателям присоединился профессиональный обжарщик Сергей Табера, у которого был небольшой бизнес по ремонту кофемашин.

В ноябре 2011 года Torrefacto запустился: его первыми клиентами, помимо друзей основателей, стали посетители форума профессионалов и любителей кофе Prokofe.ru. Заказы начали поступать, однако их выполнение потребовало больше усилий, чем ожидали основатели Torrefacto. Чтобы успеть обжарить и расфасовать кофе, им приходилось встречаться в 6 утра перед тем, как каждый шел на свою основную работу. В надежде поскорее окупить расходы Герман предложил сделать цены повыше — мол, услуга эксклюзивная, жарим специально для людей. Но наценка в 200–250% сдерживала рост числа заказов. За первый месяц предприниматели заработали по 10 тыс. руб. «Все держалось на энтузиазме. Работали за чашечку кофе», — вспоминает Герман.

К концу третьей недели ежеутренних обжарок у предпринимателей слегка поубавилось энтузиазма. А три месяца спустя Савинов и Герман приняли решение снизить цены вдвое и проводить обжарку раз в неделю. «И вот тогда все пошло!» — вспоминает Савинов.

Бизнес-модель

Заходя на сайт Torrefacto, клиент может заказать один или несколько из 30–40 сортов кофе, выбрать помол (от самого мелкого, для приготовления в турке, до крупного — во френч-прессе), указать объем пакета — 150 г или 450 г, а также способ оплаты и доставки. Каждый из сортов имеет подробное описание — почти все их пишет лично Савинов, указывая страну, откуда прибыл кофе, расписывая оттенки вкуса и подходящие способы заварки.

Поскольку идея Torrefacto заключается в том, чтобы доставлять клиенту максимально свежий продукт, его основатели обжаривают каждую партию строго под заказ, не храня обжаренный кофе на складе. У Torrefacto и склада как такового нет — в небольшой комнате на ковровом комбинате в Котельниках хранится около тонны зеленого кофе, заказы на который размещают в SFT Trading в течение недели. Сейчас компания обрабатывает 350–400 заказов в неделю, каждую пятницу обжаривая по 700–800 кг кофе.

С ростом числа заказов бизнес потребовал серьезных вложений — в частности, в профессиональное оборудование для обжарки и помола. Во-первых, быстро пришли в негодность барные кофемолки, которые Torrefacto использовала на начальном этапе. Пришлось разориться на две швейцарские кофемолки по цене около 250 тыс. руб. за каждую, чтобы решить проблемы раз и навсегда. «Там пожизненная гарантия на жернова, это такой Lamborghini среди кофемолок», — объясняет Герман. Во-вторых, компания закупила бывшие в употреблении сербские ростеры для обжарки кофе — каждая из двух машин обошлась в 0,5 млн руб.

Однако все эти вложения чуть не оказались бесполезными: падение курса рубля в декабре 2014 года увело бизнес в минус. Тогда основатели Torrefacto приняли решение с 6 декабря 2014 года перейти на плавающие цены, привязанные к курсу доллара.

Ежемесячная выручка Torrefacto колеблется вместе с курсом доллара: например, в марте она составила около 4 млн руб. Почти половину всех расходов проекта составляют закупки зеленого кофе (1,6 млн руб.). Вложений также требует сайт: в феврале 2015 года его поддержка обошлась в 90 тыс. руб., говорят предприниматели (поддержкой и разработкой сайта занимается внешний программист из Воронежа, работающий на аутсорсинге). 860 тыс. руб. в месяц уходит на зарплаты сотрудникам: сейчас в Torrefacto, помимо основателей, работают еще три человека, которые консультируют клиентов, ведут соцсети и решают текущие вопросы. Налоги Torrefacto платит по упрощенной системе — ежеквартально отдает государству 6% процентов от дохода, то есть порядка 800 тыс. руб. В итоге основателям проект приносит около 220 тыс. руб. в месяц.

На сайте Torrefacto зарегистрированы 6 тыс. человек, которые как минимум единожды разместили заказ, при этом три четверти из них возвращаются как минимум ради второго заказа. И это далеко не предел, считает Савинов. По его словам, Torrefacto готова увеличить объем обжарки в 5–10 раз только с нынешним оборудованием и площадями. «Человек в состоянии выпить за месяц 1 кг кофе. Нам нужно всего 5000 постоянных клиентов, чтобы вырасти в пять раз, — это не так много для многомиллионного города», — уверен он.

«Я даже разговор не поднимал о преференциях»

Бизнес-модель Torrefacto не уникальна: по оценкам гендиректора крупнейшего российского импортера зеленого кофе «Импортеры кофе КЛД» Андрея Эльсона, в России работают около двухсот обжарщиков кофе. Большинство из них трудятся в b2b-сегменте — продают кофе в первую очередь кофейням и ресторанам, иногда магазинам. В этом плане Torrefacto — едва ли не единственная успешная компания, которая продает кофе только напрямую потребителям.

Многие компании, как и Torrefacto, работавшие в основном с частными лицами, например «Жарим кофе» и кооператив «Черный», этой зимой вынуждены были прекратить продажу кофе по подписке — это стало невыгодно, рассказал РБК основатель кооператива «Черный» Артем Темиров. По словам основателя кофейного стартапа Camera Obscura Николая Чистякова, 95% кофе он продает организациям и всего около 50 кг в неделю раскупают отдельные пользователи через сайт. Конкуренцию Torrefacto составила сеть кофеен «Даблби», недавно запустившая продажи кофе через интернет. Впрочем, по словам представителя компании, пока на продажу через сайт уходит всего четверть от общего объема обжарки «Даблби» — около 300 кг в неделю.

Некоторые участники рынка предполагают, что выжить в кризисное время Torrefacto помогают связи с SFT Trading, благодаря которому у компании есть беспрепятственный доступ к зеленому кофе. Однако, по словам Савинова, Torrefacto работает с SFT Trading на тех же условиях, что и все остальные обжарщики: закупает у импортера кофе по долларовым ценам и оплачивает счета в рублях по курсу на день оплаты с двухнедельной отсрочкой. «Я даже никогда разговор не поднимал о том, чтобы мы пользовались какими‑то преференциями», — отмечает он.