Лента новостей
Конституционный суд Молдавии одобрил идею референдума о вступлении в ЕС 16:53, Новость В Москве 12-летнего мальчика госпитализировали после посещения джакузи 16:53, Новость МКБ запустил новый продукт «Простой кредит» 16:51 Аналитики назвали причины возможного роста курса биткоина выше $100 тыс. 16:48, Статья Акции производителя ботинок Dr. Martens рухнули на 34% 16:40, Статья Гнев, зависть и ревность: о чем нам говорят эти чувства 16:39, Видеогалерея Гостевой брак: почему пары выбирают такой формат и что в нем отпугивает 16:37, Статья Собянин заявил о старте работ по благоустройству в Москве 16:34, Статья Из регионов — в Москву: как устроена торговля россиян друг с другом 16:33 МВФ уравнял прогноз по росту ВВП России и мира 16:32, Статья Путин расширил страховые компенсации на добровольцев Росгвардии 16:29, Новость Путина не пригласят на 80-летие высадки в Нормандии 16:29, Статья Футболист сборной России из-за травмы не сыграет за ЦСКА в этом сезоне 16:28, Статья Токаев поручил отменить крупные мероприятия в Казахстане из-за паводков 16:19, Новость Тверской суд назначил дату рассмотрения дела Насти Ивлеевой о фейках 16:16, Новость Представитель Портнягина заявил, что претензий к нему уже не должно быть 16:11, Статья Email-рассылки могут стать токсичным инструментом. За что теперь штрафуют 16:10, Статья Путин поговорил с президентом Ирана после атаки на Израиль 16:02, Статья
Газета
$1,5 млрд на концертах
Газета № 063 (2080) (1004) Общество,
0

$1,5 млрд на концертах

Как Клаус-Петер Шуленберг сделал состояние на организации выступлений и продаже билетов
Фото: AP
Фото: AP

Немецкий бизнесмен Клаус-Петер Шуленберг со студенческих лет занимался организацией концертов в городках Северной Германии. В XXI веке его хобби превратилось в корпорацию, принесшую Шуленбергу первый миллиард.

​В марте 2015 года Клаус-Петер Шуленберг вошел в число 290 новичков ежегодного списка миллиардеров по версии Forbes. На 2 марта издание оценивало состояние немца на уровне $1,5 млрд. Месяц спустя счетчик Forbes «в реальном времени» говорит уже о $1,64 млрд, что соответствует примерно €1,5 млрд. Состояние Шуленберга — производная от курса акций CTS Eventim — компании, которую он основал и превратил в ведущего игрока на рынке тикетинга. На 9 апреля рыночная капитализация фирмы на Франкфуртской бирже составляет €2,94​ млрд. Контрольный пакет в 50,2% акций принадлежит Шуленбергу, остальные бумаги находятся в свободном обращении, за исключением небольшой доли в 8 тыс. акций (0,008%) во владении операционного директора Александра Руоффа.

Международная корпорация, главным акционером и председателем правления которой является Шуленберг, стала результатом двух увлечений его юности — музыки и предпринимательства. Бизнесмен родился в 1952 году в ФРГ в семье коммерсанта из вестфальского городка Липпштадт. Его школьные годы пришлись на середину 1960‑х годов — начало массовой популярности рок-музыки и авторской песни. В это время Шуленберг с приятелями организовал небольшой ансамбль, но позднее все же решил сконцентрироваться на учебе.

В 2003 году в интервью немецкой Handelsblatt Шуленберг признавался, что в то время действительно решил избрать для себя деловую карьеру. Он поступил в Бременский университет, где начал изучать юриспруденцию и науку об организации производства. По окончании университета молодой немец хотел стать корпоративным юрисконсультом. «Но затем внезапно появился этот парень с губной гармошкой, — вспоминает Шуленберг, — прямо с какой‑то сцены недалеко от города Минден».

Этим парнем оказался Бернд Клювер. В 1971-м Шуленберг решил организовать ему несколько концертов, в надежде, что талант «выстрелит». Через пару лет певец выпустил дебютную пластинку «Парень с губной гармошкой», которая полгода держалась на первом месте в хит-парадах Швейцарии и ФРГ. Позже Клювер стал одним из ведущих исполнителей немецких шлягеров.

Деловая жилка

19‑летний Шуленберг по закону был еще несовершеннолетним, поэтому контракт с Клювером подписывал его отец. Долю от проданных билетов бизнесмен получил и в 1973 году вложил эти средства в собственную компанию.

Первым крупным контрактом Шуленберга стал концерт британской группы Rolling Stones в 1977 году. В организационных вопросах бизнесмену помогал известный немецкий концертмейстер Фриц Рау. Начало представления было назначено на 20 часов, а музыканты прибыли в гримерные лишь в 22:30. Все билеты были раскуплены, и толпа поклонников в зале бушевала, но британцы вышли на сцену, и концерт удался.

Тогда же Шуленберг захотел создать единый диверсифицированный бизнес. Он организовал группу KPS и занялся скупкой компаний. Первым элементом структуры стало концертное бюро, год спустя туда вошли выставочные площадки, позднее в KPS появился собственный кол-центр и газета Weser Report.

Но главным приобретением Шуленберга, которое формально не входит в группу KPS, стало агентство по продаже билетов Computer Ticket Service (CTS). Фирма была основана в Мюнхене в 1989 году несколькими влиятельными концертмейстерами: Мареком Либербергом, Матиасом Хоффманном и другими. В 1997 году Шуленберг выкупил их доли в предприятии и начал перестройку фирмы.

Человек Старого Света

Как отмечает Die Welt, быстрое развитие компании и последующий удачный выход на биржу отражает сдвиг в музыкальной индустрии, в который повезло влиться Шуленбургу. С конца 1990‑х годов концерты и представления стали вытеснять продажу альбомов как основной источник доходов в отрасли. В 2012 году PricewaterhouseCoopers прогнозировал, что к 2017 году продажи музыки во всем мире на звуконосителях упадут до $23 млрд, а выручка от продажи билетов на выступления живьем вырастет до $31 млрд.

В 1999 году CTS впервые вышла за пределы Германии и купила 75% австрийского предприятия Ticket-Express. В начале следующего года компания Шуленберга была переименована в CTS Eventim и сразу же вышла на Франкфуртскую биржу. От продажи акций Шуленберг выручил порядка $65 млн. 15 лет бумаги фирмы входили в индекс SDAX, составляемый из 50 немецких фирм со средней капитализацией. С апреля 2015 года акции компании торгуются на уровень выше — в списке индекса MDAX. В нем CTS Eventim заняла место туроператора TUI.

Основной «партнер-конкурент» CTS Eventim на европейском рынке — калифорнийская корпорация Live Nation. В 2007 году фирмы подписали договор о сотрудничестве на 10 лет. По нему американцы могли использовать интернет-технологии CTS Eventim по продаже билетов, а компания Шуленберга — работать в различных странах Европы, где присутствует Live Nation. «Мы заключили эксклюзивное соглашение с Live Nation, по которому можем начинать работу в некоторых странах, не покупая там местных предприятий», — говорил Шуленберг еженедельнику Wirtschafts Woche весной 2010 года.

За несколько месяцев до этого Live Nation объявила о слиянии с американской Ticketmaster. Тем самым Live Nation заполучила в своей структуре собственную компанию по распространению билетов и более не нуждалась в услугах CTS Eventim. Контракт с немцами был разорван. В ответ Шуленберг подал жалобу в Международный арбитражный суд в Париже (ICC International Court of Arbitration), однако в июне 2013 года суд вынес решение в пользу Live Nation, освободив ее от любой ответственности перед CTS Eventim. По оценкам экспертов Stifel Nicolaus, в противном случае неустойка могла составить до $210 млн.

Судебное решение совпало с другой новостью. В конце июня Bloomberg объявило, что Шуленберг стал долларовым миллиардером. Этому помогли, во‑первых, высокие продажи билетов на турне группы Depeche Mode по Германии тем летом. Во-вторых, на это повлияла Олимпиада в Сочи: незадолго до того структуры CTS Eventim получили эксклюзивное право распространения билетов на зимние Игры 2014 года.

Положение компании нередко вызывает вопросы антитрастовых регуляторов. Последний подобный случай произошел в феврале 2015 года. Тогда СМИ сообщили о проверке CTS Eventim Федеральным управлением по картелям — немецкой антимонопольной службой. Проверка началась еще в ноябре и касается «некоторых деловых практик», применяемых компанией.

В то же время фирма Шуленберга делает шаги по расширению бизнеса: этой осенью она была утверждена официальным дилером билетов на летнюю Олимпиаду 2016 года в Бразилии. До прошлогодних Игр в Сочи позицию эксклюзивного распространителя билетов на олимпийские представления занимала конкурирующая Ticketmaster. Несмотря на то что международная корпорация Шуленберга базируется в Мюнхене, сам бизнесмен по‑прежнему проводит большую часть времени в Бремене, на берегу Северного моря, где началась его музыкальная и де​ловая карьера.