Лента новостей
Крипта от Telegram: почему популярность детища Дурова стремительно растет 09:53, Статья Лавров заявил об «осаде» российских посольств на Западе 09:46, Новость Made in India: как индийское правительство помогает запустить IT-бизнес 09:40, Мнение На крупнейшем в 2024 году IPO разместили акции «Европлана» на ₽13,1 млрд 09:35, Статья Российские специалисты впервые показали устройство ракеты Storm Shadow 09:32, Статья План идеального собеседования на 15 минут, на полчаса и час 09:30, Статья Небоскреб по-домашнему: квартиры на 30 этаже и даже выше 09:23 Малкин стал лучшим в матче НХЛ 09:14, Статья Налоговая система Гонконга меняется под нажимом ЕС. Что появилось нового 09:10, Статья В аптеках возник дефицит сверхбыстрого инсулина 09:02, Статья Оператор заявил о повреждении электростанций в центре и на западе Украины 08:51, Новость Гарвард снял переплет из кожи человека с библиотечной книги XIX века 08:47, Новость Растащили бизнес после смерти владельца. Как этого не допустить 08:41, Статья В Бразилии загорелся небоскреб 08:09, Новость Какие магазины чаще всего открывают в новостройках 08:06 Международные эксперты назвали особенности теракта в «Крокус Сити Холле» 08:01, Статья Лавров назвал «здравые вещи» в мирном плане Китая по Украине 07:53, Новость Польша подняла в небо самолеты из-за дальней авиации России 07:49, Статья
Газета
Человек со шваброй
Газета № 059 (2076) (0604) Общество,
0

Человек со шваброй

РБК выяснил, кто моет российскую армию
Фото: Юрий Мартьянов/Коммерсантъ
Фото: Юрий Мартьянов/Коммерсантъ

Знакомый с высшими российскими чиновниками петербургский ресторатор Евгений Пригожин не только кормит армию. Как выяснил РБК, с конца прошлого года вероятно связанные с его группой «Конкорд» компании получают госконтракты на санитарное содержание объектов Министерства обороны.

Знакомство и прощание со «Славянкой»

Учитывая переход армии на годичный срок службы, солдат нужно «разгрузить от выполнения несвойственных им функций», — провозгласил в 2010 году тогдашний министр обороны Анатолий Сердюков. Быт армии перешел на аутсорсинг. Гражданским подрядчикам отошли питание, стирка, уборка и ремонт техники.

Организацией аутсорсинга занялся государственный холдинг «Оборонсервис».

Его «дочки» «Авиаремонт», «Спец­ремонт» и «Ремвооружение» стали ответственными за обслуживание, ремонт и утилизацию вооружений, «Оборонстрой» — за строительство и эксплуатацию объектов, «Агропром» — за производство и поставки сельхозпродукции, за питание, банно-прачечные услуги и обеспечение военной формой ответственность возложили на «Военторг», а за гостиничные услуги — на ОАО «Славянка». Позже «Славянка» занялась управлением жилым фондом и ЖКХ.

«Система оказания услуг сторонними организациями позволила освободить более 65 тыс. военнослужащих от несвойственных им функций», — радовался летом 2014 года уже новый министр обороны Сергей Шойгу. Штатная численность российской армии — 1,9 млн человек, из них военнослужащих — 1 млн человек.

С 2010 года «Славянка» начала проводить тендеры на право оказывать армии «клининговые услуги» — уборку помещений и территорий, санитарную обработку, вывоз отходов и т.п. В 2010 и 2011 годах компания, свидетельствуют данные системы «Оборонторг» (в ней проводятся закупки для нужд Минобороны), выставляла на торги 12 контрактов на такие услуги на общую сумму около 3,5 млрд руб.

Первые контракты в 2010 году «Славянка» заключала на несколько месяцев с возможностью пролонгации, потом — на полтора-два года, вспоминает президент Ассоциации русских уборочных компаний, директор группы «Примекс» (она получила несколько контрактов в 2010–2011 годы) Юрий Рябичев. В первые месяцы, вспоминает он, неясно было даже, какую именно площадь подрядчикам нужно убирать. «Ничего не было просчитано, так как до этого в Минобороны точных обмеров убираемых площадей никогда не велось, а это — миллионы квадратных метров», — говорит он.

В 2011–2012 годах Минобороны стало вообще крупнейшим заказчиком страны на рынке клининга, говорит Рябичев. «Первоначально все выглядело достаточно рентабельно», — вспоминает он. Но вскоре цены снизились с 20–30 руб. за квадратный метр до 15–20 руб., а в некоторых случаях до 12 руб., то есть ниже уровня безубыточности, продолжает он. «Но главное — «Славянка» постепенно стала платить с большими задержками. Люди сидели без зарплаты», — говорит Рябичев.

«Мы не работаем [со «Славянкой»] по новым контрактам и даже не пытались в них участвовать, — говорит собеседник РБК в другой компании, также выигравшей контракт в 2010–2011 годах. — Нам неинтересен этот заказчик […] Взаимоотношения разошлись». На просьбу объяснить причины собеседник РБК отвечает: посмотрите на ситуацию со старыми контрактами.

Судя по базе арбитражных дел, количество исков от контрагентов к «Славянке» в последние годы выросло в разы: если в 2012 году компания была ответчиком по 165 делам, то в 2013 уже по 1030, а в 2014 — по 1757 (см. график).

97, 6 млрд руб. — в такую сумму летом 2014 года оценил долги «Оборонсервиса» перед контрагентами министр Шойгу.

В добавление ко всем проблемам «Оборонсервис», а вместе с ним и «Славянка» в 2012 году оказались в центре аппаратно-коррупционного скандала, который позже привел к отставке Сердюкова с поста министра обороны. В октябре было возбуждено уголовное дело о махинациях с имуществом «Оборонсервиса». Спустя месяц следователи возбудили уголовное дело уже по фактам нарушений в «Славянке»: якобы при выполнении госконтрактов (в том числе и на уборку) были похищены бюджетные деньги. Обвинения по этому делу предъявили девятерым, в том числе тогдашнему гендиректору «Славянки» Александру Елькину.

Проверив старые контракты, мы обнаружили признаки «пирамиды с явным запахом коррупции», говорил Олег Белавенцев, назначенный директором «Славянки» после Елькина, в 2013 году в интервью «Московскому комсомольцу».

Кто же пришел на смену подрядчикам времен Сердюкова?

Новый чистильщик

После 2011 года данных о новых торгах на право заниматься уборкой и очисткой в армии нет.

Информация о новых конкурсах на уборку в армии снова стала публичной в ноябре 2014 года, свидетельствуют данные «СПАРК Маркетинг» (в промежутке с 2012 до 2014 года конкурсов на уборку в системе «Оборонторг» нет). Контракты по результатам всех этих торгов заключались уже в 2015 году.

К 25 марта этого года «Славянка» заключила 131 контракт на семь видов услуг на общую сумму 3,14 млрд руб. Для сравнения: за весь 2014 год компания заключила 155 договоров на 758 млн руб. Подавляющее большинство контрактов в этом году приходится как раз на две клининговые категории: «услуги по санобработке и аналогичные услуги» (25 контрактов общей стоимостью 2,4 млрд руб., или 77% от всего объема заключенных в этом году контрактов в денежном выражении) и «услуги по удалению отходов» (92 контракта общей стоимостью 453 млн руб.; все расчеты — на основе данных «СПАРК Маркетинг»). С появлением этих категорий средняя стоимость конкурса у «Славянки» выросла почти впятеро.

В торгах «Славянки» в этом году выигрывали 49 компаний. По 20 из 131 контракта победителем значится компания «Мегалайн». Правда, в 12 случаях в системе указаны все данные компании, включая ИНН и адрес, а в восьми — лишь название. Если допустить, что речь идет об одной и той же компании, то она с начала года по 25 марта получила 58% от всех контрактов «Славянки» в денежном выражении: на 1,83 млрд руб. из 3,14 млрд руб.

23 марта «Славянка» опубликовала информацию еще о 12 торгах по «санитарному содержанию». На сайте госзакупок победителем по 10 из 12 торгов тоже значится «Мегалайн». Суммарный объем договоров, опубликованных по этим процедурам, — около 1,14 млрд руб. На момент сдачи материала информация о победителях торгов появилась в системе «СПАРК Маркетинг», но контракты формально заключены еще не были.

Таким образом, если речь идет об одной и той же компании, «Мегалайн» в этом году мог получить клининговых контрактов «Славянки» на 2,97 млрд руб.

Что такое «Мегалайн»

«Мы на рынке больше 20 лет. Не могу утверждать, что они не работали, но среди крупных игроков такой компании, как «Мегалайн», нет», — вспоминает Юрий Рябичев. Собеседник РБК в другой клининговой компании говорит, что о «Мегалайне» знает уже «некоторое время».

У зарегистрированного в Санкт-­Петербурге ООО «Мегалайн», по данным СПАРК, двое совладельцев — ООО «Конкорд менеджмент и консалтинг» (50%) и ООО «Лахта» (50%). До середины 2011 года владельцем 14% долей первой компании был Евгений Пригожин, а до сентября 2013 года он контролировал 80% и второй. Сейчас «Конкорд менеджмент и консалтинг» принадлежит Виолетте Пригожиной (так же, по данным «Новой газеты», зовут мать ресторатора Евгения Пригожина), а «Лахта» — Светлане Собировой (информации о ней РБК не нашел).

Гендиректор «Мегалайна», по данным СПАРКа, — Максим Машканцев. По телефонам «Мегалайна» разыскать его не удалось. Кроме «Мегалайна» Машканцев, по данным СПАРКа, возглавляет еще несколько петербургских компаний, в том числе ЗАО «Скай». По одному из телефонов этой компании ответила сотрудница ресторана «Русский ампир». Этот ресторан перечислен среди проектов пригожинской компании «Конкорд кейтеринг» на ее сайте. Наконец, гендиректором ЗАО «Скай» прежде был Самуил Жаркой (так, по сведениям Forbes, зовут отчима Пригожина), который сейчас, по данным СПАРКа, возглавляет «Конкорд менеджмент и консалтинг».

До недавнего времени «Мегалайн» сложно было назвать крупной компанией: выручка за 2013 год составила около 36,8 млн руб., за 2012 год — всего 13,4 млн руб. (данные СПАРКа).

Первые контракты у «Мегалайна» появились именно в декабре 2014 года — когда армия вновь стала закупать клининговые услуги. Кроме «Славянки» «Мегалайн» до конца февраля стал подрядчиком еще двух связанных с военными организаций: филиала Центрального военного клинического госпиталя Минобороны (один контракт на 12,9 млн руб.) и ЦСКА (54 контракта на 65,5 млн руб.). Но в денежном выражении крупнейший клиент «Мегалайна» — «Славянка».

Старый кормилец

«Влиятельные российские политики, успешные бизнесмены, известные деятели культуры и искусства доверяли проведение самых значимых в их жизни и карьере приемов «Конкорд кейтеринг», — так сама компания пишет о себе на сайте.

«Конкорд кейтеринг» — часть ресторанной империи Евгения Пригожина. С 1996 года эта компания, по собственным данным, провела больше 15 тыс. мероприятий и обслужила больше 1,5 млн гостей. Среди этих мероприятий немало самых престижных, в которых участвуют высокопоставленные чиновники и богатейшие российские бизнесмены: прием на Давосском форуме, премия Русского географического общества (его попечительский совет возглавляет Владимир Путин), свадьба в Константиновском дворце в Стрельне, Петербургский международный экономический форум, «Форум Россия» Сбербанка, следует из фотоотчетов на ее сайте.

По данным Forbes, строить гастрономическую империю Пригожин начал с заведения «Старая таможня» в Санкт-Петербурге: он открылся в 1996 году, и среди его гостей были губернаторы Анатолий Собчак и Владимир Яковлев. Гостями ресторанов Пригожина, по информации Forbes, были президенты США и Франции Джордж Буш и Жак Ширак, а осенью 2003 года Владимир Путин, президент России, отмечал в пригожинском заведении New Island свой день рождения (собеседники Forbes рассказывают, что Путин посещал почти все петербургские рестораны Пригожина). Осенью 2010 года бизнесмен проводил для президента экскурсию по своему заводу «Конкорд — кулинарная линия» в пригороде Санкт-Петербурга. На вопрос РБК о знакомстве Пригожина и Путина пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не ответил.

Сейчас в списке на сайте «Конкорда» 10 ресторанов в Санкт-Петербурге, семь в Москве и два в Сочи, а также «Магазин купцов Елисеевых» в Петербурге и сеть магазинов «Музей шоколада».

С 2012 года подконтрольные Пригожину структуры стали получать заметные государственные и окологосударственные контракты. Например, принадлежащая бизнесмену компания ООО «Конкорд М» превратилась в одного из основных поставщиков питания для управления делами президента: 22 контракта на сумму около 128 млн руб. за последние три года.

А ООО «Комбинат питания «Конкорд» стал главным «поваром» московских школ: с 2012 года дирекция департамента образования Москвы обеспечила Пригожину контракты на питание на 2013–2015 годы на общую сумму больше 10,6 млрд руб., свидетельствуют данные СПАРКа.

В конце 2012 года с дочерними структурами «Конкорда» двухлетние контракты на 92 млрд руб. на обеспечение питанием Российской армии заключил «Военторг», указывает Forbes.

Сведений о контрактах на обеспечение питанием армии в «Оборонторге» и других торговых системах РБК не нашел. Технически это возможно. Дело в том, что «Военторг» последовал букве закона и перешел на открытую систему закупок только в январе 2013 года, поэтому данных о более ранних контрактах компании в системе и нет, объясняет Екатерина Смирнова, адвокат юридической группы «Яковлев и Партнеры». Представитель «Военторга» к моменту публикации статьи не ответил на запрос РБК.

Связаться с Пригожиным по мобильному телефону в течение нескольких дней не удалось, направленные ему через помощницу вопросы остались без ответа. Представитель «Конкорд кейтеринг» не смогла ответить на вопросы РБК.

Что будет дальше

Самое интересное в проведенных «Славянкой» конкурсах на уборку — все работы должны уложиться в срок до 30 июня 2015 года. Это означает, что с июля потенциальным подрядчикам можно рассчитывать на новые контракты.

В конце 2014 года Минобороны стало объявлять клининговые конкурсы напрямую, минуя «Славянку». На момент подготовки текста общая сумма объявленных уже по‑новому торгов превышала 14 млрд руб., причем львиная их доля объявлена в марте 2015 года. Выполнять работы подрядчики должны будут в 2015–2017 годах.

Сначала министерство собиралось завершить прием заявок на участие в этих торгах 30 марта — 1 апреля. Но затем в «Оборонторге» появилось уведомление о переносе срока по большинству контрактов на середину апреля.

В результате к 1 апреля Минобороны самостоятельно разыграло 12 контрактов на оказание санитарных услуг на общую сумму более 5,7 млрд руб., следует из данных СПАРКа.

Пять из них, на 3,7 млрд руб., получила компания ЗАО «Флагман клин», принадлежащая Елене Грузовой. Эта компания — темная лошадка. До сих пор других госконтрактов она не получала, а по адресу ее регистрации в СПАРКе значатся еще 139 юридических лиц. Связаться с компанией не удалось.

Три контракта — на обслуживание недвижимости, уборку и т.п. — на 1,9 млрд руб. получило ЗАО «Актив-Резерв». Его единственная владелица — Татьяна Пыслару, следует из данных СПАРКа. Юридический адрес «Актив-Резерва» совпадает с юридическим адресом крупного игрока рынка клининга — группы компаний «Фасиликом» (работает под брендом «Чистый свет»), различаются лишь номера офисов. В качестве контактов указаны адреса электронной почты «Фасиликома». «Компания «Актив-Резерв» с нами никак не связана», — передал РБК через представителя владелец УК «Фасиликом» Эдуард Апсит.

Официальные запросы в «Славянку», «Военторг» и Минобороны на момент публикации материала также остались без ответа.

При участии Анастасии Напалковой