Лента новостей
Банки предложили механизм «змея в тоннеле» для расчетов в «мягкой» валюте 01:24, Экономика Задержанный экс-президент Молдавии Додон заявил о наличии объяснений 00:58, Политика В Южной Корее сообщили о запуске КНДР трех ракет после визита Байдена 00:49, Политика «Ростех» получил контрольный пакет акций в подсанкционном банке 00:17, Бизнес Власти предложили доплачивать работодателям за наем беженцев 00:00, Экономика Эксперты назвали наиболее пострадавший от санкций вид страховок 00:00, Финансы Лозница в Каннах призвал не бойкотировать русскую культуру 24 мая, 23:58, Общество В Москве загорелась постройка на территории храма Петра и Павла 24 мая, 23:24, Общество В Техасе 14 детей и учитель погибли при стрельбе в начальной школе 24 мая, 23:13, Общество Дуда обвинил Германию в нарушении обещания насчет танков для Украины 24 мая, 23:01, Политика В США заявили о цели лишить Россию преимуществ глобальной экономики 24 мая, 22:38, Политика США запретили России обслуживать внешний госдолг 24 мая, 22:22, Экономика Шрёдер отклонил предложение войти в совет директоров «Газпрома» 24 мая, 22:12, Бизнес В Техасе произошла стрельба в начальной школе 24 мая, 21:54, Общество Угроза жизни за 500 руб.: как эффективно бороться с нарушениями ПДД 24 мая, 21:51, Партнерский проект Сорос допустил, что события на Украине стали началом третьей мировой 24 мая, 21:47, Политика Мусорный оператор оценил рост тарифов на вывоз отходов 24 мая, 21:30, Общество WSJ узнала о расследовании на Джерси в отношении активов Абрамовича 24 мая, 21:18, Политика В Москве с начала пандемии резко выросло строительство частных домов 24 мая, 21:17, Недвижимость Английская премьер-лига одобрила продажу «Челси» 24 мая, 21:15, Спорт «Дело о кульке» обернулось задержанием экс-президента Молдавии 24 мая, 21:13, Политика Сопернику Медведева грозит штраф после потери сознания во время матча 24 мая, 21:06, Спорт Военная операция на Украине. Онлайн 24 мая, 21:04, Политика Суд освободил из-под стражи «короля госзаказа» Валерия Маркелова 24 мая, 20:51, Общество Хакеры, взломы и DDos: критические моменты для бизнеса 24 мая, 20:42, РБК и МегаФон Призер чемпионата Европы по фигурному катанию завершил карьеру в 34 года 24 мая, 20:37, Спорт Пушилин заявил, что трибунал над «Азовом» пройдет в несколько этапов 24 мая, 20:34, Политика Forbes узнал, что ФБР предотвратило покушение на Джорджа Буша-младшего 24 мая, 20:26, Политика
Газета
Исчезнут ли московские пробки
Газета № 059 (2076) (0604) Общество,
0

Исчезнут ли московские пробки

Платные парковки в Москве, как и в других городах мира, помогли облегчить дорожную ситуацию
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

Платные парковки в Москве, как и в других городах мира, помогли облегчить дорожную ситуацию. Чтобы двинуться дальше, нужно сделать плату за парковку более приемлемой, но также и пересмотреть работу дорожной полиции.

Остались вопросы

Начиная с конца 2012 года в Москве стал проводиться «эксперимент», который практически сразу не понравился горожанам, — была введена практика платных парковок на 21 улице в центре города. Все новое и временное быстро превратилось в привычное и постоянное: сегодня зона платных парковок распространилась до Третьего транспортного кольца, и, вероятно, на этом процесс не остановится. Два с половиной года — достаточный срок, чтобы подвести первые итоги.

Я бы рискнул назвать их положительными. Главной целью новой системы изначально называлась борьба с пробками — и их действительно становится меньше. По данным «Яндекса» и Центра организации дорожного движения, в январе-феврале 2015 года по сравнению с январем-февралем прошлого года скорость движения по городу выросла на 3–10%, а на некоторых улицах и больше. В новом антирейтинге компании TomTom Москва опустилась с первого на четвертое место в числе худших по трафику городов мира. Эти результаты лишь частично можно объяснить экономическим кризисом.

При этом эффект платных парковок оказался неоднозначным для различных районов города и вызвал ряд проблем. Явное улучшение заметно в центре, где в прежнее время хаотичная парковка практически парализовывала многие улицы, но почти ничего не изменилось на крупных радиальных магистралях и транспортных кольцах. С другой стороны, с введением платных парковок стало заметно еще более хаотичное расположение автомобилей во дворах, что спровоцировало установку шлагбаумов и ворот на небольших проездах, серьезно усложняющую жизнь граждан и деятельность городских служб.

Не слишком популярными оказались и сопутствующие меры — штрафы за неправильную или неоплаченную парковку и эвакуация машин, которая в некоторые дни приобретает характер эпидемии. На мой взгляд, оба эти нововведения выглядели и выглядят неоправданно жесткими: штрафы в 2014 году были установлены на уровне до 2500 руб. (€50, если считать по средневзвешенному курсу за 2014 год), тогда как в Берлине они составляют €27, а в Париже — €35. За год эвакуации подвергается 200–300 тыс. автомобилей, в то время как в европейских столицах в 20–30 раз меньше. Отмечается также, что в отличие от многих стран в России эвакуацией занимаются в том числе и частные компании, непрозрачные для публики. Оформление штрафов вызывает массу нареканий, а механизм их оспаривания практически отсутствует.

Стоит разделить положительные и отрицательные элементы новой системы и подумать о том, как она может быть реформирована в будущем.

Не заработать, а дисциплинировать

Сам по себе принцип платной парковки — это норма, давно ставшая привычной для большинства современных мегаполисов. Основная ее роль — не фискальная, а дисциплинирующая. Во всех крупных городах плата за парковку и аналогичные сборы не приносят значимой доли бюджетных доходов. В Париже, например, парковка на улицах дает мэрии около €175 млн в год при общих доходах городского бюджета €7,9 млрд в 2014 году. В Лондоне сборы за въезд в центр составили в 2013/14 финансовом году £148 млн, менее 1,5% бюджетных поступлений. В Москве, согласно расчетам РБК, доходы, полученные мэрией с момента организации платной парковки в Москве, составили около 3,5 млрд руб. при выделенных на нее средствах около 16 млрд руб.

Так что не стоит надеяться наполнить городскую казну за счет автомобилистов. Имеет смысл сохранить существующую систему с определенными модификациями.

В условиях кризиса и роста цен важно сохранить тарифы на приемлемом уровне. А может, и понизить их. Парковка в большинстве других мегаполисов сопоставима с ценой «альтернативы», т.е. стоимости общественного транспорта (скажем, билетов на метро). Например, в Вашингтоне она стоит $1,5–2 в час, в центральных районах Парижа — €2–2,5, в Лондоне — до £4,0. Исходя из этого принципа максимальная цена парковки в Москве вряд ли должна быть выше 50 руб./ч, что не будет порождать всеобщего отторжения у граждан. Кроме того, плату можно не взимать не только в воскресные и праздничные дни, но также и по субботам и в периоды меньшей оживленности движения. Нужно максимально продемонстрировать гражданам, что задача системы — не вытягивание денег из их кошельков, а реальное упорядочение движения в городе. Издержки на организацию нормального трафика несопоставимы с капиталовложениями в создание новых развязок и тоннелей, на которые у московских властей вряд ли хватит денег в ближайшие годы.

Сегодня некоторые критики выступают с непримиримых позиций, требуя отставки руководителей транспортного блока и расследования деятельности предприятий, участвующих в проекте. Но это проблему не решит. И более того, общий тренд, взятый мэрией в организации дорожного движения, несмотря на ряд недостатков, вполне соответствует практике, сложившейся в крупнейших мегаполисах мира. Далеко не все проекты Москвы эффективны и финансово прозрачны, но платная парковка и борьба с пробками на этом фоне выглядят не так уж плохо.

Нужна ли полиция на улицах

Борьба с пробками имеет и еще одну составляющую, без которой вряд ли возможны дальнейшие улучшения, — работу дорожной полиции в городе. Сегодня, когда большинство нарушений правил дорожного движения фиксируется на видео, присутствие полицейских на улицах выглядит совершенно излишним: они скорее создают пробки, чем мешают их возникновению. Между тем в большинстве мегаполисов основной функцией дорожных патрулей как раз и является «разгон» пробок в местах и в моменты наиболее интенсивного движения — это хорошо знает каждый, кто пользовался машиной в Париже, Лондоне, Шанхае или Нью-Йорке.

Следующим шагом, способным революционизировать московский трафик, могло бы быть создание московской службы транспортного регулирования. Ее сотрудники заменили бы гаишников на большинстве городских магистралей (за исключением разве что «правительственных» трасс) и препятствовали бы банальному нарушению правил на крупных перекрестках, которые ухудшают дорожную обстановку в городе не менее чем неорганизованные парковки.

Как и везде в крупных городах, в Москве организация платных парковок привела к улучшению ситуации с движением машин. Как и при большинстве бюрократических нововведений в России, она сопровождалась непрозрачными финансовыми схемами и излишним радикализмом. Сегодня есть все условия для мэрии и ее критиков начать диалог друг с другом, пойти на взаимные уступки и начать вырабатывать дальнейшие шаги по постепенному улучшению дорожной ситуации в городе.