Лента новостей
Nestle отозвала в России несколько партий детского питания 22:59, Новость В Боливии задержали бывшего президента Луиса Арсе 22:55, Статья Трамп объявил о задержании «очень большого» танкера у берегов Венесуэлы 22:53, Статья Из-за падения обломков в Воронеже эвакуировали 80 человек 22:52, Новость Что умеет видеоаналитика на производстве и в ретейле 22:46 Поезда на водороде: как технологии меняют транспорт 22:45 Третий деловой центр Москвы: в чем феномен «Южного порта» 22:34 Какие перспективы у российского фондового рынка 22:30 В Белоруссии ограничили доступ к сайтам крупных криптобирж 22:24, Статья Почему Египет импортирует продукты питания 22:23 Сафонов впервые за год сыграет в Лиге чемпионов 22:08, Статья Corriere узнала о давлении Мелони на Зеленского для «болезненных уступок» 22:06, Статья Истина в стекле: как выбрать винные бокалы 22:05 ФРС США снизила ставку до минимума за три года 22:00, Статья Что такое социальная пенсия, кто ее получает, индексация в 2026 году 21:53, Статья ТНТ сохранил Долину в фильме с песней «За деньги — да». Видео 21:46, Статья Это на новый год: куда ездят отдыхать россияне 21:46 При тушении пожара на рынке в Петербурге нашли погибшего 21:45, Новость
Газета
Косметический союз
Газета № 048 (2065) (2003) Общество,
0

Косметический союз

Продавцы моющих средств и косметики создают закупочный альянс
Фото: Коммерсантъ
Фото: Коммерсантъ

Повышение цен поставщиков вынудило девять сетей по продаже бытовой химии и косметики с общим оборотом 34 млрд руб. объединиться в альянс «Дрогери Союз». За счет общих закупок они планируют добиться выгодных цен.

Вместе дешевле

Девять региональных торговых сетей-дрогери, продающих товары повседневного спроса — косметику, парфюмерию, средства гигиены и мелкие товары для дома, — решили объединиться в альянс «Дрогери Союз», чтобы вместе закупать продукцию у поставщиков и начать производство товаров под общими собственными марками.

В союз вошли петербургская «Улыбка радуги» (один из основателей — совладелец «Юлмарта» и бывший председатель совета директоров «Ленты» Дмитрий Костыгин), казанская «Альпари», «Впрок» из Набережных Челнов, архангельский «Шик», самарская «Семь+Я», пермская «Практическая магия», московский «СитиМаркет», «АБК-Новосибирск» и томская АТМ. Совокупный оборот сетей составляет около 34 млрд руб. в год, а общее число магазинов превышает 1350, рассказал РБК соучредитель самарской сети «Семь+Я» и председатель правления «Дрогери Союза» Виталий Неменов.

По данным агентства «INFOLine-Аналитика», крупнейшей сетью дрогери в России является «Магнит-Косметик», у которого 1163 магазина. На втором месте — краснодарский «Санги Стиль» (980 точек), далее идут саратовский «Рубль Бум» (494), московский «Южный двор» (около 400) и крупнейший из участников нового альянса — петербургская «Улыбка радуги» (321).

По словам Калачева, у союза две основные цели. Прежде всего, ретейлеры хотят объединить закупки, чтобы за счет увеличившегося объема добиться более выгодных цен у поставщиков, а в перспективе объединение планирует создать общие собственные торговые марки, которые могут занять на полках этих сетей место раскрученных и более дорогих брендов транснациональных компаний.

Первое заседание союза состоялось в декабре прошлого года, а юридическое оформление альянса намечено на вторую декаду марта 2015 года. По словам Неменова, «Дрогери Союз» будет зарегистрирован как потребительское сообщество (кооператив), в котором у каждой сети будет один пай, равный одному голосу. Эта организационно-правовая форма позволяет в любой момент решением большинства исключить участника, который не выполняет условий соглашения, добавляет директор сети «Впрок» Дмитрий Калачев.

Расчет и закупки предполагается производить через отдельное юрлицо — «дочку» «Дрогери Союза», которая станет общим центром оплаты. Первая консолидированная закупка пройдет уже в конце марта. Дмитрий Калачев уточняет, что схемы оплаты закупок (и размещения заказов на СТМ) могут быть разные: это могут быть отдельные договоры от каждой из сетей-участниц или централизованная закупка через специального оператора — «дочки» «Дрогери Союза», которая будет создана для этих целей.

Если закупки будут производиться централизованно, логистика поставок будет разной в зависимости от категории и поставщика, говорит Дмитрий Калачев. Партнеры рассматривают вариант централизованного логистического центра-склада в районе Санкт-Петербурга или склада в каком-то из регионов присутствия участников — например, недалеко от Набережных Челнов.

Объединение против роста цен

Пойти на объединение региональные сети дрогери вынудил рост закупочных цен из-за девальвации рубля. Рынок non-food в России контролируют транснациональные компании, некоторые из них за последние несколько месяцев уже подняли цену на свою продукцию, в том числе производящуюся в России, более чем на 50%, говорит Виталий Неменов. По словам Дмитрия Калачева, например, подгузники перед новым годом подорожали на 10% (с 853 руб. за упаковку до 937 руб.), а с марта — еще на 40%. Некоторые товары прямого импорта подорожали еще больше, добавляет он.

В начале февраля РБК сообщал, что крупнейший поставщик товаров категории non-food, Procter & Gamble, известил российских оптовиков и ретейлеров о повышении цен на косметику и бытовую химию с марта на 30–50%, объяснив это влиянием глобальной макроэкономической ситуации, в том числе валютными колебаниями. Это подтверждали представители «Дикси» и X5 Retail Group. Предыдущее повышение закупочной цены произошло в конце декабря и составило около 10%. Procter & Gamble тогда не предоставила комментарий.

Для кризисного рынка организация совместных закупок — отличное решение, считает член правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации Анна Дычева-Смирнова: cоздание альянса позволит делать закупки на более выгодных условиях и заказывать private label в больших объемах по меньшей цене. Исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Андрей Карпов оценивает возможную скидку от крупного поставщика для небольшого ретейлера, вступившего в закупочный союз, в среднем до 10%. Кроме скидки за счет больших объемов союзу, скорее всего, будут предоставлять отсрочку по платежам, чего нет при небольших закупках, добавляет он. Интерес поставщика еще и в том, чтобы вместо нескольких договоров был единый — так он сможет экономить на издержках, добавляет Карпов.

Поставщики бытовой химии и парфюмерии не стали официально комментировать перспективы работы с новым закупочным альянсом. «Если это будет действительно консолидированный союз, у которого будет единый менеджмент и который будет делать единый заказ, то это было бы интересно для поставщиков», — считает менеджер по эффективности продаж одной из крупнейших международных компаний — производителей косметики. Впрочем, по его словам, рассчитывать на дополнительную скидку больше 1–3% при консолидированных закупках ретейлерам не стоит. Если поставки при этом придется согласовывать отдельно с каждой сетью, вряд ли уместно будет говорить о скидках, предупреждает он.

Гендиректор компании «Улыбка радуги» Алексей Баулин говорит, что его компания, крупнейший участник союза, и не ожидает серьезной скидки на производство СТМ или на закупочную цену у транснациональных компаний. Правда, Баулин добавляет, что такая схема будет интересна для партнеров сети, работающих по франшизе.

Анна Дычева-Смирнова отмечает, что на рынке non-food ретейла до сих пор не было подобных объединений и предупреждает, что у участников альянса могут возникнуть сложности. «Не все компании готовы подойти к этому вопросу с практической точки зрения. Часто участники начинают играть каждый в своих интересах», — отмечает она. Потенциально альянс — эффективный способ добиваться скидок и льготных условий от поставщиков, но вопрос в том, как сети смогут договориться внутри — объемы закупок у них неравнозначные, и это может быть ощутимым препятствием, соглашается Андрей Карпов из АКОРТ.