Лента новостей
В Запорожье восстановили пропавшее из-за непогоды электроснабжение 22:05, Новость Истина в стекле: как выбрать винные бокалы 22:05 Сын Трампа допустил, что его отец выйдет из мирного процесса по Украине 22:00, Статья Ферстаппен фразой «не так уж и плохо» оценил второе место в «Формуле-1» 21:59, Статья Это на новый год: куда ездят отдыхать россияне 21:46 Welt узнала о жалобах Мерца из-за слов «маленький нацист» и «пьяница» 21:41, Новость Три истории из 2027 года: чем удивит многозадачный курорт на берегу реки 21:40 В Сочи на несколько минут объявили опасность БПЛА 21:40, Новость Глава JPMorgan рассказал о рисках для США из-за «слабой» Европы 21:31, Статья Как малый бизнес превращает операционку в стратегическое преимущество 21:23 Сверхсекретная база времен холодной войны: что посетить в Крыму 21:23 Почему HR-автоматизация становится ключом к устойчивости бизнеса 21:23 Выгода — не только деньги: какими стали современные банки для бизнеса 21:19 Без компромиссов: как мобильное ателье BML меняет мужской шопинг 21:05 «Краснодар» победил ЦСКА и третий раз подряд завершил год лидером РПЛ 20:59, Статья «Балтика» без Талалаева победила «Крылья Советов» 20:56, Статья Умер актер из «Реальных пацанов» Дмитрий Красильников 20:51, Новость Как понять реальную доходность инвестиций с учетом инфляции 20:51
Газета
Минус 2% бюджета
Газета № 037 (2054) (0403) Общество,
0

Минус 2% бюджета

Кто выиграл и кто проиграл от сокращения госрасходов
Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

Секвестр бюджета на 2015 год в разной степени затронул интересы министерств и ведомств. В числе проигравших Росавиация и Минприроды. А МИД из-за девальвации рубля получит на 32,6% больше.

Во вторник Минфин опубликовал на портале regulation.gov.ru проект изменений в федеральный бюджет на 2015 год. Общее сокращение расходов оценивается чуть более чем в 1 трлн руб. Но дополнительные траты, связанные с обесцениванием рубля и необходимостью проиндексировать выплаты пенсионерам и военнослужащим на уровень фактической инфляции, смазали эффект от секвестра. В результате общие расходы уменьшатся всего на 298 млрд руб.

Сокращение нельзя назвать равномерным (ранее предполагалось линейное сокращение расходов на 10%). Ведомства теряли деньги явно пропорционально своим лоббистским возможностям. Министр финансов Антон Силуанов, представляя основные параметры бюджета 2 марта, говорил, что в бюджете силовики занимают до 40% всех расходов. Еще около 35%, по его словам, – это социальный блок и дотации Пенсионному фонду. «Поэтому особо сильно здесь не разбежишься», – признался он. Выросший курс доллара потребовал даже увеличивать расходы МИДа и Минфина, связанные с внешними обязательствами. Доходы МИДа поэтому выросли на 32,6%, Минфина – на 7%.

Расходы ФСБ в 2015 году сократятся только на 2,9%, расходы Минобороны – на 3,7%. В целом секвестр 2015 года не превысил 2%. Основное сокращение расходов Минфин переносит на 2016–2017 годы, причем в наиболее жесткой форме – в 2017 году, поскольку в 2016 году министерство согласно потратить из Резервного фонда на расходы 1,16 трлн руб.

Доходы в новой редакции бюджета-2015 сокращаются куда значительнее, чем расходы, – на 2,6 трлн руб.: с 15 трлн до 12,5 трлн руб. Возникающую из-за этого дыру в бюджете в 2,76 трлн руб. (3,8% ВВП) Минфин намерен закрывать деньгами Резервного фонда. В результате к 2017 году в фонде останется всего 519 млрд руб. Наполняться вновь он будет только в том случае, если цена нефти отрастет до $70 за баррель.

Силуанов не скрывает, что более радикальное сокращение расходов и тем более их неувеличение станет возможным только после исчерпания резервов. Пока бюджетные проектировки это не показывают. Минфин предлагает зафиксировать такой курс прежде всего в основных направлениях деятельности правительства (ОНДП), которые в понедельник рассматривали на совещании у премьера Дмитрия Медведева.

В ОНДП Силуанов предлагает зафиксировать отказ от пропорционального секвестра, который с трудом соблюдается и в 2015 году. Вместо этого предлагается перейти «к осмысленному выбору приоритетов, сокращению статей бюджета с учетом оценки их макро­экономического эффекта», говорится в проекте документа, с которым удалось ознакомиться РБК.

По логике Минфина средства Резервного фонда можно использовать только для смягчения бюджетного маневра, который позволит отойти от сложившейся в последние годы практики, когда постоянный рост расходов составлял около 1 трлн руб. в год. Идея, которая должна быть распространена на весь трехлетний бюджетный цикл, – заморозить расходы на уровне 2015 года (чуть более 15 трлн руб.).

Одна из главных целей проекта ОНДП – добиться бездефицитного бюджета к 2017 году. Силуанов настаивает на том, что в течение трех лет необходимо провести структурные реформы, они позволят снизить расходы, «которые мы потянуть не сможем». Предлагается оптимизировать социальные обязательства, провести пенсионную реформу и корректировать расходы на бюджетников так, чтобы зарплаты росли с учетом роста производительности труда.

Проект поправок в текущий бюджет правительство намерено утвердить уже 5 марта. Изменение ОНДП запланировано на 20 марта, только после этого Минфин начнет формировать подходы к правилам бюджета на 2016 и 2017 годы.