Лента новостей
Politico рассказала о «благе или проклятии» для правых в ЕС из-за Трампа 10:44, Статья Как меняется рынок российской кибербезопасности 10:44 Шойгу предупредил о «зародышах НАТО» на Востоке 10:43, Новость Топ-менеджеры в изоляции: как кабинетная жизнь подрывает бизнес 10:40, Статья В СВР прокомментировали слова Буданова об украинской «прослушке Кремля» 10:37, Новость Лавров заявил о наращивании Трампом санкций против России 10:36, Статья 85% изображений используют без согласия автора. Как защитить свои права 10:35, Статья Гол и две передачи Грицюка помогли «Нью-Джерси» обыграть «Оттаву» 10:35, Статья Минобороны сообщило об уничтожении 12 украинских дронов за утро 10:33, Новость Тест для инвестора: готовы ли вы к облигациям 10:30 Посол Франции рассказал, что занимается русским языком дважды в неделю 10:30, Новость Какие платформы на основе ИИ помогают инвесторам находить стратегии 10:30 АвтоВАЗ назвал срок возвращения к пятидневной рабочей неделе 10:29, Новость Что такое страховая пенсия: размер в 2026 году и формула расчета 10:26, Статья Южная Корея выразила протест России и КНР после воздушного патрулирования 10:23, Статья Кучеров вошел в топ-5 лучших российских бомбардиров в истории НХЛ 10:15, Статья Ямаль обошел Мбаппе и установил новый рекорд в Лиге чемпионов 10:11, Статья Каких результатов добиваются компании с помощью технологий 10:03
Газета
Эхо санкций
Газета № 032 (2049) (2502) Общество,
0

Эхо санкций

Какие причины увеличивают риски для инвесторов в Средней Азии

Риски для иностранных инвесторов возрастают во всех странах Средней Азии, фиксирует исследование Minchenko Consulting. Среди причин: санкционная война между Россией и Западом и рост исламского экстремизма.

Наиболее благоприятной страной для иностранных инвестиций в Средней Азии является Казахстан, за ним следуют Туркмения, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан, говорится в докладе «Оценка политических рисков для зарубежных инвесторов в странах Средней Азии» за 2014 год, подготовленном коммуникационным холдингом Minchenko Consulting. Исследование будет представлено публике в среду.

В такой же последовательности страны стояли и в прошлогоднем рейтинге холдинга, но за прошедший год риски для внешних инвесторов возросли: регион оказался затронут войной санкций между Россией и Западом, началось падение цен на сырье, представляет опасность и экспансия террористической группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ).

Авторитарная и клановая угрозы

В числе ключевых рисков в Средней Азии авторы доклада называют авторитарный характер режимов и непубличность политики. Эти режимы подвержены высокой коррупции, риску усиления влияния на «первое лицо» внутренних и внешних игроков. В меньшей степени эти риски проявляются в Казахстане, в основном они характерны для Узбекистана и Таджикистана. Нестабильность институциональной среды может быть большим препятствием для успешных иностранных инвестиций, чем непрозрачность авторитарных режимов, считают авторы доклада.

В Казахстане по сравнению с другими странами региона установился устойчивый баланс между различными внутриэлитными группами. Под руководством президента Нурсултана Назарбаева страна пошла дальше по пути политической модернизации. Возвращение на премьерский пост Карима Масимова весной 2014 года показало укрепление позиций последнего и подтвердило, что у Назарбаева короткая скамья кадровых запасных.

Достаточно устойчивой к кризисам авторы доклада считают Туркмению, где полнота власти находится у президента Гурбангулы Бердымухамедова. Консолидации власти способствуют сверхдоходы от углеводородов, отсутствие исламистских угроз, отказ от одиозных проявлений культа личности времен Туркменбаши.

Менее стабильной представляется ситуация в Узбекистане, где в марте пройдут президентский выборы. В стране продолжается внутриэлитный политический кризис, связанный с ожиданиями неизбежной передачи власти 77-летним президентом Исламом Каримовым. Год назад разгорелся публичный конфликт между дочерью президента Гульнарой Каримовой и главой органов госбезопасности Узбекистана Рустамом Иноятовым. Возникшие в Узбекистане проблемы у российской компании «Евроцемент» расцениваются некоторыми экспертами как часть продолжающейся атаки на дочь президента, указано в докладе.

В Таджикистане контроль и управление страной сконцентрированы в руках президента Эмомали Рахмона и его ближайшего круга, режим стабилизирует угроза со стороны Узбекистана и страх перед повторением гражданской войны первой половины 1990-х. Киргизию, единственную парламентскую республику в регионе, в докладе описывают как страну, находящуюся на грани «несостоявшегося государства», государственность которой расшаталась в результате двух революций в 2005 и 2010 годах.

Внешние угрозы: экстремисты, Россия и Китай

Санкции, введенные Западом в отношении России, косвенно ударили и по странам Средней Азии, признается в докладе. По оценкам МВФ, потери стран региона в результате побочных эффектов санкций составят 1–1,5% роста ВВП, снизив последний с 7 до 5,5%. Негативным фактором представляется возвращение в регион трудовых мигрантов из России: на родине они вряд ли найдут работу и могут стать рекрутами для ИГИЛ и других экстремистов. Наиболее сильно подвержен риску экономического спада в связи с ситуацией в России Таджикистан, где до 50% ВВП страны приходится на денежные переводы трудовых мигрантов из-за рубежа.

Наиболее приспособленным к внешним рискам авторы называют Казахстан, а главным козырем Астаны – проведение эффективной многовекторной внешней политики.

В Узбекистане авторы доклада фиксируют большой потенциал усиления внутренних рисков внешними – соседством с Афганистаном. Такая же угроза стоит перед Таджикистаном. Киргизия за прошедший год частично смягчила свои внешние риски, приблизившись к вступлению в Евразийский экономический союз.

По мнению директора казахстанской Группы оценки рисков Досыма Сатпаева, правительство Казахстана еще в прошлом году приняло серьезные изменения в инвестиционном законодательстве. В Казахстане сохраняются проблемы с гарантиями на собственность для иностранцев, но у крупных компаний есть возможности защищаться, в других странах региона у них таких прав практически нет, к тому же Казахстан последние два десятилетия целенаправленно проводил политику по привлечению иностранных инвестиций сначала в добывающие отрасли, а теперь и в инновационные, говорит Сатпаев. Туркменистан, по его словам, никому понравиться не хочет, в Узбекистане экономика командно-административная, а экономики Киргизии и Таджикистана традиционно менее привлекательны.

Инвестиционный климат будет ухудшаться в силу внешних факторов, прогнозирует Евгений Минченко, президент коммуникационного холдинга. На первое место он ставит угрозу исламского экстремизма, а влияние конфликта России с Западом – на второе, создаваемые механизмы евразийской интеграции могут помочь в минимизации ущерба, указывает Минченко.

Угроза ИГИЛ и других экстремистских группировок преувеличена, не согласен эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов. Долгое время угроза исходила от базировавшегося в Афганистане движения «Талибан», однако она явным образом не повлияла на уровень иностранных инвестиций. Основными рисками он считает падение цен на нефть, не связанное с отношениями России и Запада, снижение темпов роста в Китае.