Лента новостей
Габулов назвал тренера Федотова главной проблемой ЦСКА 18:27, Статья «В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии 18:22, Статья Баскетболистка Грайнер рассказала о мыслях о суициде в российской тюрьме 18:06, Статья Байден подписал закон о новом пакете военной помощи Украине 18:04, Статья Ефимов сообщил итоги торгов на редевелопмент участка в Фили-Давыдково 18:04, Новость «Динамо» с трудом обыграло «Оренбург» в матче чемпионата России 17:53, Статья В Херсонской области объявили ракетную опасность 17:52, Новость Bloomberg узнал о желании Макрона найти замену фон дер Ляйен 17:51, Новость В Московской области объявили «желтый» уровень погодной опасности 17:51, Новость «Дочка» РЖД запустит поезд с вагоном-спа и сауной 17:45, Новость Turkish Airlines предложила россиянам аннулировать билеты в Мексику 17:44, Статья Посольство узнало условия возвращения моряка с задержанного Ираном судна 17:33, Новость Адвокат раскрыл суть обвинений против замглавы Минобороны Иванова 17:29, Статья Полиция задержала в Иваново мужчину, угрожавшего прохожим пистолетом 17:26, Новость Беглов показал видео с проектом станции ВСМ в Петербурге 17:20, Новость Тяжесть в ногах из-за варикоза: когда нужна операция 17:15, Статья Запуск спотовых ETF на базе Ethereum снова отложат. Что изменилось 17:09, Статья Разбит автобус, четверо пострадали: в центре Лондона сбежали две лошади 17:08, Новость
Газета
Свои вагоны не нужны
Газета № 018 (2035) (0402) Общество,
0

Свои вагоны не нужны

РЖД продает 25% в «Трансмашхолдинге»
Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

РЖД продают 25-процентную долю в своем крупнейшем поставщике локомотивов и пассажирских вагонов – «Трансмашхолдинге». Монополия хочет выручить 13 млрд руб. за долю, которую сегодня иметь «неправильно с рыночной точки зрения», считает Владимир Якунин.

«Российские железные дороги» хотят продать 25% голландской компании The Breakers Investments, единственного акционера «Трансмашхолдинга». Такое решение принял совет директоров РЖД 2 февраля, заявил президент монополии Владимир Якунин. «На рынке появились другие производители подвижного состава, поэтому неправильно с рыночной точки зрения, что РЖД имеют миноритарную долю в одном из них», – объяснил РБК принятое решение Якунин.

Он оценивает долю РЖД в The Breakers Investments в 13 млрд руб., сообщил он агентству ТАСС. По словам Якунина, он уже получил официальное письмо от остальных акционеров голландской структуры, заинтересованных в покупке доли РЖД. Оставшиеся доли в ней принадлежат Искандеру Махмудову, Андрею Бокареву, их партнерам и французской Alstom (25%).​

В решении о продаже доли в ТМХ нет никакого конфликта с остальными акционерами, сказал РБК председатель совета директоров РЖД Кирилл Андросов. Монополия входила в этот актив, чтобы получить гарантированную поставку локомотивов, сейчас он сам работает стабильно, сказал Андросов. «По логике реформы РЖД мы выходим из всех конкурентных компаний: как из перевозчиков, так и из производителей. Компании сейчас необходим капитал из-за тяжелой экономической ситуации, чтобы финансировать свою программу капитальных вложений», – заявил Андросов. Он добавил, что РЖД неизбежно останутся крупным заказчиком ТМХ.

Представитель «Трансмашхолдинга» отказался от комментариев, сказав, что отношения между акционерами не касаются бизнеса компании. Близкий к компании источник и собеседник, близкий к Якунину, не исключают, что Махмудов и Бокарев могут выкупить долю РЖД. От подробных комментариев он отказался. Представитель Alstom не ответил на запрос РБК.

РЖД в условиях кризиса нужны деньги, поэтому руководство компании решило избавиться от актива, на который не оказывает большого влияния, объясняет близкий к монополии источник. Этот пакет был финансовым вложением, настало время его продать, утверждает он. Процедура продажи и переговоры с потенциальными покупателями займут несколько месяцев, никто не рассчитывает, что РЖД завтра получат всю сумму, добавляет источник. Это не внезапное решение, оно обсуждалось, в том числе с остальными акционерами ТМХ, с середины прошлого года. Это не означает, что ТМХ перестанет получать заказы РЖД, холдинг – слишком крупный производитель и монополист по некоторым видам продукции, говорит близкий к РЖД источник.

В 2007 году, когда монополия решила стать за 9 млрд руб. совладельцем молодого российского машиностроительного холдинга, собранного из вагонных и локомотивных заводов Андреем Бокаревым и Искандером Махмудовым, глава РЖД говорил совсем по-другому. РЖД получают компанию «с передовыми технологиями», собираются «локализовать производство в России и потом с большой выгодой ее продать», говорил Якунин (цитата по Интерфаксу). О том, что этот момент наступил, Якунин объявил в ноябре 2014 года, но уже в декабре говорил в интервью каналу «Вести-24», что «на таком рынке что-либо продавать маловыгодно».

Упала загрузка

С начала года заводы ТМХ сидят без заказов от своего основного партнера – РЖД. Так, у Тверского вагоностроительного завода пока подтвержден только заказ на 25 пассажирских вагонов для Федеральной пассажирской компании, то есть всего 2% от его мощности, рассказал РБК близкий к заводу источник. На прошлой неделе ТМХ объявил о приостановке работы Новочеркасского электровозостроительного завода с 1 февраля из-за отсутствия подтвержденного заказа РЖД на этот год. Его сотрудники отправлены в простой. ТМХ вообще может уволить в этом году несколько тысяч сотрудников, говорит близкий к компании источник. Представители ТМХ и РЖД это не комментируют.

У РЖД нет денег на инвестиционную программу, поскольку Министерство финансов задерживает выкуп инфраструктурных облигаций на 100 млрд руб., из которых монополия и должна расплачиваться с поставщиками, объяснили РБК два источника, близких к обеим сторонам. По словам близкого к РЖД источника, монополия рассчитывает подтвердить заказы поставщикам с 1 апреля.

Выехали на локомотивах

Собирать активы для «Трансмашхолдинга» совладельцы Уральской горно-металлургической компании Искандер Махмудов и его партнер Андрей Бокарев начали в 2002 году, скупая вагоностроительные и локомотивные заводы. Сейчас в составе холдинга 17 предприятий. Они производят электровозы, тепловозы, пассажирские вагоны и подвижной состав для метрополитена. В 2007 году совладельцем холдинга стали РЖД и французская Alstom, выкупившие пакеты акций по 25% каждая. Еще одним миноритарием The Breakers Investments был Максим Ликсутов. Он продал свою 8-процентную долю Махмудову, Бокареву и менеджерам компании в 2012 году, став вице-мэром Москвы, отвечающим за развитие транспортного комплекса.

ТМХ – самый крупный поставщик подвижного состава для РЖД и ее пассажирских «дочек». В частности, у холдинга есть контракт с монополией на поставку 1008 тепловозов и электровозов на 2015–2017 годы. Только за прошлый год железные дороги купили у «Трансмашхолдинга» 660 локомотивов на 76,5 млрд руб. По данным Forbes, около 70% продукции «Трансмашхолдинг» поставляет РЖД, на $2–3 млрд в год. Всего же с 2008 по 2012 год «Трансмашхолдинг» освоил 370 млрд руб. средств бюджета и госмонополий (включая метрополитены), писал журнал.

В рейтинге Forbes за 2014 год Махмудов занимает 23-е место, его состояние оценивается в $6,1 млрд, состояние Бокарева (65-е место) – $1,5 млрд.

В конце ноября Бокарев побывал на встрече с президентом Владимиром Путиным, на которой признал, что у его холдинга «есть проблемы с текущим финансированием». «И вагоны метро, и электропоезда для пригородного сообщения связаны с тарифной политикой, а поскольку (ее) направление у всех этих субъектов связано с сохранением стоимости билетов, то понятно, что уровень финансирования, который мы сегодня должны получать, имеет определенное ограничение в процентной ставке», – говорил Бокарев Путину (цитата по kremlin.ru). Совладелец холдинга попросил президента о выделении субсидий на компенсацию части процентной ставки по кредитам.

Уголь и «Аэроэкспресс»

Помимо ТМХ, Искандер Махмудов является контролирующим акционером УГМК, объединяющей около 50 предприятий в горнодобывающей отрасли и цветной металлургии. Махмудов и Бокарев совместно владеют 13% транспортной ООО «Трансойл» и являются собственниками ООО «Московская пассажирская компания». Махмудову также принадлежит 17,5% ООО «Аэроэкспресс» (выручка в 2013 году, по данным СПАРК, – 5,3 млрд руб., чистая прибыль – 634,8 млн руб.).