Лента новостей
Минтранс Казахстана представил отчет по причинам крушения самолета AZAL 17:07, Статья Чем известна певица Лариса Долина и почему ее выселили из квартиры 17:05 В Госдуму внесли законопроект о создании игорной зоны в республике Алтай 17:01, Статья Прервал цикличность. Как менялась цена биткоина за 10 лет в Рождество 17:00, Статья Суд принял решение выселить Ларису Долину 16:57, Статья Американец выиграл более $1,8 млрд в лотерею 16:47, Статья Дума Тольятти лишила депутата должности после видео о «сильном паспорте» 16:47, Новость Захарова осудила задержание россиянина в Латвии 16:44, Новость Как развивается рынок финансовых приложений 16:39 Роскомнадзор заявил, что не ограничивал стриминговый сервис Twitch 16:39, Новость Долина согласилась выселиться из квартиры на январских праздниках 16:37, Статья Правительство предложило расширить практику научно-производственных рот 16:35, Новость Как развитие ИИ формирует новые требования к контакт-центрам 16:31 В столице наградили победителей финансовой игры «Мы Считаем» 16:28 Долина и Лурье не пришли на заседание по выселению певицы из квартиры 16:24, Новость Без лишнего шума: почему набирают популярность ретейл-медиа 16:23 Обвинение запросило для Удальцова семь лет колонии строгого режима 16:20, Статья МИД призвал россиян воздержаться от поездок в Германию 16:16, Статья
Газета
«Ашан» выходит в Таджикистан
Газета № 015 (2032) (3001) Общество,
0

«Ашан» выходит в Таджикистан

Российское подразделение торговой сети открывает первую франшизу в СНГ
Фото: Даниил Томилов/РБК
Фото: Даниил Томилов/РБК

Российская «дочка» французского ретейлера Auchan объявила о заключении договора с франчайзи, который откроет гипермаркет в Таджикистане. ЕБРР стал совладельцем проекта и предоставил на строительство €5 млн

Французы в Душанбе

Открывать гипермаркеты «Ашан» в Таджикистане по лицензии будет давний партнер французского ретейлера – компания Schiever, франчайзи во Франции и Польше. Первый гипермаркет с торговой площадью 5 тыс. кв. м откроется уже в 2015 году в таджикской столице Душанбе. Это будет первый магазин такого формата в истории республики, где значительная доля торговли до сих пор приходится на открытые розничные рынки и небольшие магазины. «В случае успеха предприятия в течение пяти лет будут открыты по франшизе еще несколько гипермаркетов» в стране, говорится в сообщении «Ашан Россия». Условия франшизы, в том числе стоимость, не раскрываются.

По словам исполнительного директора Российской ассоциации франчайзинга Юрия Михайличенко, роялти может составить порядка 3–7% от выручки. Если говорить вообще о крупных компаниях, то, например, входная франшиза на страну от McDonald’s составляет порядка $2 млн, утверждает он.

Еще в мае 2014-го таджикские СМИ со ссылкой на главу администрации Согдийской области (находится на севере Таджикистана, на границе с Узбекистаном) Абдурахмона Кодири, сообщили, что чиновник провел успешные переговоры с представителями совета директоров Auchan. Тогда речь шла о строительстве гипермаркета в областном городе Худжанда, а также о поставках таджикской сельхозпродукции в магазины ретейлера, расположенных в других странах.

Кредит на строительство первого гипермаркета предоставил Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Банк выделил €5 млн непосредственно на возведение здания, получил миноритарный пакет в компании-франчайзи «Шивер-Таджикистан» и обещал предоставить долгосрочную кредитную линию для дальнейшего развития на этом рынке. По словам президента ЕБРР Сумы Чакрабарти, этот проект станет крупнейшей корпоративной инвестицией банка в среднеазиатской стране.

Часть продукции в таджикские магазины будет завозиться из России, со склада «Ашана» в Новосибирске. Главным образом это будут собственные торговые марки (СТМ) ретейлера. По словам директора по франшизе «Ашан Россия» Эммануэля Тезье, сейчас в ассортименте российских магазинов группы – более 2,5 тыс. выпущенных в России СТМ-товаров. «Также мы разослали письма нашим поставщикам с предложением по сотрудничеству в Таджикистане», – рассказал Тезье.

В пресс-службе «Ашан Россия» заявили, что запуск проекта в Средней Азии не означает, что компания ищет альтернативные России рынки для дальнейшего развития. «Приоритетом остается развитие в России. Сегодня компания представлена в 30 городах, и мы планируем дальнейшее расширение», – заявила РБК представитель компании Мария Курносова.

Рынок по соседству

В рейтинге Doing business (оценивает привлекательность страны для ведения предпринимательской деятельности на основе 11 индикаторов), составленном Всемирным банком, Таджикистан в 2014 году занял 166-е место в списке 189 стран – худшее место среди всех государств СНГ. В исследовании Deutsche Bank, посвященном экономикам стран СНГ, Таджикистан называется «беднейшей страной бывшего СССР». «Страна является крупнейшим в мире получателем денежных переводов, – отмечается в исследовании. – Денежные переводы, приходящие в Таджикистан, эквивалентны 50% ВВП страны. В случае ухудшения экономической ситуации в России, где работают много таджикских граждан, есть риск сокращения этих денежных поступлений и снижения доходов населения».

«Еще недавно рынок в странах, подобных Таджикистану, был не очень привлекателен с маркетинговой точки зрения для глобальных компаний, однако после падения рубля и последних событий в экономике он стал гораздо более интересным для них», – предполагает Михайличенко. «Таджикистан – не такой большой рынок сбыта, но сейчас, когда рубль девальвируется и продажи внутри страны падают, выход на новые рынки особенно привлекателен», – согласен гендиректор «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров.

Ранее из российских ретейлеров только «Техносила» пробовала выходить на таджикский рынок через франшизу. В 2007 году партнер российского торговца бытовой техникой и электроникой отрыл магазин «Техносила» в Душанбе – он работает до сих пор. На запрос РБК пресс-служба «Техносилы» не ответила.

Обычно крупные транснациональные компании, выходя на новый рынок, предоставляют своим «дочкам» или владельцам франшиз лицензии не на одну страну, а на целый регион, говорит Михайличенко: Россия обычно входит в группу «Россия и СНГ» или «Восточная Европа и СНГ».