Лента новостей
Пять человек погибли от отравления угарным газом в Челябинской области 10:22, Общество «Роскосмос» создаст удобный для космических туристов корабль «Союз» 10:15, Общество Кремль не увидел ведущих к саммиту «нормандской четверки» шагов Украины 10:12, Политика Как власти США смогли вызвать резкое снижение стоимости Bitcoin 10:12, Крипто Саймон Синек: «Большинство руководителей вредят своим компаниям» 10:07, Бизнес И себе, и людям: как благотворительность влияет на продажи товаров 10:06, PRO Чемпион НБА выиграл первый матч нового сезона 10:05, Спорт Сможете ли вы открыть бизнес. Тест 10:01, РБК и HUAWEI Россияне стали обращать меньше внимания на цены продуктов в магазинах 10:00, Бизнес Глава X5 Retail Group — РБК: «Покупатель стал зарабатывать меньше» 10:00, Интервью Зеленский заявил о выполнении Киевом обязательств по нормандскому формату 09:51, Политика На вечном топливе: как прошло ралли прототипов на солнечных батареях 09:44, Зеленая экономика  Кремль обвинил США в предательстве курдов в Сирии 09:40, Политика СМИ узнали имя соперника Волкова по бою на турнире UFC в Москве 09:37, Спорт Нобелевский лауреат назвал мифом пользу для экономики от снижения налогов 09:33, Экономика Не только центр: где живут московские экспаты 09:32, РБК и Элитная недвижимость Роскачество нашло опасные микроорганизмы и плесень в ромашковом чае 09:18, Общество Tesla, нефть, Microsoft: за какими котировками следить сегодня 09:12, Quote Коварство принтера: как бороться с промышленным шпионажем и хакерами 09:12, PRO Посольство России запросило у Госдепа информацию о задержании Билалова 09:05, Политика Ведущая «Жить здорово» Елена Малышева попала в больницу 09:03, Общество Что делать, если работа с документами отнимает кучу времени. Карточки 09:03, РБК и Xerox Макгрегор предсказал победу Нурмагомедова в возможном бою с Фергюсоном 08:58, Спорт Lonely Planet назвал топ-10 мест для путешествий в 2020 году 08:55, Общество Границы возможного: чем искусственный интеллект отличается от аналитика 08:33, Партнерский материал Временные дамбы построили в районе происшествия с золотодобытчиками 08:10, Общество Шайба и передача Овечкина помогли «Вашингтону» обыграть «Калгари» 08:04, Спорт Дышите. Не дышите: главные вопросы о кризисе на рынке вейпов — Bloomberg 07:53, PRO
Газета
Письмо на 20 миллиардов
Газета № 012 (2029) (2701) Общество,
0
Письмо на 20 миллиардов
Премьера Дмитрия Медведева просят вернуть льготные автокредиты
Фото: AP

Автодилеры попросили у государства 20 млрд руб. на возобновление программы льготного автокредитования. Без этих денег продажи автомобилей в России в 2015 году могут упасть на 30%. На столько же сократится численность автодилеров.

Письмо премьеру

Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) направила письмо (есть в распоряжении РБК) премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой поддержать авторынок за счет субсидирования процентной ставки по кредитам на покупку машины. На эти цели РОАД попросила у государства 20 млрд руб. на 2015 год, или 10 млрд руб. на первое полугодие.

По базовому прогнозу Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2015 году продажи автомобилей в России снизятся на 24%, до 1,89 млн штук. Без поддержки сегмента автокредитования в текущем году авторынок упадет еще сильнее – на 28–30%, пишет РОАД. По оценке ассоциации, это приведет к сокращению ВВП страны на 0,5%.

Текущая банковская ставка составляет в среднем 23%, а для устойчивого спроса на автокредиты она должна быть не больше 15%, говорится в письме. С такой ставкой будет реализовано 30% от годовых продаж автомобилей, или 620–680 тыс. машин. Без гос­поддержки доля автокредитов может «упасть в разы», уточняет президент РОАД Владимир Моженков.

В прошлом году при ставке 13% в кредит было продано менее 40% автомобилей против 45% в 2013 году при ставке 9%, подсчитало Национальное бюро кредитных историй. С 2007 по 2012 год доля кредитных автомобилей составляла 30–35%, кроме 2009 года – 26%. В январе уровень продаж в кредит снизился до 8% против 35% годом ранее. Дилеры добавляют, что январские продажи оказались ниже прошлогодних примерно на 60%.

Если государство не пойдет навстречу дилерам, из них в 2015 году с рынка может уйти 30–35%, говорит Моженков: «Исторически, при падении продаж на тысячу автомобилей, закрывается один дилерский центр, и наоборот». По его мнению, именно автокредитование является двигателем рынка автомобилей.

РОАД также предлагает разрешить использовать материнский капитал на покупку автомобиля, а также выделить финансирование на обновление автопарка фермеров, предпринимателей и сельских работников.

В декабре 2014 года Дмитрий Медведев поручил профильным ведомствам проработать вопрос возобновления программы льготного кредитования до 5 февраля. Но уже в январе глава Минпромторга Денис Мантуров высказался против возвращения данного механизма господдержки. В Минфине от комментариев отказались, в Мин­экономразвития на запрос не ответили.

Опыт 2013 года

Программа льготного автокредитования уже действовала в 2013 году. Минпромторг тогда компенсировал 75% от ключевой ставки Центробанка для покупателей автомобилей отечественного производства. Тогда ставка ЦБ была 8% (сейчас – 17%). Всего по программе было выдано 280 тыс. льготных кредитов, совокупная поддержка государства составила 8,6 млрд руб. РОАД отмечает, что программа принесла бюджету в виде налогов 28 млрд руб. Программу предполагалось продлить до апреля 2014 года, но государство сочло это нецелесообразным.

По словам директора департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга Александра Морозова, в 2013 году государство субсидировало примерно 6% от базовой ставки банка, это 30–50% от эффективной ставки. «К ноябрю банки повысили базовые ставки с 12 до 18%, фактически отменив скидку от государства. Программа перестала быть выгодной для покупателя», – пояснил Морозов.

Государство продолжает поддерживать спрос на автомобили через программу утилизации. В 2014 году на нее было выделено 10 млрд руб., еще 20 млрд руб. предлагается направить в 2015 году. «Программа обновления автопарка, в плане поддержки спроса, – более эффективный механизм. По ней покупатель получает прямую выгоду. Наконец, бюджетная эффективность программы обновления автопарка сегодня выше: на каждый вложенный рубль государству возвращается более четверти», – добавил Морозов.

Льгота на автокредиты эффективна при банковской ставке 12–14%, говорит Андрей Рожков из ИФК «Метрополь», на текущих уровнях скидка от государства не сильно повысит привлекательность займов. По мнению аналитика, программа утилизации наиболее эффективна, чем предложения РОАД, но и она не решает фундаментальных проблем авторынка – падения спроса на фоне замедления экономики и падения доходов населения.