Лента новостей
Reuters узнал о споре в США по поводу соблюдения Израилем прав человека 02:53, Статья «РИА Новости» узнало детали о 12-м фигуранте дела о теракте в «Крокусе» 02:53, Новость Стал известен победитель 12 сезона шоу «Голос» 02:31, Новость В ООН заявили о гибели в Газе большего числа детей, чем в мире за 4 года 01:55, Статья В ДНР упразднят министерство информации 01:44, Новость Участников «Коррозии металла» задержали на концерте в Нижнем Новгороде 01:17, Статья Одна из крупнейших колониальных держав отказалась выплачивать репарации 01:17, Статья В Брянской области сбили еще два украинских беспилотника 00:52, Новость Силы ПВО сбили семь украинских дронов в Брянской области 00:09, Новость «Ъ» узнал, что следователи начали вербовать фигурантов на спецоперацию 00:05, Статья Макрон предложил Европе начать дискуссию о собственном ядерном оружии 27 апр, 23:59, Статья В двух регионах ввели режим опасности атаки дронов 27 апр, 23:39, Новость В Волгограде пенсионерка организовала финансовую пирамиду на ₽1 млрд 27 апр, 23:31, Статья В Киевской и Харьковской областях прогремели взрывы 27 апр, 23:05, Статья Юристы оценили идею дать следователям право на приостановку переводов 27 апр, 23:04, Новость Старовойт сообщил об ударах России в ответ на обстрелы Курской области 27 апр, 22:41, Новость МИД объяснил задержки при проверке иностранцев на границе 27 апр, 22:40, Новость В Турции полицейский открыл стрельбу в участке и ранил двух коллег 27 апр, 22:28, Статья
Газета
Кризис важнее Донбасса
Газета № 239 (2014) (2312) //3587 Общество,
0

Кризис важнее Донбасса

Россияне пересмотрели приоритеты
Фото: Мария Ионова-Грибина
Фото: Мария Ионова-Грибина

Россияне ощутили экономический кризис, свидетельствуют опросы, проведенные GfK и Synovate Comcon. Рост цен и девальвация рубля в четвертом квартале впервые за последние месяцы оказались для них более значимыми, чем военные действия на Украине. Растущий потребительский пессимизм обрушит розничные продажи в марте–июне 2015 года, прогнозирует GfK.

Индекс потребительских настроений россиян в четвертом квартале 2014 года снизился на 7 п.п., до 95 пунктов, – таковы данные традиционного исследования «Индекс потребительских настроений и обзор изменений потребительского поведения россиян», которое с 1996 года проводит Международный институт маркетинговых и социальных исследований GfK. Это падение не является рекордом: исследователи отмечают, что в ходе кризиса 2008–2009 годов индекс рухнул на 31 пункт.

Тем не менее исследователи предсказывают обрушение продаж: «Исследования GfK в предыдущий кризис показали, что падение продаж на рынке товаров повседневного спроса произошло через пять-шесть месяцев после спада в настроениях. Можно предположить, что сегодняшняя неуверенность потребителей проявится на продажах с марта по июнь 2015 года».

Представитель X5 Retail Group (сети «Перекресток», «Карусель», «Пятерочка») Владимир Русанов сообщил РБК, что компания уже начала готовиться к тому, что в следующем году потребитель будет очень чувствителен к цене. «Конечно, многое зависит от макро­экономического климата, пока мы не замечаем массового перетока из наших других форматов в дискаунтер «Пятерочка» и не можем утверждать, что он вообще будет», – рассказывает Русанов. Но, по его словам, сейчас сети супермаркетов «Перекресток» и гипермаркетов «Карусель» учитывают в своей стратегии опыт прошлых лет, когда лучше всего себя чувствовал низкоценовой формат.

«Из-за девальвации рубля и роста инфляции изменение покупательной способности россиян неминуемо. При этом потребителю нужно время, чтобы адаптироваться к новым условиям и изменить привычки потребления. Сначала происходит «кризис в головах», что мы и наблюдаем прямо сейчас, – рассуждает заместитель генерального директора Gfk Rus Марина Безуглова. – У игроков российского рынка пока есть время, чтобы мобилизоваться и дать ответ на новые нужды потребителей».

Российские потребители намереваются экономить – это подтвержд​ает и опрос Synovate Comcon. Почти половина респондентов заявили, что начиная с ноября из-за кризиса они начали активно экономить на всех потребительских категориях. 49% экономически активного населения крупных городов стали экономить на товарах длительного пользования, 42% урезали расходы на услуги, 39% – на продукты питания. Во всех этих категориях число экономящих граждан выросло по сравнению с данными третьего квартала 2014 года на 3–7 п.п.

В ноябрьском опросе внутренние экономические проблемы впервые попали в топ-3 актуальных. Главной темой последнего месяца стало резкое падение курса рубля (так считают 75% опрошенных), второй – война на Украине (67%), третьей – экономический кризис в России (59%). В третьем квартале топ-3 выглядел так: вой­на на Украине (82%), российские продовольственные контрсанкции (59%) и санкции в отношении России (55%).