Лента новостей
Украинская фигуристка опровергла свои слова про дочь Тутберидзе 11:42, Статья Мэрия выставит на торги три земельных участка в Новой Москве 11:39, Новость Хинштейн заявил о риске депортации воевавшего в ДНР добровольца из Сербии 11:36, Новость Mercedes-Benz официально представил электрический G-Class. Фото 11:21, Новость Шайба российского хоккеиста вошла в десятку лучших в сезоне НХЛ 11:17, Статья В США начали обсуждать охрану Трампа в тюрьме 11:04, Статья «Поставщики на пределе». Почему ЕС не может отказаться от российского СПГ 11:04, Статья Кадры ареста фигуранта по делу замминистра обороны Иванова. Видео 10:58, Новость Тренер фразой «не в своей тарелке» оценил игру Овечкина в плей-офф НХЛ 10:57, Статья Лаконичность и экологичность: три стиля сервировки пасхального стола 10:56 Замминистра обороны Иванов не признал вину в получении взятки 10:54, Новость Путин призвал к «справедливому возмездию» за теракт в «Крокусе» 10:53, Статья Акции «Южуралзолота» подскочили на фоне сильной отчетности за 2023 год 10:51, Статья Захарова удивилась отсутствию реакции ЮНЕСКО и ОБСЕ на гибель военкора 10:49, Новость Развитие среды: как проекты благоустройства влияют на города России 10:44, Мнение Минюст США запросил три года тюрьмы для бывшего главы Binance 10:39, Статья Адвокат Ефремова назвал уткой информацию об отказе актеру в УДО 10:37, Новость Оборот нефтебензиновых цистерн на сети РЖД ускорился впервые с 2023 года 10:33, Статья
Газета
При каких условиях сработает платный въезд в Москву
Газета № 232 (2007) (1212) //34256 Общество,
0

При каких условиях сработает платный въезд в Москву

Мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что решение о плате за въезд в Москву не принято и всерьез не обсуждалось
Фото: из личного архива
Фото: из личного архива

Мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что решение о плате за въезд в Москву не принято и всерьез не обсуждалось. Но рано или поздно такая плата все равно будет введена. Вопрос в том, какой она будет и поможет ли разгрузить город от пробок.

Новости о возможном введении платного въезда в Москву появились в ноябре, но их можно было ожидать и раньше, когда стало ясно, что платные парковки в одиночку не справляются с проблемой пробок. Это раздражает население: права водителей ограничены, а плодов ограничений не видно. Но и ждать этих плодов без принятия более радикальных мер не стоит. Не нравятся пробки и прямая дискриминация сограждан – значит, придется платить.

Но помогут ли эти новые меры побороть пробки? Озвучивался вариант, согласно которому за право въезда на МКАД или ТТК могут взимать 200 руб. Но ограничить въезд только на два кольца, которые строились специально для разгрузки вылетных магистралей, – значит перенаправить часть транспортного потока обратно на эти магистрали, которые просто встанут со всех направлений. Более того, сумма 200 руб. для среднестатистического московского водителя не является запредельной и мало кого заставит отказаться от автомобиля.

Введение платы за въезд в пределы центра Москвы (в глубь Третьего транспортного кольца) обещает быть более эффективной мерой борьбы с пробками. Исследование, проведенное Лабораторией экспериментальной и поведенческой экономики в 2013 году, показало, что около трети автомобилистов не хотят в принципе платить ничего за право въезда в центр города. Этого числа водителей плюс тех, кто готов платить лишь очень скромные деньги (например, 50 или 100 руб.), в целом должно хватить, чтобы уровень пробок в рабочие дни упал до уровня выходных.

Эти оценки согласуются и с мировым опытом. В Лондоне после введения в 2003 году платы за въезд в центральную часть города (сейчас это 11,5 фунта) уровень загрузки всех дорог упал примерно на 30%. Теперь это город без пробок.

Однако введения платы как таковой недостаточно. Прежде всего отказаться от пользования собственным автомобилем на деле могут не все, кто принципиально против платы. Наши оценки показывают, что при не очень большой плате за въезд москвичи откажутся от автомобиля только в том случае, если плата будет сопровождаться дальнейшим ростом времени в пути – то есть когда совокупные затраты времени и денег на поездку окажутся слишком высокими. Если же плата будет заметной, к примеру 1000 руб. за одну поездку, то пробки, конечно, сократятся, но это чревато и серьезными протестами.

Безусловно выигрышного варианта просто нет. Однако если плата за въезд все-таки будет введена, то цена должна быть такой, чтобы примерно каждый пятый автомобилист отказался от поездки в центр. Исходя из наших исследований, сегодня это сумма порядка 300–400 руб. в день. Кроме того, цену стоит определять с запасом: ведь даже если платный въезд ограничит число желающих попасть в центр города на машине, у тех, кто заплатит, будет стимул передвигаться по центру только на машине. Если это не учесть, то пробки в платной зоне снова будут расти.

Надо учитывать и издержки горожан. Те, кого платный въезд вынудит отказаться от поездки, испытают неудобства; те, кто будет платить, ощутят снижение дохода; поставщики товаров включат плату за въезд в их цену, дополнительные издержки понесет бюджет (на систему взимания платы).

Избежать бурного роста недовольства возможно, только если все последствия будут очень тщательно просчитаны, а затем вынесены на широкое обсуждение. Москве в этом отношении очень далеко до мировых стандартов. В Лондоне о планах платного въезда начали говорить в 1995 году, закон приняли в 1999-м, а ввели в 2003-м, после многих тысяч часов экспертных слушаний и публичных отчетов.

Сергей Собянин сказал, что плата за въезд может быть введена лишь после того, как вопрос будет проработан и обсужден с жителями. Хочется надеяться, потому что в Москве многие городские инициативы и решения принимаются келейно и реализуются поспешно. Если это наложится на вполне ожидаемые технические проблемы, перед городскими властями встанет один из самых серьезных вызовов за всю историю.