«Дисней» снижает долю
Из-за поправок в российский закон «О СМИ» американской Walt Disney Co, возможно, придется частично или полностью списать свои инвестиции в российское ТВ. За право стать владельцем 49% эфирного канала Disney мейджор в 2011 году заплатил $300 млн.
К списаниям готова
В опубликованном отчете за финансовый год, закончившийся в минувшем сентябре, Walt Disney Co прокомментировала принятые российской Госдумой поправки в закон «О СМИ». Они с 2016 года ограничивают 20% прямую и косвенную долю иностранцев в учредителе любого российского СМИ. В октябре закон подписал президент Владимир Путин. Сейчас иностранцам запрещается напрямую владеть 50% и более в теле- и радиоканалах, а также в компаниях, осуществляющих вещание минимум в половине субъектов РФ или на территории, где проживает не менее половины населения страны.
Walt Disney осенью 2011 года за $300 млн купила 49% в эфирном телеканале «Cемерка», входящем в холдинг ЮТВ, совладельцами которого на паритетных началах являются Алишер Усманов и группа «Медиа-1 ТВ» Ивана Таврина. С января 2012 года на частоте «Семерки» заработал канал Disney.
Из-за изменения российского законодательства Walt Disney, возможно, придется снизить свою долю в российском канале, указывает американская компания в своей отчетности. Рассматриваются различные варианты того, что может сделать Walt Disney, чтобы соответствовать новым требованиям, и в зависимости от принятого решения компания может списать частично или полностью свои инвестиции.
В ЮТВ и российском офисе Walt Disney отказались давать какие-либо пояснения к сделанному в отчетности заявлению.
Со второй попытки
В российское эфирное ТВ Walt Disney вышла со второй попытки. Осенью 2008 года американский мейджор договорился о покупке за $233 млн 49% в компании «Медиа-1 ТВ», управляющей 30 региональными станциями. Но ее основной владелец Иван Таврин не получил предварительного политического согласия на сделку, рассказывали тогда собеседники РБК на медиарынке.
ФАС отклонила поданное ходатайство Walt Disney, поскольку предоставленные документы оказались, по мнению ведомства, недостоверными.
Руководитель ФАС Игорь Артемьев позже рассказывал журналистам, что просители сначала предоставили договор о покупке доли в эфирном телеканале, который является для государства стратегическим активом, только на английском языке. Когда ведомство затребовало перевод, то смогло ознакомиться на русском языке лишь с частью договора, из которого не было понятно, кто будет фактически управлять телеканалом.
В результате в 2009 году американцы запустили канал Disney в кабельных сетях, а Таврин объединил свои региональные телестанции с принадлежащими Усманову эфирными каналами Муз-ТВ (сейчас Ю) и ТВ7 (впоследствии «Семерка»). В результате этой безденежной сделки был создан холдинг ЮТВ, оперативное управление которым было доверено команде Таврина.
В 2011 году сделку по покупке 49% «Семерки» одобрил Владимир Путин, на тот момент премьер-министр: он принял в Белом доме гендиректора Walt Disney Роберта Айгера, назвав инвестицию «положительным добрым началом на медийном рынке России».
Зрители не оценили
В 2011 году среднесуточная доля целевой аудитории «Семерки» – «Все россияне 18–54 лет» – в зависимости от квартала, по данным TNS Russia, составляла 1,8–2,1%. Запущенный на эфирной частоте «Семерки» Disney сразу же увеличил свою аудиторию. В 2012 году в его нынешней целевой аудитории «Все россияне 10–45 лет» среднесуточная доля канала была уже 2,9–3,5%. Но в 2013 году Disney стал терять зрителей: в первом полугодии среднесуточная доля аудитории не превышала 2,6%, во втором – 2,1%. Отток зрителей продолжился и в этом году: за девять месяцев среднесуточная доля канала не превышала 1,9%.
В минувшем октябре канал Disney покинул гендиректор Ян Кухальский, он стал советником Таврина в «МегаФоне». Сейчас руководит каналом гендиректор всего холдинга ЮТВ Андрей Димитров.
Финансовые показатели Disney в ЮТВ не раскрывают. В 2013 году выручка канала от размещения рекламы только в федеральном эфире могла вырасти, по оценке агентства «Квенди Русмедиааудит», на 8%, до 2,1 млрд руб. с НДС. Общие затраты на телерекламу, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России, увеличились на 9%, до 184,3 млрд руб. также с НДС. Тем самым доля Disney на телерекламном рынке составляет около 1%.