Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Овечкин объявил об открытии сайта движения Putin Team 03:33, Политика Король Бельгии рассказал Порошенко о своей поездке в Киев в 1990 году 02:49, Политика Минздрав предложил отказывать пьяным в продаже алкоголя 02:47, Общество Жириновский в случае избрания президентом пообещал доллар по 60 копеек 02:23, Политика Минобороны отчиталось об успешном испытании новой противоракеты 02:06, Общество Российские ВКС за неделю уничтожили свыше 1300 объектов боевиков в Сирии 01:54, Политика Пересчет денег полковника Захарченко занял у РБК более полутора суток 01:09, Общество СМИ опубликовали видео прибытия Плотницкого в Москву 01:04, Политика Учи язык и путешествуй: где побывать в Великобритании 00:40, Спецпроект РБК Суд обязали рассмотреть жалобу защиты Навального на бездействие следствия 00:24, Политика Стрелок из Лас-Вегаса во время атаки сделал 1100 выстрелов 00:18, Общество Эксперты Кудрина не увидели у правительства программы развития страны 00:02, Политика «Голос» нашел общих спонсоров у кандидатов-единороссов и их противников 00:01, Политика Форум ОНФ сменит формат перед выборами президента 00:01, Политика Стало известно место похорон актера Николая Годовикова 23 ноя, 23:41, Общество Футболиста сборной Бразилии осудили на девять лет за изнасилование 23 ноя, 23:39, Общество В Москве на станции метро «Проспект Вернадского» произошло задымление 23 ноя, 23:21, Общество Центр им. Блохина ответил на обвинения прокуратуры в поборах с пациентов 23 ноя, 23:13, Общество «Локомотив» одержал вторую победу в Лиге Европы 23 ноя, 23:05, Спорт Легионер «Зенита» возглавил список лучших бомбардиров Лиги Европы 23 ноя, 23:01, Спорт Хотин оспорит решение суда по иску Альфа-банка на $700 млн 23 ноя, 23:00, Бизнес Минобороны допустило создание спецбанка для гособоронзаказа до конца года 23 ноя, 22:36, Политика В Думу внесли закон о тюремных сроках для «телефонных минеров» до 10 лет 23 ноя, 22:04, Политика Прилепин рассказал о встрече с Плотницким в летевшем в Москву самолете 23 ноя, 21:58, Политика Минобороны опубликовало видео ударов Ту-22М3 по ИГ в Дейр-эз-Зоре 23 ноя, 21:55, Политика После перестрелки в Дагестане задержали шесть человек 23 ноя, 21:33, Общество ЮниКредит Банк будет самостоятельно оценивать кредитные риски 23 ноя, 21:31, Финансы Спорят с «тройкой»: с какими трудностями столкнулся план по Сирии 23 ноя, 21:21, Политика
Машины за наличные
Газета № 211 (1986) (1311) //3276 Общество, 13 ноя, 2014 00:25
0
Машины за наличные
Покупатели не могут или не хотят приобретать автомобили в кредит
Фото: ТАСС

На фоне роста банковских ставок и тарифов страховых компаний резко упал спрос на автокредиты. Если в прошлом году доля автомобилей, купленных в кредит, была на уровне 45%, сейчас этот показатель близок к 20%.

Российские автодилеры отмечают снижение доли продаж автомобилей в кредит. В среднем по рынку этот показатель с весны снизился с 37 до 30%, говорит коммерческий директор ГК «Автомир» Виталий Грошенков, – примерно такие же показатели и по его компании. У «Рольфа» процент кредитных машин сейчас около 38,5% против 49% в начале года, отмечает исполнительный директор компании Виталий Павловский. Незначительно сократилась доля у «Автоспеццентра», отмечает его представитель. Наибольшее падение показателя – в массовом сегменте: 25% сейчас против 40% в начале года, уточняет представитель «Авилона».

За первые три квартала текущего года количество автокредитов снизилось более чем на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 605,8 тыс. штук без учета кредитов Сбербанка, свидетельствует статистика Национального бюро кредитных историй (НБКИ). За тот же период, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в стране было продано 1,8 млн автомобилей. То есть соотношение «кредитных» машин сейчас с учетом Сбербанка – около 35–38% против 45% по итогам прошлого года, оценивают специалисты НБКИ. По данным «Автостата», в США доля автомобилей, купленных в кредит, составляет 83%, в Великобритании – 74%.

Участники рынка считают, что снижение доли автокредитов связано с повышением кредитных ставок и тарифов КАСКО – обязательного для всех кредитных автомобилей вида страхования. С начала года ставки по кредитам в среднем увеличились на 0,5 п.п., говорит директор департамента автокредитования банка «Сетелем» Владимир Мартюков, в ближайшее время они могут вырасти еще на 1–1,5 п.п. Страховщики за последние полтора года подняли тарифы примерно на треть, и из‑за роста убыточности на 20–25% стоит ожидать повышения еще на 15–20%, объясняет гендиректор «Эксперт РА» Павел Самиев.

Снижение покупок автомобилей в кредит также связано с тем, что у людей выросли накопления, которые они держали в валюте, полагает директор по маркетингу автодилера «Авилон» Светлана Макеева. Когда курс вырос более чем в полтора раза, добавляет она, люди стали стремиться максимально использовать эту ситуацию, рассматривая автомобиль как объект капитало­вложения.

Падение спроса на автокредиты также вызвано макроэкономическими факторами. Удешевление рубля относительно доллара и евро понижает уровень жизни населения, люди предпочитают не брать на себя дополнительную финансовую нагрузку, поясняет Павловский из «Рольфа». По мнению директора по рынкам капитала банка «Восточный экспресс» Виктора Тимотина, автомобиль – обременительная покупка для семейного бюджета: «В нестабильной ситуации люди откладывают крупные покупки до лучших времен, то есть покупательная способность снизилась. Одновременно банки стали тщательнее взвешивать риски во избежание дефолтов заемщиков. Как следствие, спрос на автокредиты уменьшился за последние несколько месяцев на 20–30%». А представитель ВТБ24 заявил, что в банке не видят признаков улучшения ситуации с автокредитами.

Рынок автокредитования падает быстрее автомобильного. По итогам девяти месяцев объем продаж автомобилей в России снизился только на 13%. В прошлом году государство поддерживало этот сегмент: с 1 июля до 31 декабря 2013 года действовала программа льготного автокредитования. Всего по ней было выдано 280 тыс. льготных кредитов. Минпромторг компенсировал 75% от ключевой ставки Центробанка для покупателей автомобилей отечественного производства. Тогда ставка ЦБ была 8%. Кредит выдавался физическим лицам на приобретение машин стоимостью до 750 тыс. руб. и массой до 3,5 т. Программу предполагалось продлить до апреля этого года, но государство посчитало это нецелесообразным. В октябре директор департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга Александр Морозов заявил, что программа льготного автокредитования признана неэффективной. По его словам, сразу после начала программы банки подняли ставки, нивелировав доступность кредитов.

По оценкам президента ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Владимира Моженкова, в этом году в кредит будет продано 800–850 тыс. автомобилей. Если ставки по автокредитам вырастут еще на 3–4%, в 2015 году в кредит может быть продано в два раза меньше машин. С учетом прогнозов по снижению продаж автомобилей на 15–20% в следующем году доля кредитных автомобилей может составить порядка 20%.