Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Хрупкое эмбарго: почему в России вновь растет импорт продовольствия 19:14, Мнение Путин, Эрдоган и Роухани договорились о будущем Сирии 19:09, Политика Парящий над реальностью: памяти Дмитрия Хворостовского 19:05, Общество Будущий президент Зимбабве прилетел в страну 18:57, Политика Сергей Галицкий предоставит «Магниту» кредит на 44 млрд руб. 18:52, Бизнес РФБ отказалась от чемпионата мира из-за «отношения к российскому спорту» 18:50, Спорт ОНЭКСИМ Прохорова потребовал от холдинга «Открытие» 1,4 млрд руб. 18:42, Финансы Биткоин навсегда: оправданы ли надежды энтузиастов продать монеты дорого 18:42, Деньги Трое подозреваемых в терроризме убиты в ходе спецоперации в Тбилиси 18:38, Общество Суд отменил штраф в 800 тыс. руб. осужденному экс-главе ФСИН Реймеру 18:34, Общество «Яндекс» отменил эксклюзив на продажу самого массового рекламного формата 18:28, Технологии и медиа Берлускони решил оспорить отстранение от госслужбы в ЕСПЧ 18:28, Политика «Аэроэкспресс» заменит все поезда до Внуково и Домодедово на двухэтажные 18:21, Бизнес Министр спорта пообещал бороться за отстраненных призеров Сочи-2014 18:18, Спорт Госдума поддержала наказание до 5 лет тюрьмы за насилие над животными 18:16, Политика Названы место и дата прощания с Дмитрием Хворостовским 18:12, Общество В ожидании кризиса: как государство тормозит развитие российских банков 18:06, Мнение ЕСПЧ начал рассмотрение жалобы Навального на приговор по делу «Кировлеса» 18:02, Политика Медведев заверил Земана в несогласии властей со статьей о Пражской весне 18:00, Политика Остатки демонтированного памятника УПА направили на ремонт дорог в Польше 17:48, Общество Ле Пен сообщила о закрытии банком HSBC ее личного счета 17:45, Политика За Сребреницу и Сараево: сербский генерал Младич получил пожизненный срок 17:32, Фотогалерея  Пленник Лазурного Берега: что случилось с сенатором Керимовым в Ницце 17:27, Политика УЕФА объявил претендентов на включение в команду года 17:22, Спорт Telegram впервые заблокировал канал за пиратскую музыку 17:22, Технологии и медиа ФАС уличила поставщиков суперкомпьютеров для госнужд в сговоре 17:22, Общество Бешеный MBA: как бизнес-школа растет на ярких шоу 17:18, Свое дело Как справиться с профессиональным выгоранием 17:13, Спецпроект РБК PINK
$10 млрд на призраках
Газета № 194 (1969) (1710) //3044 Общество, 17 окт, 2014 01:25
0
$10 млрд на призраках
Как Эван Шпигель разбогател на самоуничтожающихся фотографиях
Фото: AP

Худощавый юноша из состоятельной американской семьи Эван Шпигель создал Snapchat – мобильное приложение для обмена самоуничтожа­ющимися картинками, которое всего за три года стало крайне популярным, особенно среди молодежи. Инвесторы оценивают неприбыльный сервис со скандальной историей в $10 млрд, что делает его одним из самых дорогих в мире стартапов.

24-летнего Шпигеля можно с полным правом назвать «мальчиком-мажором»: он с детства привык отдыхать с отцом, пре­успевающим юристом, то на Багамах, то на канадских горнолыжных курортах, то в Европе. До сих пор он живет с родителями в большом доме стоимостью $2 млн в прибрежном районе Лос-Анджелеса. Другие атрибуты роскоши, к которым юноша привык с детства, – автомобили класса люкс (по данным Business Insider, у Шпигелей их было пять). Как сообщило издание LA Weekly, первым автомобилем, за руль которого сел Эван, только получив водительское удостоверение, был Cadillac Escalade (стоимость новой модели – от $72 тыс.).

Благодаря связям отца Шпигель поступил в престижный Стэнфорд учиться промышленному дизайну. Как пишет Techcrunch, будучи первокурсником, он познакомился с Реджи Брауном, которому и принадлежала идея создания мобильного приложения, позволяющего отправлять самоуничтожающиеся изображения. Родилась она так: весной 2011 года (Шпигель тогда учился на предпоследнем курсе) Браун сказал: «Я хочу, чтобы фотографии, которые я отправил этой девушке, исчезли». Младший товарищ пришел от этой мысли в восторг и назвал ее «идеей на миллион». Как недавно выяснилось, он ее недооценил: идея оказалась на десять миллиардов. Разработать приложение поручили Бобби Мерфи, студенту-программисту, вместе с которым Шпигель впервые попробовал себя в качестве предпринимателя. Они основали компанию Future Freshman, помогавшую абитуриентам и их родителям подготовить документы для университета.

Все лето трое юношей работали над проектом, сперва получившим название Pictaboo. Эван нарисовал логотип, который и сейчас остается визитной карточкой Snapchat, – веселого призрака. Он стал гендиректором компании, Браун – директором по маркетингу, а Мерфи – техническим директором.

Pictaboo вышло в июле, спустя месяц у него было всего лишь 127 пользователей. В августе троица создателей проекта вдруг неожиданно рассорилась: как пишет Techcrunch, из-за того, в каком порядке их имена будут указаны в патенте. Кроме того, они не смогли поделить акции: Браун хотел получить 30%, остальных это не устроило. В итоге Шпигель и Мерфи фактически выгнали Брауна из компании, отключив все электронные адреса и пароли.

Осенью 2011 года два оставшихся основателя компании сменили название на Snapchat. Количество пользователей выросло до тысячи человек, и Шпигель с Мерфи обнаружили интересную закономерность: сервис пользовался наибольшей популярностью с 9 до 15 часов, то есть в то время, когда школьники находятся на уроках. Для подростков приложение стало настоящей находкой: можно обмениваться картинками, не боясь, что учитель их увидит.

В апреле 2012 года количество поклонников Snapchat выросло уже до 10 тыс. человек. Тут, однако, молодые предприниматели столкнулись с финансовыми трудностями: плата за серверные мощности росла, и им пришлось искать инвесторов. На помощь пришел Джереми Лью из Lightspeed Venture Partners: дочь его партнера рассказала ему о популярности приложения среди подростков. Он инвестировал в Snapchat $485 тыс. и оценил компанию в $4,25 млн. Получив деньги, Шпигель сразу же отчислился из Стэнфорда, несмотря на то что ему оставалось доучиться до окончания всего несколько недель.

В феврале 2013 года фанаты Snapchat пересылали уже по 60 млн снимков в день, в мае – 150 млн (сейчас эта цифра составляет более 700 млн). Популярность сервиса привлекала и инвесторов: весной 2013 года компания получила $13,5 млн от Benchmark, летом того же года – $80 млн от IPV и нескольких других инвесторов (SV Angel, General Catalyst Partners); при этом Snapchat была оценена в $800 млн. В декабре в Snapchat вложился хедж-фонд Coatue Management ($50 млн). В общей сложности полученные приложением инвестиции на конец года превышали $120 млн. По информацииThe Wall Street Journal, одним из инвесторов стал также китайский интернет-гигант Tencent, оценивший проект в $3–4 млрд.

В конце 2013 года стартапом заинтересовался Марк Цукерберг. Не сумев создать успешные клоны сервиса с призраком, он предложил основателям $3 млрд за компанию. Шпигель отказался, заявив, что в ближайшее время не намерен рассматривать предложения ни о покупке, ни о вложениях (интерес со стороны других инвесторов на тот момент был весьма высоким).

В 2014 году в «веселого призрака» вложился фонд DST Global Юрия Мильнера (сумма финансирования не раскрывается), оценка компании при этом достигла $7 млрд. В начале октября стало известно, что Snapchat ожидает новый приток инвестиций, в том числе от Yahoo! и Kleiner Perkins Caufield & Byers. По сообщению The Wall Street Journal, Yahoo! может вложить в приложение $20 млн. Стоимость Snapchat при этом оценивается уже в $10 млрд, что делает ее наряду с сервисом по аренде жилья Airbnb и облачным хранилищем Dropbox одним из самых дорогих стартапов в мире. По мнению аналитиков, опрошенных Bloomberg, интерес к детищу Шпигеля среди инвесторов сейчас очень высок.

Постепенно бизнес, еще не приносящий прибыли, обращается к главному источнику финансовых вливаний для подобных проектов – рекламе. Как заявил недавно Шпигель, в мессенджере Snapchat скоро появятся рекламные объявления. По сообщению The Verge, объявления не будут показываться в переписке двух пользователей, они появятся только в тех сообщениях, которые отправляются на страницу различных мероприятий, при этом пользователь сможет отказаться от их просмотра. Шпигель отметил также, что Snapchat пока не планирует вводить таргетированную рекламу.