Лента новостей
Минобороны отчиталось о 17 сбитых дронах за ночь над четырьмя регионами 07:11, Статья МВД переобъявило в розыск депутатов Рады Гончаренко и Парасюка 06:54, Новость Британия отправит военных в сектор Газа для доставки гуманитарной помощи 06:48, Новость Bloomberg предрек Байдену «электоральную катастрофу» из-за запрета TikTok 06:32, Статья Патриарх Кирилл назвал карательной мерой арест митрополита на Украине 05:57, Новость Зеленский увеличил требования к союзникам по поставкам ЗРК Patriot 05:54, Статья Адвокат Вайнштейна оценил его состояние здоровья фразой «крушение поезда» 05:38, Новость Минобороны сообщило о поражении трех подразделений и 290 объектов ВСУ 05:24, Новость НПО машиностроения запатентовало реактивный беспилотник со сложным крылом 05:01, Новость В Николаеве прогремели взрывы 04:51, Новость Минпромторг предложил эксперимент по маркировке чипсов и соусов 04:37, Новость WP узнала, что данные Зеленского о потерях могли быть специально занижены 04:34, Статья На Поклонную гору в Москве привезли захваченный на Украине танк Leopard 03:56, Новость Полянский ответил послу Литвы на фото Крымского моста с ракетой 03:44, Новость В США больше 700 студентов задержали из-за пропалестинских протестов 03:36, Статья Reuters узнал о споре в США по поводу соблюдения Израилем прав человека 02:53, Статья «РИА Новости» узнало детали о 12-м фигуранте дела о теракте в «Крокусе» 02:53, Новость Стал известен победитель 12 сезона шоу «Голос» 02:31, Новость
Газета
Обратный билет за 10 миллионов
Газета № 183 (1958) (0210) //2894 Общество,
0

Обратный билет за 10 миллионов

Авиаперевозки Денег на застрявших пассажиров станет меньше
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

В следующем году на вывоз пассажиров обанкротившихся авиакомпаний правительство выделит только 10 млн руб., такие цифры заложены в проект федерального бюджета на 2015 год. Это в 500 раз меньше, чем в 2009 году, когда такая строка первый раз появилась в бюджете, и в 10 раз меньше показателя этого года.

Правительство решило заботиться о пассажирах обанкротившихся авиакомпаний с 2008 года, после того как рухнул альянс AirUnion и в аэропортах страны застряли тысячи пассажиров. В 2009 году в федеральном бюджете впервые предусмотрели 5 млрд руб. на перевозку пассажиров компаний, которые не могут выполнить свои обязательства. Но за последние пять лет сумма компенсации авиакомпаниям постепенно уменьшалась. Если в 2009 году на эти цели были выделены 5 млрд руб., то в 2010-м – 600 млн руб., в 2011-м – 300 млн руб., а в 2012 и 2013 годах по 70 млн руб. соответственно, говорится в материалах Федерального казначейства. Несмотря на это, ни один пассажир пока не пострадал: в 2011 году на вывоз пассажиров потратили только 151 млн руб. из заложенных в бюджете средств, в 2012 году – 59,5 млн руб., а в 2013-м – 27,3  млн руб., свидетельствуют данные казначейства.

В этом году на вывоз пассажиров должны были заложить 116 млн руб., говорится в приложении к федеральному бюджету за 2014 год. По данным ИК «Регион», с начала года потрачено около 29 млн руб. За последние несколько месяцев в России обанкротились два перевозчика: «Московия» и «Былина». Росавиация в июле запретила «Московии» продавать билеты, а с 1 сентября – выполнять регулярные пассажирские перевозки. Деятельность «Былины» была также приостановлена 1 сентября. Перевозчик сам объявил о невозможности выполнить перевозку пассажиров, при этом билеты на его рейсы были проданы до 13 сентября 2014 года.

Представитель Росавиации пояснил РБК, что обращение по компенсации за перевозку пассажиров «Московии» сейчас находится на рассмотрении. Обращений по «Былине» в ведомство не поступало, уточнил он.

Запланированных на 2015 год 10 млн руб. может не хватить на то, чтобы помочь пассажирам в будущем году. При средней стоимости билета в 10 000 руб. в один конец государство сможет обеспечить доставку только 10 000 пассажиров, подсчитал главный редактор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Это очень мало, если учесть, что этим летом только от банкротств туроператоров (их вывозят за счет организации «Турпомощь». – РБК) пострадали не менее 130 000 пассажиров авиакомпаний, сравнивает он.

Старые рецепты

В 2010 году Минтранс выступал с инициативой для авиакомпаний создать своеобразную кассу взаимопомощи – тогда министерство опубликовало законопроект, по которому российские авиакомпании должны были вступить в специальный фонд и отчислять в него определенные суммы от продажи билетов. Предполагалось, что пассажиры перевозчиков-банкротов могли бы вывозиться на средства фонда. Но тогда, как и сейчас, авиакомпании не поддержали эту идею.

Создание такого фонда бессмысленно, считает гендиректор Red Wings Евгений Ключарев. Финансовое положение перевозчиков постоянно проверяется профильными ведомствами, и ни одна авиакомпания не может обанкротиться внезапно, говорит он. Общая касса противоречит принципам рыночной экономики, соглашается с Ключаревым источник, близкий к «Аэрофлоту». Идею такой отраслевой организации не поддерживает и «Трансаэро», рассказал ее официальный представитель. По факту взносы в такую организацию будут оплачивать сами пассажиры, считают в компании. Право заботиться о гражданах, попавших в затруднительную ситуацию за рубежом, должно принадлежать государству, отметил представитель перевозчика.

В случае крупных банкротств авиакомпаний в следующем году государству придется искать дополнительные средства для вывоза пассажиров – перераспределять деньги внутри Росавиации, считает источник в одном из профильных ведомств.

Другой вариант – заставить авиакомпании сажать пассажиров обанкротившихся перевозчиков на свободные места, считает Пантелеев. В этом случае пассажир будет оплачивать часть стоимости билета – например, аэропортовый сбор. Тогда авиакомпании смогут получить дополнительные средства за непроданные места, говорит Пантелеев.