Лента новостей
Как быстро продать авто с пробегом 08 ноя, 11:35, РБК и Авто.ру Большие данные для роста продаж: как узнать клиентов и конкурентов 08 ноя, 11:24, РБК и СберАналитика Как бизнесу покупать электроэнергию у независимого поставщика 08 ноя, 11:01, РБК и РН-Энерго Как устроено углеродное регулирование в Азии и на Ближнем Востоке 08 ноя, 10:24, РБК и Сбер Интеллигентность — это про чувство вкуса. Как ее оценить 08 ноя, 10:01, РБК и ГАЛС Классическая архитектура и комфорт: что такое сити-комплекс «Амарант» 08 ноя, 09:38, РБК и Амарант Как избежать или минимизировать появление пигментных пятен 08 ноя, 09:14, РБК и Вирсавия Любые цифры и буквы: как водителям выделиться необычным автономером 08 ноя, 08:49, Партнерский проект Во сколько обходятся бюджету неинфекционные заболевания 08 ноя, 08:22, Партнерский проект Особый контроль: как оградить начинающих водителей от нарушений 08 ноя, 07:55, Партнерский проект Сколько триллионов долларов нужно для достижения углеродной нейтральности 08 ноя, 07:10, РБК и Сбер Сезон с характером: как выбрать шины для зимы в разных регионах России 08 ноя, 06:25, РБК и Nokian Tyres Сканер для ДТП: как сделать разбор аварий более точным и быстрым 08 ноя, 05:30, Партнерский проект Проигрывал больше, чем выигрывал: как помочь больным лудоманией 08 ноя, 00:33, Партнерский проект Путин запретил раскрывать методы работы властей, занятых мобилизацией 08 ноя, 00:14, Политика Москва выставила на торги квартиру за ₽627 тыс. 08 ноя, 00:01, Недвижимость Овечкин обошел легенду. Какие еще рекорды НХЛ побьет россиянин 08 ноя, 00:00, Спорт Турция запретила полеты российских самолетов с двойной регистрацией 08 ноя, 00:00, Бизнес Bloomberg назвал траты США и Италии на конфискованные яхты 07 ноя, 23:55, Политика Число погибших в ходе боевых действий на Украине граждан США выросло до 6 07 ноя, 23:47, Политика Как подготовить машину к холодному сезону: семь полезных лайфхаков 07 ноя, 23:46, РБК и Nokian Tyres Почему устарел закон о трансплантации органов 07 ноя, 23:12, Партнерский проект На Украине начали строить новый самолет Ан-225 «Мрия» 07 ноя, 23:10, Политика Ситибанк с 1 января прекратит начислять кешбэк и отменит ряд привилегий 07 ноя, 23:07, Экономика Венгрия пригрозила заблокировать выделение Украине $18 млрд из фонда ЕС 07 ноя, 22:57, Политика В Киеве назвали два способа возвращения Крыма 07 ноя, 22:50, Политика Коротко, богато: сколько могут стоить очень престижные автономера 07 ноя, 22:48, Партнерский проект Летевший из Стамбула в Екатеринбург самолет вынужденно сел в Сочи 07 ноя, 22:38, Общество
Газета
Экономика ушла в оборону
Газета № 177 (1952) (2409) //2683 Общество,
0

Экономика ушла в оборону

Российская промышленность растет на военном госзаказе
Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Госзаказ – чуть ли не единственный драйвер российской экономики, пришли к выводу экономисты Центра развития Высшей школы экономики, проанализировав данные Росстата. Он будет удерживать рост в промышленности еще полтора-два года.

Динамика промышленного производства – немногое, чем могут похвастаться власти в экономике в этом году. В первом полугодии рост промпроизводства составил 1,5% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, при этом ВВП вырос почти вдвое меньше – на 0,8%.

Вообще это случается довольно редко – экономисты ВШЭ вспоминают, что такое наблюдалось в последний раз в 2010–2011 годы, во время фазы накопления запасов. Но секрет нынешнего года не в этом, утверждают они, исследовав структуру выпуска обрабатывающих производств. Сейчас растет не вся промышленность, а ее отдельный сектор – «производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств» (см. график).

К этому сегменту промышленности помимо указанного в названии относится производство железнодорожных вагонов, самолетов, вертолетов, подводных лодок и т.д., то есть существенная часть транспорта, закупаемого государством и госкомпаниями (типа РЖД), в том числе – военная техника. В ВШЭ предлагают для него отдельное название – гостранспортостроение (ГТС).

Рост производства в этой отрасли наблюдается с середины 2013 года, причем в 2014 году он резко ускоряется. Если по итогам 2013 года прямой вклад этой подотрасли обеспечил всего 0,1 п.п. прироста индекса промышленного производства (из 0,4% прироста), то в январе–августе 2014 года – уже 0,7 п.п. из 1,3%, то есть уже больше половины.

Если же помимо прямого эффекта учесть еще и косвенный – рост заказа в смежных отраслях, – совокупный вклад ГТС удвоится. «Согласно нашим оценкам, ускоренный рост ГТС обеспечивал в январе–августе 2014 года 1,3 п.п. из 1,4% годового прироста промышленного производства, то есть без такой аномальной ситуации рост промышленности за восемь месяцев составил бы всего 0,1%», – отмечается в комментариях ВШЭ.

Это означает, что рост промышленности в этом году почти полностью обеспечен спросом со стороны государства. Также это может свидетельствовать о том, что госстимул в виде закупок военной техники, в отличие от фактора импортозамещения, статистически показал свою состоятельность – вклада ГТС в рост промышленности, сопоставимого с тем, что наблюдается в 2014 году, не было с 2001 года, считает эксперт Центра развития ВШЭ Николай Кондрашов.

До переизбрания Владимира Путина в 2012 году основной посыл экономической политики властей заключался в том, что в России нужно реформировать госсектор, поскольку это самое слабое звено, а качество госинститутов являлось одним из тормозов для развития экономики, напоминает Дмитрий Полевой из ING. После 2012 года начался переход к модели с большим контролем государства в экономике, который стал реакцией властей на политические события внутри страны. С тех пор основная идея заключается в том, что государство должно больше стимулировать экономический рост.

«Когда частный сектор достаточно сложно мотивировать на инвестиции, приходится инвестировать государству», – рассуждает аналитик.

«Судя по имеющимся данным, рост производства, если не всего ГТС, то по крайней мере его «военной» части, будет наблюдаться еще полтора-два года», – прогнозируют в Центре развития. Это предположение подтверждает запланированный рост расходов бюджета на национальную оборону на 21,2% в 2015 году.

Но можно ли надеяться на то, что госзаказ может стать катализатором всей экономики? В ВШЭ считают, что нет, – выпуск, определяемый частным спросом, стагнирует со второго полугодия 2012 года. «То есть ни госстимул, ни девальвация не вывели промышленность из состояния стагнации», – пишут эксперты.

«Размер госзаказа не настолько велик, чтобы перебить торможение потребительского спроса», – соглашается руководитель направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов ЦМАКП Дмитрий Белоусов.

Государство не первый раз использует фискальный стимул для разгона экономики. Например, в 2000-е годы надеялись, что стимулировать спрос должен рост зарплат бюджетников, вспоминает Белоусов. Такой подход изначально не мог сработать, уверен научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин: «Заставить экономику расти могли бы только частные инвестиции, они высокоэффективные, госрасходы в число таких не входят».