Лента новостей
Захарова назвала действия НАТО и США угрожающими гражданской авиации 17:01, Политика Мишустин утвердил систему отслеживания инфекций для «санитарного щита» 16:56, Общество Пушилин заявил, что все граждане ДНР получат российский паспорт 16:45, Политика В Туве обрушилось здание бывшего комбината 16:16, Общество Люксовый спорткар без риска: как проверить при покупке с пробегом 16:16, РБК и Porsche Тульский «Арсенал» одержал волевую победу над аутсайдером РПЛ 16:06, Спорт Российские биатлонистки остались без медалей в эстафете на Кубке мира 15:59, Спорт Устюгов словами «Клебо поддался» оценил финиш эстафеты на Кубке мира 15:49, Спорт $1,5 млн и два года жизни: как восстанавливаться после неудачи в бизнесе 15:26, РБК и СберПервый Бывший капитан «Локомотива» раскритиковал состояние команды 15:26, Спорт Медиакомпания Трампа привлекла $1 млрд на соцсеть 15:17, Бизнес Лавров заявил о необходимости заставить Киев выполнять минские соглашения 15:11, Политика У девяти вернувшихся из ЮАР россиян выявили коронавирус 15:01, Общество Военному атташе Украины вручили ноту из-за нарушения границы Белоруссии 14:53, Политика Российские лыжницы впервые за 17 лет выиграли эстафету на Кубке мира 14:50, Спорт В Кремле ответили на вопрос о шансах на очный саммит Путина и Байдена 14:48, Политика Как найти все упоминания о компании в Сети и верно на них отреагировать 14:38, PRO Котики, «Лахта Центр» и Гиннесс: спортсмены рассказывают о преодолении 14:38, РБК Стиль и Лахта Центр Ибрагимович рассказал о «мелочном менталитете» в «Манчестер Юнайтед» 14:37, Спорт Глава фракции Европарламента назвал последствия войны России с Украиной 14:27, Политика Глава ДНР заявил о реальной перспективе военных действий с Украиной 14:23, Политика Полиция Кипра нашла тела двух пропавших российских туристок 14:04, Общество Из Воронежа в Вашингтон: почему tinyBuild привлекательнее Activision и EA 13:57, PRO Как тратить на одежду, чтобы обрести стиль. Чек-лист 13:49, РБК и СберПервый Рогозин показал «двустороннюю» версию ракеты «Союз» 13:45, Технологии и медиа В МГУ заявили о возможности в разы снизить смертность от коронавируса 13:33, Общество Новичок «Спартака» Свинов назвал правильное ударение в своей фамилии 13:11, Спорт Как заработать на индустриальной недвижимости без большого капитала 13:00, Партнерский материал
Газета
Олимпиада не помогла
Газета № 175 (1950) (2209) //2681 Общество,
0

Олимпиада не помогла

Рекламный рынок по итогам года почти не вырастет
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

Компании в России продолжают экономить на рекламе: во втором полугодии доходы увеличатся на символический 1% лишь у радиовещателей и интернет-площадок, следует из обновленного прогноза агентства ZenithOptimedia, остальные сегменты ожидает падение. По итогам года весь рекламный рынок благодаря благополучному первому кварталу вырастет все на тот же скромный 1%.

Интернет и радио устоят

Агентство ZenithOptimedia подготовило очередной прогноз развития рекламного рынка, кардинально пересмотрев свои оценки. Еще в апреле оно полагало, что затраты на рекламу в России увеличатся в 2014 году на 8,6%, до 355,8 млрд руб. без НДС. В июне речь шла уже о 6,6%, до 349,3 млрд руб. Теперь аналитики ZenithOptimedia рассчитывают лишь на 1,2%, до 331,7 млрд руб. По итогам всего года положительную динамику продемонстрируют только два медиа – радио и интернет.

В своих прогнозах Zenith­Optimedia базируется в том числе на ранее озвученных оценках Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). По ее версии, в первом полугодии весь рекламный рынок вырос на 6%, до 164–165 млрд руб. Тогда сокращение доходов было зафиксировано лишь в трех сегментах – прессе, кинотеатрах и indoor (реклама внутри помещений), а наружная реклама показала нулевой прирост.

Такие позитивные результаты за шесть месяцев получились прежде всего благодаря благополучному первому кварталу, когда общие затраты на рекламу, по данным АКАР, выросли вообще на 9%, до 76,6–71,1 млрд руб. В феврале в Сочи прошла зимняя Олимпиада, что спровоцировало увеличение рекламной активности прежде всего партнеров Игр.

Если сопоставить оценки ассоциации за первый квартал и первое полугодие, то получится, что уже в апреле–июне отрицательная динамика наблюдалась не только в упомянутых медиа, но и в «наружке» и медийной (баннерной) интернет-рекламе. А на ТВ, ключевом в России рекламоносителе, прирост составил всего 1%, несмотря на проходивший в июне чемпионат мира по футболу.

Отчетность публичных медиакомпаний подтверждает ухудшение ситуации во втором квартале. Рекламная выручка телевизионного холдинга «СТС Медиа» (СТС, «Домашний» и «Перец») в январе–марте выросла на 12%, до 6,5 млрд руб., в апреле–июне – уже только на 1%, до 6,4 млрд руб. У «Яндекса» доход от баннерной рекламы в первом квартале увеличился на 16%, до 723 млн руб., во втором – снизился на 6%, до 775 млн руб. А Mail.Ru Group сообщала, что падение выручки от баннерной рекламы в апреле–июне у нее достигло 10%, до 1,2 млрд руб. У ИД «Пронто-Москва», выпускающего газету «Из рук в руки», в первом квартале выручка упала на 20%, до 467 млн руб., во втором – на 25%, до 546 млн руб.

Ожидаемое падение

Во втором полугодии ситуация усугубится, следует из сопоставления прогноза ZenithOptimedia и данных АКАР за январь–июнь. С июля по декабрь рекламные доходы, по версии аналитиков ZenithOptimedia, вырастут всего на 1% только у радиовещателей и благодаря контекстной рекламе у интернет-компаний. Доходы телеканалов в третьем и четвертом кварталах снизятся в целом на 4%, до 77,3–77,8 млрд руб., что по итогам всего года даст нулевой прирост.

Холдинг «СТС Медиа» в конце июля заявлял об ожидаемом росте всего телерекламного рынка в 2014 году «в пределах 5%». Больше никто таких оптимистичных оценок не озвучивал. Телевизионные сейлз-хаусы еще весной предупредили своих клиентов, что по итогам года расходы на телерекламу не вырастут или даже уменьшатся – возможно сокращение до 5%, ранее рассказывали РБК руководители нескольких телеканалов и рекламных холдингов.

«Удивительно, но пока массовых сокращений заявленных на четвертый квартал телевизионных бюджетов нет, хотя всем очевидно, что макроэкономическая ситуация ухудшается с каждым днем», – признается топ-менеджер сетевого агентства. Традиционно максимальный спрос на телерекламу приходится на октябрь–ноябрь, но в этом году основной упор был сделан на первый квартал, и снижение активности в четвертом квартале по сравнению с 2013 годом было ожидаемым, констатирует гендиректор «Квенди Русмедиааудит» Дмитрий Кураев. По его мнению, это следствие не только Олимпиады: рекламодатели, скорее всего, усилили свою активность в начале года, пока потребительский спрос еще не стал снижаться.

Нынешнюю ситуацию нельзя сравнить с 2008 годом. Тогда мировой финансовый и, как следствие, экономический кризис стал очевиден для всех только осенью, и в 2008 году российский рекламный рынок благодаря трем успешным кварталам вырос, по оценке АКАР, на 18%, до 257,2 млрд руб. Зато в 2009‑м он упал уже на 28%, до 186,4 млрд руб. В 2010-м возобновился рост – на 17%, до 218,6 млрд руб.

Осенью традиционно начинаются переговоры крупных рекламодателей и их агентств с телевизионными сейлз-хаусами по поводу годовых сделок на будущий год. Затем планируется активность уже в других медиа. Телереклама в следующем году, видимо, подорожает, но это будет связано прежде всего с ослаблением рубля, полагает Кураев.

Представители группы «Видео Интернешнл», сейлз-хауса «Газпром-Медиа» и агентства «Алькасар», продающих рекламу на всем эфирном ТВ, не ответили на запрос РБК.