Лента новостей
«Это пережевывание нефтяных брызг»: глава банка «Точки» — о малом бизнесе 10:07, PRO Основатель фуд-молла StrEAT: как превратить опыт в успешное дело 10:04, РБК и ASUS Tesla, Intel, Netflix, НЛМК: за какими отчетами следить на неделе 10:00, Инвестиции Минтранс и МВД предложили запретить стоянку на островках безопасности 09:52, Общество Вильфанд назвал сроки потепления в Москве 09:48, Общество Пересильд рассказала, что ей грустно после возвращения с МКС на Землю 09:33, Технологии и медиа Музыкальная школа: как выбрать цифровое пианино для дома 09:15, РБК и Yamaha Рогозин оценил на «твердую пятерку» полет Пересильд и Шипенко в космос 09:12, Технологии и медиа Утро или вечер. Какое время суток лучше подходит для пробежки 09:00, Спорт «Алгоритмы уже умеют составлять завещания и простые контракты» — Пол Нио 09:00, PRO Посадка на Землю аппарата с первым в мире киноэкипажем. Видео 08:44, Технологии и медиа Минтранс и МВД предложили ввести новые дорожные знаки и разметку 08:38, Общество Спасатели помогли Пересильд и Шипенко покинуть спускаемый аппарат «Союза» 08:24, Технологии и медиа Никола Тесла, диагональный лифт и дома будущего: где бы жили великие 08:20, РБК и Галс-Девелопмент Месси, Карпин и Nike. Что о мире спорта можно узнать из офшорных досье 08:01, Спорт Экспорт вакцин из России превысил $700 млн 08:00, Бизнес Россияне впервые отметят День отца 07:46, Общество Первый в мире киноэкипаж вернулся с МКС на Землю 07:36, Технологии и медиа Какие профессии умрут через 10-15 лет 07:31, РБК и Сбер В Люберцах загорелся хлебозавод 07:04, Общество FT узнала о «заставшем США врасплох» запуске гиперзвуковой ракеты в КНР 06:34, Политика В правительстве сообщили о важности пиара для развития Курил 06:30, Политика Какие финансовые операции россиян приносят огромную выручку 06:21, РБК и QIWI Главком ВСУ назвал способ восстановить суверенитет страны 06:00, Политика Шайба Овечкина не спасла «Вашингтон» от поражения 05:48, Спорт «Союз» с Пересильд на борту отстыковался от МКС 04:54, Технологии и медиа Венесуэла обвинила Кабо-Верде в незаконной выдаче своего посланника США 04:30, Политика Яценюк оценил потери Украины от несвоевременной закупки газа 03:46, Политика
Газета
Поставят на счетчик
Газета № 174 (1949) (1909) //2680 Общество,
0

Поставят на счетчик

Фото: PhotoXPress
Фото: PhotoXPress

Экспертная комиссия при Роскомнадзоре должна к октябрю разработать методику, как ведомству самостоятельно подсчитывать количество посетителей конкретных страниц в социальных сетях. Этого требует закон о блогерах, но таких инструментов сегодня на рынке нет.

Сложности пересчета

Так называемый закон о блогерах вступил в силу 1 августа. Блогером считается любая интернет-площадка, чья аудитория превышает 3 тыс. пользователей в сутки, и такой блогер фактически приравнивается к СМИ: он не может распространять недостоверную информацию, материться, призывать к экстремизму и т.п.

Роскомнадзор заносит блогеров в специальный реестр, если подтвердит, что такой сайт или его страницу читают более 3 тыс. человек в день. Ведомство может запросить статистику у самого блогера, площадок (например, у соцсетей «ВКонтакте» или Facebook) или использовать данные открытых счетчиков.

Для разбирательства споров, когда, к примеру, площадки отказываются раскрыть статистику или срывают сроки, при Роскомнадзоре создана экспертная комиссия, которую возглавил директор по связям с общественностью RU-Center Андрей Воробьев. В комиссию входят чиновники Роскомнадзора, подведомственного ему ФГУП «Главный радиочастотный центр» (в нем создан специальный департамент, который следит, как исполняется закон о блогерах), а также приглашенные эксперты: директор Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергей Плуготаренко, директор по внешним коммуникациям Rambler&Co Матвей Алексеев, главред Roem.ru Юрий Синодов и др. Представителей Facebook, Google и «Яндекса» в числе приглашенных экспертов не было.

На втором заседании этой комиссии, которое состоялось 11 сентября, было решено: эксперты должны «разработать индивидуальную для каждого крупного организатора распространения информации в сети интернет методику альтернативного определения количества пользователей сайта или страницы сайта... в сутки». Речь идет прежде всего о зарубежных площадках, Twitter и Facebook, пояснил источник, знакомый с повесткой заседания. Зарубежные соцсети могут отказаться предоставить российским чиновникам данные по своим пользователям, а поставить на эти сайты счетчики невозможно.

Методики необходимо разработать к началу октября, говорит собеседник РБК. «Наработки» уже есть, но их должен одобрить Роскомнадзор как «правильно считающие», уточняет другой источник, близкий к комиссии. По его словам, для Facebook понадобится сложная методика подсчета – эта сеть «очень закрытая».

На откуп отрасли

В реестр блогеров уже попали несколько страниц зарубежных соцсетей – например, аккаунты в Facebook Матвея Алексеева и создателя счетчика LiveInternet Германа Клименко, страница в Twitter министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова. Но, поясняет пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский, эти соцсети ведомству статистику не раскрывают. Позиция Twitter и Facebook такова: если ведомство просит их раскрыть посещаемость конкретного пользователя, сеть уведомляет об этом самого блогера, который и принимает решение, прислать ли данные в Роскомнадзор. Те авторы, которые уже попали в реестр, согласились дать статистику ведомству. Но не все пользователи идут на это. С некоторыми пользователями Twitter ведомство ведет переговоры, добавил Ампелонский.

До вступления в силу «закона о блогерах» чиновники говорили, что могут создать свой собственный счетчик. Ампелонский не исключает, что через несколько месяцев Роскомнадзор действительно займется этим: «Сейчас мы отдали решение этой их проблемы на откуп отрасли. Если она сможет урегулировать эти вопросы, то нужды в создании счетчика не будет».

Внешние силы бессильны

Среди возможных «альтернативных» систем подсчета источник, близкий к Роскомнадзору, называет сервис Openstat. Однако его создатель Леонид Филатов возражает: счетчик Openstat пользователь должен установить сам, а на страницу Twitter и Facebook его поставить нельзя. Поэтому если площадки не раскроют посещаемость сами, посчитать аудиторию их пользователей «легитимными способами» невозможно.

Извне можно оценить только «медийную силу блогеров» Facebook и Twitter, считает Игорь Ашманов, управляющий партнер компании «Ашманов и партнеры» и основатель аналитической системы для соцмедиа «Крибрум». Под «медийной силой» Ашманов подразумевает количество пользователей, которые делают перепосты, ставят «лайки», оставляют комментарии и т.п. Такая активность позволяет определить, сколько людей в среднем увидели пост, и, если долго следить за пользователем, «гипотетически» можно понять, сколько людей прочтут его следующие посты.

В России, по словам Ашманова, есть только две подобные системы мониторинга социальных медиа: «Крибрум» и «Поиск по блогам» «Яндекса». При этом «Крибрум» может проанализировать далеко не все посты, а лишь те, к которым удается получить доступ. «Facebook – довольно закрытая система: из «ВКонтакте» можно вытащить все, а из Facebook – нет», – говорит Ашманов. «Крибрум» также может выделить активных пользователей Twitter – кто ставит «лайки», кто делает репосты и пр.

Аналитик РАЭК Карен Казарян перечислил несколько других систем мониторинга: Wobot, Socialbakers, YouScan, Brandspotter. Правда, Ашманов утверждает, что все остальные поставщики данных о соцсетях берут их из «Поиска по блогам», а он, как и «Крибрум», не дает точных данных о ежедневной аудитории, а может считаться лишь оценкой популярности блогера. Это подтверждают и в самом «Яндексе». В «Поиске по блогам» можно найти открытые посты пользователя и увидеть количество комментариев, это те же самые данные, которые можно посмотреть и на самих блогоплатформах, уточняет пресс-секретарь «Яндекса» Татьяна Комарова.

Из исследовательских компаний интернет-аудиторию сегодня измеряет TNS Russia. Ее директор по интернет-исследованиям Инесса Ишунькина уточняет, что компания может измерить аудиторию конкретных страниц соцсетей. Но чтобы эти данные были достоверными, в день у такой страницы должно быть около 9 тыс. уникальных пользователей. В минувшем августе в Twitter этот порог у российской аудитории превысила только одна страница – премьера Дмитрия Медведева. Во «ВКонтакте» зафиксировано несколько таких URL: сообщества MDK, «Игромания», ЁП.

TNS измеряет интернет-аудиторию по так называемой user-centric модели: на компьютер респондента устанавливается специальный софт, который отслеживает все его действия в сети. В исследовании задействованы около 50 тыс. респондентов, чье поведение экстраполируется на всех жителей России.

Представитель Facebook отказался от комментариев, в Twitter не ответили на запрос РБК.