Лента новостей
Mastercard запланировала запуск переводов по номеру телефона за границу 00:00, Финансы Медведев и Хачанов в теннисной элите. Чего ждать от них дальше 00:00, Спорт В театре назвали причину смерти актрисы Александры Назаровой 20 авг, 23:53, Общество Адвокат допустил прекращение уголовных дел против сестер Хачатурян 20 авг, 23:37, Общество Стали известны название и дата выхода нового фильма о Джеймсе Бонде 20 авг, 23:35, Общество Трамп оценил перспективы Салливана в качестве посла России 20 авг, 23:23, Политика Трамп заявил о переигранном Путиным Обаме 20 авг, 23:15, Политика Помпео заявил о возрождении «Исламского государства» в отдельных регионах 20 авг, 22:58, Политика Премьера Италии отправили в отставку 20 авг, 22:34, Политика Путин заявил о «провале» первичного звена российской медицины 20 авг, 22:11, Общество Нурмагомедов поднялся на вторую строчку общего рейтинга UFC 20 авг, 22:00, Спорт В Подмосковье зацепился за столб и упал воздушный шар 20 авг, 21:53, Общество Умерла актриса Александра Назарова 20 авг, 21:42, Общество Трамп предложил вернуть Россию в «Большую восьмерку» 20 авг, 21:36, Политика Советник Зеленского предложил «убивать и расчленять» госмонополии 20 авг, 21:34, Экономика Полиция Грузии выявила наркотики у половины проверенных с июня водителей 20 авг, 21:19, Общество В Петербурге в кинотеатре «Аврора» произошел пожар 20 авг, 21:19, Политика Акинфеев выразил уверенность в возвращении Кокорина и Мамаева в футбол 20 авг, 20:54, Спорт «Краснодар» потерял двух футболистов перед матчем Лиги чемпионов 20 авг, 20:43, Спорт ЦБ оценил предложение о блокировке карт за подозрительные переводы 20 авг, 20:43, Финансы Пентагон ответил на обвинения Москвы в наличии плана по срыву ДРСМД 20 авг, 20:40, Политика Пакистан пригрозил Индии судом ООН из-за статуса Кашмира 20 авг, 20:38, Политика NYT узнала о планах Трампа отправить заместителя Помпео послом в Россию 20 авг, 20:31, Политика Власти Москвы заявили о нехватке строителей для программы реновации 20 авг, 20:14, Общество Большинство россиян сочли ситуацию в стране неблагоприятной для будущего 20 авг, 20:09, Общество Тульский «Арсенал» объявил о переходе футболиста «Вердера» 20 авг, 19:46, Спорт Капитан арестованного на Украине танкера отказался завести судно в порт 20 авг, 19:39, Политика У Трампа родился десятый внук 20 авг, 19:32, Политика
Газета
Рекорд Guinness
Газета № 167 (1942) (1009) //2515 Общество,
0
Рекорд Guinness
Россияне переключились на импортное пиво из-за резкого роста акцизов
Фото: Reuters

Вместо украинской «Оболони» россияне отдают предпочтение импортному пиву из Германии, Чехии и Бельгии. На фоне падения производства пива в России и импорта из Украины поставки пива из дальнего зарубежья в I полугодии 2014 года выросли более чем на 50%.

По данным Росстата, в I полугодии 2014 производство пива в России снизилось на 6,4% до 424 млн. дал. Поставки импортного пива, по данным Федеральной таможенной службы, также упали — на 20,1% до 10,78 млн. дал. Но если убрать из статистики ФТС объемы, которые приходятся на импорт из стран бывшего СССР, выясняется, что поставки пива из дальнего зарубежья — самая динамично растущая категория алкогольных напитков на российском рынке. В I полугодии 2014 года рост в этом сегменте составил 51,3%, а объем поставок превысил 50 млн. л.

Исходя из общего объема российского пивного рынка (428,5 млн. дал), доля пива из стран дальнего зарубежья составила 1,2% против 0,6% в 2013 году. По оценке отраслевого агентства ЦИФРРА, в деньгах рынок в этой категории составляет сейчас около 12,8 млрд рублей.

Поставки из дальнего зарубежья, в основном из Евросоюза, растут на фоне резкого падения импорта из Украины. Еще три года назад на ее долю приходилось до 80% объема импорта пива, по итогам I полугодия 2014 года — уже 52%. И падение продолжится — с 15 августа Роспортребнадзор запретил ввоз в Россию продукции компаний «Оболонь» и «Сан ИнБев Украина» — основных поставщиков украинского пива на российский рынок. Причиной запрета стали неправильная маркировка товара, а также несоответствие требованиям по энергетической ценности продукта украинских пивоваров.

На российских заводах падение производства началось еще в 2010 году, когда государство на 200% увеличило акциз для российских пивоваров. Это привело к резкому подорожанию пива в рознице (по данным Союза пивоваров, в январе 2010 года средняя цена отечественного пива составляла 48,25 рублей за литр, в 2014 году — 85-90 рублей). С тех пор рынок ежегодно терял от 3% до 7% объемов, при этом потери крупнейших производителей — российских «дочек» транснациональных пивоваренных гигантов — были даже больше.

Из-за акцизов разница между пивом, произведенным в России, и его западными аналогами заметно сократилась. По оценке отраслевого агентства ЦИФРРА, сейчас средняя стоимость пива из дальнего зарубежья составляет 250-260 рублей.

«Многие потребители премиальных сортов пива начинают переключаться на импортируемые бренды», — говорит главный редактор портала «Пивные новости» Александр Иджон. Из-за роста акциза стоимость самого дорогого российского пива практически сравнялась с недорогим импортным, и теперь нет того ценового разрыва, который делал конкуренцию между ними невозможной, рассуждает он: «Многие российские потребители уверены, что импортное пиво априори качественнее российского, и готовы за него переплачивать».

«У него совсем другой вкус»

Динамичный рост в этом сегменте заставил крупнейших игроков российского пивного рынка, которые до недавних пор делали ставку на развитие локального производства, заняться импортом этой продукции в Россию.

Российское подразделение глобального лидера пивного рынка Anheuser-Busсh InBev компания «Сан ИнБев» до этого года предпочитала выпускать принадлежащие ей бренды иностранного пива на собственных российских заводах. В категории «немецкое пиво» компания делала ставку на бренд Lowenbrau, доставшийся ей в 2004 году в результате покупки компании Spaten-Löwenbräu-Gruppe. Другие ее бренды — Spaten и Franziskaner — импортировались сторонними российскими компаниями из Германии. С 2011 года их поставляет Московская пивоваренная компания (МПК), которая сумела вывести обе марки на ведущие позиции в сегменте.

Но весной 2014 года «Сан ИнБев» объявила, что теперь будет самостоятельно импортировать Spaten и Franziskaner в Россию, добавив в портфель импортируемого пива и мексиканский бренд Corona, также принадлежащий Anheuser-Busсh InBev. Этот шаг компания объяснила «растущим интересом россиян к различным сортам и новинкам из других стран мира».

Потеряв свои ключевые немецкие пивные бренды, МПК довольно быстро нашла замену, подписав договор с владельцами независимой немецкой пивоварни Krombacher — второго по объему продаж пивного бренда Германии. До сих пор поставками Krombacher в Россию занимался другой крупный пивной импортер — компания «Русская традиция».

«У нас очень сильные позиции в чешском сегменте, где мы работаем с брендом Budweiser Budvar, — говорит гендиректор МПК Игорь Дементьев. — Потеряв дистрибуцию Spaten и Franziskaner, мы искали замену и получили, в некотором роде, даже более сильный бренд: Spaten в Германии — довольно локальная марка, которая не входит в десятку крупнейших брендов. Номером один в России она стала благодаря, в том числе, и нашей работе. Krombacher — значительно более крупный бренд на немецком рынке и в России, на наш взгляд, он пока недооценен».

В этом году импортную программу запустила и пивоваренная компания «Балтика». Лидер российского рынка заявил о начале поставок датского пива Jacobsen и бельгийского Grimbergen, которые принадлежат материнской компании «Балтики» Carlsberg. Запуск программы компания также объясняла «значительным ростом интереса российского потребителя к специальным сортам пива в целом, и к бельгийскому пивоварению, в частности». Пока доля импортируемых брендов в общем объеме продаж «весьма скромная», говорит представитель «Балтики», но точных цифр не называет.

Компания Heineken занимается поставками в Россию из Ирландии пива Guinness в кегах (30-литровые бочки для баров). Поставку знаменитого стаута в бутылках осуществляют независимые импортеры, так как Heineken по лицензии Diageo производит бутилированный Guinness на своем заводе в Санкт-Петербурге. Этой весной перед менеджерами Heineken возникла дилемма: компания решила пополнить портфель за счет принадлежащего ей популярного чешского бренда Krusovice и долго не могла решить, что делать — возить пиво из Чехии или наладить производство в России. В итоге был выбран второй вариант. «Это было очень сложное для нас решение, — рассказал РБК менеджер Heineken. — Споры по поводу того, как работать с брендом, велись долго и тяжело, но все-таки мы решили делать это пиво в России, а дистрибуцию оставить компании, которая занималась ей и до этого».

Представитель фирмы «Кросс-Логистик», которая занимается поставками Krusovice в Россию, говорит, что в компании ожидают снижения продаж Krusovice из-за начала его производства на российской площадке. «Продажи чешского пива в последнее время в принципе снижаются, — рассказал РБК менеджер компании. — Растет Германия, премиальные и крафтовые бренды из Великобритании и Бельгии». Но замену для Krusovice, которое с запуском российского производства рискует уступить первую строчку «чешского рейтинга» конкуренту Budvar, компания искать не собирается.

Компания Efes, у которой также есть производство в России, импортирует из Нидерландов пиво Grolsch (занимает 13 место среди всех импортируемых в Россию пивных брендов с долей рынка 1,8%), а также итальянское Peroni, доля которого в России незначительна.

Идея своя, пиво импортное

Популярная практика среди российских импортеров — вывод на российский рынок собственных торговых марок, разработанных в России брендов, заказы на которые размещаются на иностранных производственных площадках.

Крупнейший поставщик в Россию собственных иностранных пивных брендов — компания «Русская традиция». В начале 2000-х годов фирма, основанная Андреем Браиловским, была крупнейшим пивным импортером из стран дальнего зарубежья, а основу ее портфеля составляли такие марки, как Bavaria, Krusovice, Paulaner, Pilsner Urquell, Warsteiner. Но сейчас «Русская традиция» сосредоточилась на продвижении собственных марок. Среди наиболее продаваемых марок импортного пива в России их собственные бренды — немецкий Liebenweiss и чешские Prazacka и Cernovar.

Среди других популярных импортных брендов, имеющих российское происхождение — Karlovec московской компании United Brands of Beergood, Klaster, импортируемый SVAM Group, и Stammgast компании «Элитвода Ру».

«Сегмент импортного пива будет расти и дальше, хотя многое будет зависеть от устойчивости рубля и российской экономики, — говорит совладелец МПК Евгений Кашпер. — После присоединения к ВТО пошлины на импорт стали снижаться, и интерес к таким товарам повысился». По словам Кашпера, импортируемые продукты сейчас формируют до четверти оборота компании, известной на рынке как производитель пива «Жигули барное» и «Хамовники».