Лента новостей
Путин поручил поддержать отцовство в России 16:55, Статья Москвичам рассказали, когда ждать ближайшего снегопада 16:52, Новость Путин назвал недостаточными меры по улучшению демографии 16:52, Статья Как меняется рынок российской кибербезопасности 16:50 АвтоВАЗ объявил о скидках на все модели Lada в декабре 16:41, Новость Как биллинговые системы стимулируют развитие подписочной модели бизнеса 16:40 Как устроена экономика Ирана 16:37 В НХЛ ответили Третьяку на идею пригласить «Вашингтон» на турнир в России 16:34, Статья Как угольные предприятия повышают безопасность инфраструктуры 16:32 Мировые цены на медь выросли до нового рекорда из-за страха дефицита 16:32, Статья В Чечне объявили режим беспилотной опасности 16:30, Новость Маршрут к возможностям: как поддержать бизнес в креативных индустриях 16:30 Лоукостер «Победа» запустит услугу по провозу увеличенной ручной клади 16:29, Новость Что происходит с рынком промышленной автоматизации России 16:23 Устойчивое строительство: как уменьшить нагрузку на энергосистему и ЖКХ 16:19 Онлайн и офлайн в одной корзине: что такое бесшовный шопинг сегодня 16:19 Кухня — главное место в доме. Как переосмыслили советские традиции 16:19 Военная операция на Украине. Онлайн 16:19, Онлайн
Газета
Выборы обошлись без агитации
Газета № 163 (1938) (0409) //2511 Общество,
0

Выборы обошлись без агитации

Эксперты КГИ констатировали пассивность кандидатов перед единым днем голосования
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Активная агитационная кампания в этом году, начавшись рано, быстро завершилась — сразу после регистрации кандидатов. Эксперты Комитета гражданских инициатив пассивность кандидатов связывают с отсутствием конкуренции на предстоящих выборах. Во многих регионах, избирающих губернаторов, избирательная кампания свелась только к косвенной агитации.

Совпадение основной фазы избирательной кампании с сезоном летних отпусков стимулировало партии начать агитацию еще до официального старта выборов. Сверхактивная агитация в апреле—мае сочеталась с резким снижением уровня агитационной активности после завершения регистрации в июле, отмечают эксперты КГИ Александр Кынев, Аркадий Любарев и Андрей Максимов. Когда исход предстоящих выборов стал во многом предрешен, сама агитация приобрела формально-технический характер, говорится в докладе.

Отсутствие во многих избирательных кампаниях явных оппонентов действующим руководителям привело к массовому использованию методов косвенной агитации, делают вывод эксперты. Под косвенной агитацией понимается доминирование в региональных СМИ информации о профессиональной деятельности действующих глав, в том числе об их встречах с президентом. С апреля по август Владимир Путин встретился с исполняющими обязанности губернаторов 27 из 30 регионов, где 14 сентября пройдут выборы. «Губернаторам пытаются передать часть рейтинга главы государства», формально эта информация не имеет статуса предвыборной агитации, поясняют эксперты.

При этом имеющие официальный предвыборный статус материалы, как правило, выходят лишь в периферийных СМИ в неудобное для зрителей или слушателей время, говорят авторы. Такая ситуация, по их словам, сложилась на выборах депутатов Мосгордумы. Доминирование косвенной агитации не отменило использование «маскировочных технологий». Пример подобных технологий — проект «Моя Москва», который формально носил непартийный характер. Символика проекта активно используется кандидатами в ходе официальной агиткампании вместо собственно партийной символики. Наиболее часто избегают указывать на свою партийную принадлежность действующие главы региональных администраций на губернаторских выборах.

«Крайне инертной», по мнению авторов, выглядит кампания в Санкт-Петербурге. Только в последних числах августа в городе появилась официальная предвыборная агитация врио губернатора Георгия Полтавченко, которая ограничилась изображением портрета кандидата и лозунгами без какой-либо идеологической окраски.

«Кампания этого года резко контрастирует по степени активности с кампанией прошлого. Даже в конкурентных регионах, таких как Иркутская область, активность кампаний была минимальной», — отмечает Кынев.

На ход агитационной кампании повлиял украинский кризис, обращают внимание эксперты. Публичные заявления об украинских событиях на своих сайтах разместили все крупные партии. Активнее всего участники кампании откликнулись на ответные санкции, введенные российскими властями в отношении стран, поддержавших ограничения в отношении России, отмечают авторы исследования. В частности, тема поддержки отечественного производителя и импортозамещения активно обсуждалась в Ставропольском крае, где будут избирать губернатора. Партия «Родина» на выборах в Хабаровском крае использовала эпатажный лозунг «Больше санкций — крепче Родина!», указано в докладе. «Тема Крыма и Украины на агитационной кампании в регионах сказалась незначительно. Тема санкций гуманитарной помощи присутствовала, но не стала доминантной», — пояснил РБК один из авторов исследования политолог Александр Кынев.