Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Суд привлек Siemens третьим лицом по делу о поставках турбин в Крым 19:54, Бизнес Тест: как выглядеть красиво на всех фото 19:53, РБК и Huawei Экс-премьер Украины Яценюк рассказал о беседах с Медведевым 19:42, Политика «Первый» не смог вернуть лидерство среди телеканалов по аудитории 19:41, Технологии и медиа Роспотребнадзор назвал меркаптан причиной вони в Москве 19:31, Общество Звездные визажисты: кто красит Ксению Собчак, Селену Гомес и Шэрон Стоун 19:30, Спецпроект РБК PINK Путин приехал в третью страну за день 19:30, Политика Чемпионат России по футболу. «Ахмат» — «Зенит». Онлайн 19:30, Спорт Секрет датского счастья прост — хюгге 19:25, РБК и Philips Дональд Трамп подпишет «Директиву № 1» о полетах на Марс 19:15, Технологии и медиа СМИ разместили фото задержания подозреваемого во взрыве бомбы в Нью-Йорке 19:13, Общество МОК заподозрил еще двух российских призеров Олимпиады в Сочи 19:08, Спорт Бетон и шипы: в Сан-Диего начали испытание стены Трампа 19:07, Общество  Какая революция произошла в лечении инсультов 18:59, Партнерский материал В Минпромторге рассказали об удвоении утилизационного сбора на автомобили 18:57, Общество Porsche изнутри: виртуальный тест-драйв на мобильном 18:53, РБК и Porsche Вход в римский Пантеон станет платным 18:50, Общество Против сжегшей дом в отместку за выселение жительницы ХМАО возбудили дело 18:48, Общество «Роскосмос» установил причины аварии запущенного с Восточного спутника 18:40, Общество Умер писатель Сергей Есин 18:37, Общество Технологическое решение: почему России нужно производство СПГ в Арктике 18:35, Мнение Правительство заморозило обсуждение пенсионной реформы до конца 2018 года 18:24, Экономика Микрофинансы: как получить доход выше обычных процентов по вкладам 18:23, РБК и Русмикрофинанс Власти Нью-Йорка назвали взрыв на автовокзале терактом 18:23, Общество Туроператоры заявили об отсутствии отказов от путевок в Израиль 18:23, Общество Египет и «Росатом» утвердили рекордные контракты на строительство АЭС 18:17, Бизнес В полиции Нью-Йорка назвали имя подозреваемого во взрыве 18:15, Общество Новый российский рейтинг вузов возглавили три американских университета 18:11, Общество
Угроза мира
Газета Общество, 31 июл, 2014 01:25
0
Угроза мира
Какие российские проекты и компании пострадают от санкций
Фото: EPA

Американские и европейские санкции направлены на то, чтобы ограничить доступ России к деньгам и к технологиям. Второе опаснее первого

Банки при деньгах

В новый список секторальных санкций США попали ВТБ, Банк Москвы и Россельхозбанк. Теперь они не смогут привлекать займы у американских кредиторов сроком более чем на 90 дней и размещать новые акции для американских инвесторов. Евросоюз также сообщил, что намерен включить в свой санкционный список государственные финансовые институты. Из банков, попавших в санкционный список, сильнее всего может пострадать ВТБ: он наиболее зависим от внешнего фондирования.

Банк России уже пообещал принять «адекватные меры» и помочь банкам, попавшим в санкционный список, в случае необходимости. «Финансисты говорят, что банки, уже попавшие под санкции, даже выиграли. Например, СМП Банк получил серьезную господдержку. И можно ждать, что банки, попадающие под санкции, продолжат получать помощь из различных государственных источников и им также перепадет немало средств. Получается, что, потеряв возможность рефинансировать в основном небольшие относительно общей задолженности долги на западных рынках, такие банки начинают претендовать на существенную господдержку и даже выигрывают от санкций», — говорит аналитик одного из рейтинговых агентств.

Зато для всех остальных фондирование подорожает. «В среднесрочной перспективе санкции приведут к удорожанию финансирования для всех, потому что государственные банки вытянут все ресурсы внутреннего рынка», — говорит управляющий директор Arbat Capital Алексей Голубович. Для негосударственных банков ресурсов станет меньше, борьба за финансирование приведет к его удорожанию.

Бурильщики без технологий

В согласованном варианте списка санкций ЕС есть запрет на экспорт в Россию так называемых чувствительных технологий. Для нефтяников этот пункт может стать принципиальным — эти технологии используются для разработки месторождений с трудноизвлекаемыми запасами. К ним относят шельфовые проекты «Роснефти» и Exxon Mobil в Арктике, а также «Сахалин-2» — его разрабатывают «Газпром» и Shell. Кроме того, под угрозой окажется проект НОВАТЭКа «Ямал-СПГ», его российская газовая компания реализует совместно с французской Total.

Труднее всего без иностранных технологий придется при разработке арктического шельфа, говорит директор по науке кластера энергоэффективных технологий фонда «Сколково» Олег Перцовский. Кроме того, в России не развиты технологии горизонтального бурения, многостадийного гидроразрыва пласта и работа с «умными» скважинами (максимально автоматизированными).

Раньше других на решение ЕС среагировала Total, заявив в среду о приостановке планов увеличения доли в НОВАТЭКе. Сейчас Total владеет 18% акций компании. Представитель НОВАТЭКа отказался от комментариев.

В то же время, как говорится в опубликованном накануне финансовом отчете компании за первое полугодие 2014 года, Total продолжит работу в контакте с «Газпромом» по проекту разработки Штокмановского месторождения. «Компания остается в контакте с «Газпромом» по изучению других технических схем, которые подошли бы экономике проекта и по определению будущего участия компании в разработке месторождения», — говорится в документе.

Из-за санкций может быть задержана и реализация некоторых проектов «Роснефти», об этом во вторник заявил президент госкомпании Игорь Сечин. «Мы работаем в разных условиях и готовы в том числе к волатильности, связанной с этими санкциями», — сказал он. В среду вечером «Роснефть» заключила долгосрочное соглашение с North Atlantic Drilling Ltd. о бурении на шельфе. Буровая компания работает в Норвегии, эта страна не входит в ЕС. Если Норвегия присоединится к санкциям ЕС, на соглашении это не отразится, все договоры до 1 августа не подадут под их действие.

Военные без оборудования

Отдельной строкой Евросоюз прописал запрет на экспорт и импорт продукции двойного назначения, если эти товары и технологии предназначены для военных нужд. Новые правила распространяются только на новые контракты. США вчера дополнили свой санкционный список Объединенной судостроительной корпорацией.

«Это серьезная история», — сказал в эфире телеканала «Россия 24» президент ОСК Алексей Рахманов. По его словам, американские акционеры могут оказаться у поставщиков ОСК из других стран, а самым пострадавшим будет гражданский сегмент судостроения. Рахманова больше беспокоят секторальные санкции ЕС, направленные на запрет поставок оборудования для работы на шельфе. Если они коснутся морской техники, ОСК придется «возвращаться к чертежной доске», чтобы пересматривать планы развития вместе с нефтяными компаниями.

Заводы ОСК на Дальнем Востоке до 2025 года получат заказы на 780 млрд руб. на строительство судов для разработки шельфа для «Газпрома» и «Роснефти», говорил в середине апреля вице-премьер Дмитрий Рогозин. Большая часть заказа — суда для работы на шельфе.

Самое страшное в санкциях — то, что США и ЕС не определили четких правил игры, считает президент группы компаний «Транзас» Николай Лебедев. Компания, по собственной оценке, занимает около трети мирового рынка судового навигационного оборудования и тренажеров для подготовки пилотов самолетов и вертолетов и судовых капитанов. «Мы покупаем технологии и в Европе, и в США и продаем туда свои. За всю историю наших взаимоотношений с иностранными партнерами такой неопределенной ситуации не было. Продукцией двойного назначения можно признать все что угодно, в зависимости от политической необходимости», — говорит Лебедев.

Он утверждает, что пока предыдущие санкции никак не сказались на взаимоотношениях его компании с европейскими и американскими партнерами, но очередной раунд ограничений может нарушить их.

Для менее сложной техники, например для автомобилей, поставляемых для военных нужд, комплектующие и технологии уже есть в России, а недостающие можно купить в Китае, что даже удешевит продукцию, рассуждает менеджер одного из российских автопроизводителей — поставщиков армии. По его словам, большинство поставляемых для нужд военных частей пассажирских и транспортных машин даже не имеет статус спецтехники, они почти полностью идентичны гражданским аналогам.

«Пока мы не получали звоночков», — сказал РБК источник, близкий к Объединенной авиастроительной корпорации. По его словам, запрет может быть потенциально опасен для производства военных самолетов, в которых используется авионика европейского производства. «Мы уже давно работаем по части оборудования с Ростехом, который специально для нас организует его производство. Поставщиков части сложных комплектующих можно найти в Корее или на Тайване», — утверждает источник.