Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
АФК «Система» проиграла апелляцию «Роснефти» по спору на 136,3 млрд руб. 13:28, Бизнес Южная Корея: две стороны одной страны 13:25, РБК, Korean Air и НОТК Кремль заявил об отсутствии данных о захвате США лидера ИГ аль-Багдади 13:22, Политика СК начал проверку после сообщения о протащившем школьницу автобусе 13:13, Общество В «Роснефти» сообщили о планах разместить облигации на 30 млрд руб. 13:01, Бизнес ВЦИОМ определил уровень безработицы вдвое выше официального 13:00, Экономика В Кремле оценили работу с ЦРУ по предотвращению теракта в Петербурге 12:53, Политика Синоптики предупредили москвичей о похолодании 12:51, Общество 25 проверенных маршрутов для зимнего автотуризма по России и Европе 12:45, РБК и Hankook «Норникель» привлечет кредит на $2,5 млрд 12:44, Бизнес В Карачаево-Черкесии ввели режим контртеррористической операции 12:31, Общество Улучшенная реальность: автомобиль с «защитой от дурака» 12:30, Subaru XV и Autonews Саакашвили явился в прокуратуру и отказался идти на допрос 12:25, Политика Суд отправил недовольного «Матильдой» поджигателя в психбольницу 12:24, Общество Группа «Авилон» стала новым дилером Volvo в России 12:17, Бизнес На Украине в результате пожара в доме погибли четыре ребенка 12:09, Общество В Ливане арестовали подозреваемого в убийстве британского дипломата 12:05, Общество Крупнейший биржевой оператор запустил торги фьючерсами на биткоин 12:02, Финансы Дело «ангарского маньяка» поступило в суд 12:00, Общество Практично и этично: выбираем подарок для коллег и бизнес-партнеров 11:55, РБК и Афимолл Сити Организаторы европейской премии пообещали лично наградить Серебренникова 11:51, Общество Российские бобслеисты определились с цветами формы на Олимпиаде 11:45, Спорт Россельхознадзор частично снял запрет на ввоз шпрот из Прибалтики 11:26, Общество Роспотребнадзор рассказал о мерах защиты от опасного Деда Мороза 11:26, Общество Шайба российского хоккеиста вошла в десятку лучших недели в НХЛ 11:20, Спорт В московской школе прошла учебная эвакуация 11:09, Общество 5 вещей, с которыми стоит попрощаться перед новым годом 11:07, Спецпроект РБК PINK «Барселона» потеряла нападающего перед матчем против «Реала» 11:04, Спорт
Закрытый космос
Газета № 115 (1890) (3006) //1793 Общество, 30 июн, 2014 01:25
0
Закрытый космос
Неудача с пуском новой российской ракеты-носителя «Ангара» свидетельствует о кризисе в отрасли
Фото: ИТАР-ТАСС

Российская космическая отрасль, которая еще сохраняет лидирующие позиции в мире по коммерческим доставкам грузов на космическую орбиту, рискует утратить и это преимущество: новая ракета-носитель «Ангара», работа над которой ведется с 1994 года, до сих пор не прошла испытания. РБК проанализировал состояние в отрасли и убедился, что вскоре ее отставание от конкурентов станет непреодолимым.

Первый испытательный пуск ракеты-носителя «Ангара-1.2», намеченный на пятницу, 27 июня, не состоялся. В последний момент автоматика «по техническим причинам» остановила запуск ракеты, пояснили в Государственном космическом научно-производственном центре им. Хруничева. Изначально было объявлено, что старт перенесен на сутки, но позже гендиректор центра Владимир Нестеров, отвечая на вопрос президента Владимира Путина о новом сроке запуска, назвал конец декабря текущего года. Таким образом, финальная стадия испытаний новой экологически чистой ракеты-носителя, которая должна прийти на смену устаревшим «Протонам», вновь отложена.

«Ангара», которая должна стать основной российской ракетой-носителем, сочетает в себе все плюсы и минусы постсоветской космической отрасли. Плюсы — мы еще умеем делать сложную космическую технику (правда, в основном ракеты). Минусы — несоблюдение сроков (например, разработка «Ангары», если считать от определения победителя конкурса проектов, уже заняла почти 20 лет), неэффективность и завышенные затраты. Ракета получилась очень дорогой, и цена может отрицательно сказаться на ее перспективах, если конкурентам — миллиардеру Элону Маску и китайцам — удастся добиться более низкой себестоимости вывода полезной нагрузки в космос.

Конкуренты наступают

Коммерческий рынок доставки грузов в космос — единственный сегмент космической отрасли, где Россия сохраняет лидерство: около 40% российских ракет летают только с иностранной полезной нагрузкой — спутниками или астронавтами. Причем в масштабах всей экономики космоса этот сегмент небольшой — менее 1% (около 2 млрд долл.). А теперь с приходом новых конкурентов есть большая вероятность, что мы потеряем и этот рынок.

Уже в ближайшие годы лидерство России как космического перевозчика будет оспорено, поскольку США, ЕС и Китай разрабатывают новые ракеты и космические корабли, в том числе для доставки пилотов и грузов на МКС. Так, после начала эксплуатации челноков Dragon американской компании SpaceX (основатель — миллиардер Элон Маск, в числе проектов которого Tesla Motors и PayPal) спрос на российские транспортные корабли «Прогресс» упал на треть, отмечал глава РКК «Энергия» Виталий Лопота. В разработке SpaceX находится тяжелая ракета Falcon Heavy, способная доставить на низкую опорную орбиту (НОО) до 53 т грузов всего за 1,5—2,5 тыс. долл./кг. Китай также разрабатывает относительно недорогие тяжелые ракеты Long March 5/7, а уже к 2020 году планирует довести свою долю в коммерческих пусках до 15% (в 2013 году китайцы не осуществили ни одного коммерческого запуска).

Через три года Россия может лишиться и еще одного источника заработка — отправки американских астронавтов на МКС. В 2013 году Россия заработала на этом 335 млн долл. На 2014 — первую половину 2016 года NASA подписало контракт с Роскосмосом на отправку 12 астронавтов за 753 млн долл. Но с середины 2017 года NASA планирует отказаться от российских услуг по доставке пилотов на МКС и использовать для этих целей свой пилотируемый корабль: агентство финансирует разработку сразу трех проектов компаний SpaceX, Boeing и Sierra Nevada.

Гендиректор Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) Игорь Комаров видит главную угрозу для российской космической промышленности в США, а не в Китае. «Особенность Китая в том, что его космические программы носят существенно автономный характер, основаны на принципе полного самообеспечения», — полагает Комаров. Член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Юрий Караш, в свою очередь, считает, что Китай в скором времени может не только обогнать Россию по количеству запусков и потеснить на рынке коммерческой доставки грузов, но и занять место России в качестве второй космической державы. В 2011 и 2012 году Китай уже опережал по количеству ракетных пусков не только Европу, но и США. В конце 2013 года Китай запустил луноход, а к 2020 году планирует высадить человека на Луну и построить собственную орбитальную станцию. По темпам развития отрасли Пекин уже вышел на первое место в мире.

Чем ответит Россия

Ракета-носитель «Ангара», чей первый тестовый запуск был запланирован еще в 2005 году, уже привлекла внимание аудиторов Счетной палаты. Согласно заключению ведомства, средства, вложенные в проект за два десятилетия («беспрецедентный в мировой практике срок»), многократно подняли цену этого, пока еще не готового носителя. Точная стоимость ракеты пока не раскрывается, и в ГКНПЦ имени Хруничева на запрос РБК не ответили. Однако, судя по цене двигателей для первой ступени, разгонного блока, комплекса пусковых услуг, стоимость «Ангары-1.2» (тяжелой версии ракеты-носителя), способной доставить до 24,5 т на НОО, может составить минимум 100 млн долл. (или 4,1 тыс. долл./кг). Это превышает себестоимость доставки грузов не только на Falcon Heavy (1,5–2,5 тыс. долл./кг), но и на ракете «Протон-М» (3,3 тыс. долл./кг).

Оптимизма не прибавляет и рост аварийности полетов. За последние 3,5 года неудачными оказались 7% российских пусков, тогда как в 2000‑е доля неудачных пусков не превышала 4%. Если у России восходящий тренд аварийности полетов, то у Китая — ярко выраженный нисходящий. Аварийность китайских ракет семейства Long March за последние десять лет составила 1,8%, причем у Long March 3 не было серьезных происшествий. Безаварийно летали и европейские ракеты Ariane-V, американские Atlas-V, японские H-II, индийские PSLV. Правда, у России тоже есть безаварийные ракеты — «Союз-ФГ», именно они специализируются на доставке космонавтов на МКС.

«Ухудшение очевидно. Настораживает то, что связаны все эти аварии с качеством контроля процессов на производстве, с его организацией, с подготовкой персонала. Это системные вещи. Нет такого, что поставили контролеров, ввели военную приемку — и все чудесным образом решилось раз и навсегда. Дефекты не повторяются, что свидетельствует о деградации системы», — отмечал Игорь Комаров в интервью «Коммерсанту».

Мало зарабатываем…

В апреле 2008 года Владимир Путин требовал: «Мы должны выступать не только в роли извозчиков, предлагая свои ракетоносители для вывода зарубежных космических аппаратов и грузов, а во все большей степени продвигать высокотехнологичные разработки и услуги». За шесть прошедших лет Россия сохранила свои позиции на рынке коммерческих запусков, но так и не смогла сделать шаг вперед на рынке других космических услуг.

По данным отчета Space Report 2014, подготовленного организацией Space Foundation, размеры мировой экономики космоса в 2013 году выросли на 4%, до 314,2 млрд долл. Из них коммерческая составляющая достигла 240,1 млрд долл. По оценке РБК, на Россию приходится не более 1,6% от этой суммы.

Две крупнейших отрасли коммерческого космоса — спутниковое ТВ и рынок глобальных навигационных услуг. На эти две отрасли приходится около 60% от общего объема выручки. Рынок спутникового ТВ в России оценивается в 2013 году в 18,3 млрд руб., или 0,56 млрд долл., сообщил РБК руководитель направления стратегического маркетинга компании J’son & Partners Consulting Александр Гадалов. То есть доля России в этом сегменте не превышает 1%.

При этом наша страна занимает третье место в мире по количеству абонентов спутникового ТВ (13 млн человек) после Индии (41 млн) и США (34 млн), сообщил РБК глава Digital TV Research Ltd Саймон Мюррей. Небольшие доходы от спутникового ТВ связаны с низкой стоимостью услуг для пользователей. Средний доход на одного абонента в месяц у крупнейшего американского оператора спутникового телевидения DirectTV составил в 2013 году 102 долл., тогда как у «НТВ-Плюс» — около 25 долл., а у «Триколор-ТВ» — всего 67 руб., или 2 долл. По словам Гадалова, в 2013 году 72% абонентов «Триколор-ТВ» пользовались базовым бесплатным тарифом.

Примечательно, что российские операторы спутникового ТВ для распространения сигнала используют в основном иностранные спутники. «Триколор-ТВ», на который приходится более 80% абонентов, арендует для вещания на европейскую часть России транспондеры (ретрансляторы) французского спутника Eutelsat. Этим же спутником пользуется «НТВ-Плюс». «Орион Экспресс» работает на люксембургском Intelsat. «Радуга-ТВ» осуществляет вещание по всей России с помощью китайского ABS-2.

Второй по величине коммерческий сегмент услуг в экономике космоса — рынок оборудования и устройств глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС). В 2013 году этот сегмент вырос на 6,2%, до 86 млрд долл., говорится в отчете Space Report 2014. Что касается российского рынка ГНСС, то оператор ГЛОНАСС — ОАО «Навигационно-информационные системы» — оценивает его в 0,67 млрд долл., или опять же менее 1% от мирового рынка. В России нет крупных разработчиков — производителей смартфонов и автомобильной навигации, а в мире нет большого спроса на ГЛОНАСС.

Лидер — система GPS — снял все сливки с рынка? Не совсем. На данный момент число спутников китайской ГНСС BeiDou составляет 15 единиц, а покрытие распространяется на Азиатско-Тихоокеанский регион, но к 2020 году Китай планирует увеличить группировку до необходимых 35 спутников, обеспечив всемирное покрытие. Уже к 2015 году правительство Китая планирует увеличить рынок спутниковой навигации до 37 млрд долл., а к 2020 году — до 65 млрд долл., согласно прогнозу European GNSS Agency. На руку китайцам играет огромный внутренний рынок с десятками автопроизводителей и, конечно, тот факт, что подавляющая часть производств навигационных чипов и смартфонов размещена именно в этой стране.Для сравнения, если сбудется оптимистичный прогноз главы некоммерческого партнерства ГЛОНАСС Александра Гурко, то российский рынок спутниковой навигации увеличится к 2020 году до 300 млрд руб. (менее 10 млрд долл.).

…и много, и неэффективно тратим

Несмотря на скромную космическую «выручку», Россия является одним из лидеров по государственным затратам на космос. Согласно отчету Space Report 2014, совокупные госрасходы на космос в мире составили в 2013 году 74,1 млрд долл. На США приходится больше половины — 41,3 млрд долл. Государственные расходы России на космос за последние десять лет выросли в 14 раз и в 2013 году достигли 10 млрд долл. Сейчас по показателю государственных расходов на космос к единице ВВП мы занимаем первое место в мире среди ведущих держав: в 2013 году США потратили 25 долл. на каждые 10 тыс. долл. ВВП, Китай — 4 долл., а Россия — 47 долл.!

На финансирование новой госпрограммы «Космическая деятельность России на 2013–2020 годы» планируется выделить 1,8 трлн руб. Однако насколько эффективно была выполнена прежняя программа, на которую с 2006 года потрачено более 0,5 трлн руб.?

Согласно принятой в 2006 году стратегии развития ракетно-космической промышленности долю России на мировом рынке ракетно-космической техники планировалось увеличить с 11 до 21% к 2015 году. Однако, как сообщили РБК в ОРКК, сейчас эта доля составляет 12%, то есть почти не изменилась по сравнению с показателем восьмилетней давности. В новой госпрограмме ее планируется увеличить лишь до 16% к 2020 году.

В 2006 году планировалось, что доля нового промышленного оборудования (возрастом до десяти лет) на предприятиях отрасли к 2015 году должна вырасти с 3 до 33–35%. По данным ОРКК, этот показатель увеличился всего до 12%: в ракетно-космической промышленности более 70% технологического оборудования имеет возраст свыше 20 лет.

На низком уровне находятся и научные исследования в космической сфере. Как следует из OECD Patents Database, на Россию в 2000–2008 годах приходился лишь 1% патентов, связанных с космической отраслью, тогда как на США — 50%. И это несмотря на то что космическая отрасль в России патентуется в три раза интенсивнее остальных.

Счетная палата, опубликовавшая в середине 2013 года отчет о системе управления российской космической отраслью, сочла ее крайне неэффективной. В 2010 году федеральная космическая программа была выполнена на 40%, в 2011 году — на 67%, в 2012 году — на 73%, несмотря на многократный рост расходов. Количество выведенных на орбиту спутников в 2010–2012 годах составило 47% от запланированного числа. При этом, несмотря на то что затраты на создание отечественных спутников в четыре раза превышают зарубежные стандарты, их эксплуатационно-технические характеристики крайне низкие, и к тому же растет аварийность. По словам аудиторов, в отрасли фактически «сложилась система коллективной безответственности». Роскосмос, выполнявший функции заказчика, производителя, а иногда и оператора космических систем, фактически не отвечал ни за сроки, ни за выполнение задач. Агентство не ответило на запрос РБК.

С целью реформы отрасли российские власти приняли решение объединить промышленные активы в ОРКК. При этом у Роскосмоса останутся функции госзаказчика, и агентство также будет отвечать за разработку государственной политики в космической отрасли. Годовой оборот предприятий, переданных в ОРКК, составляет около 170 млрд руб., сообщили РБК в пресс-службе корпорации. При создании ОРКК за модель взяты холдинги государственной корпорации «Ростех» (руководитель ОРКК Игорь Комаров возглавлял АвтоВАЗ, акционером которого является «Ростех»), а Сергей Чемезов вошел в наблюдательный совет ракетно-космической корпорации.

«Назад в будущее»?

Согласно докладу ОЭСР, существует три основных варианта развития мировой космической отрасли до 2030 года. При реализации оптимистичного сценария «Ровное плавание» ожидается укрепление международного взаимодействия в космической отрасли, преимущественное развитие гражданского космоса и научных исследований.

Второй сценарий — «Назад в будущее» — предполагает усиление конфронтации между блоками Россия — Китай и США — Европа. Это приведет к милитаризации космоса, сокращению гражданских расходов, замедлению коммерциализации, а также реализации амбициозных межпланетных и лунных проектов для укрепления престижа государств.

При наиболее пессимистичном сценарии «Штормовая погода» ожидается усиление геополитического противостояния, преимущественная ориентация на военные задачи в космосе и задачи безопасности.

Ухудшение отношений России с западными странами в связи с кризисом на Украине, похоже, делает более реальными второй и третий сценарии. При этом в союзе с Китаем России уготована роль ведомого партнера. Учитывая уже существующую вилку между доходами и расходами на космос и оценивая государственные затраты к единице ВВП, можно сказать, что космическая гонка во втором и третьем сценариях выгодна, пожалуй, только самому ракетно-космическому комплексу и его лоббистам в высшем руководстве страны. Тогда мы вернемся к ситуации позднего СССР, когда ВПК и космос дотировались за счет остальных отраслей экономики и населения. Внутренний рынок России, который несопоставимо меньше по объему рынков США, Европы и Китая, просто не позволит окупить такие расходы на космос.